Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

 

Причины

Суть причины

Пути решения

Результат

Должники

1.

Не платят алименты по объективным причинам, поскольку:

а) не имеют работы и стабильного дохода

Справочно:

По статистике из оставшихся на начало 2015 года 227,5 тыс. документов, только 53 789 находятся на периодическом исполнении.

Это означает, что только каждый четвертый (23,6 %) должник имеет постоянный заработок. Остальные 76% - платят алименты от случая к случаю.

Организационные меры:

1. Разработать и утвердить совместный Приказ об алгоритме  взаимодействия судебных исполнителей и органов соцзащиты по вопросам трудоустройства должников. 

2. Предусмотреть в приказе следующие действия:

а) судоисполнитель разъясняет должнику порядок постановки на учет в качестве безработного (под роспись);

б) судоисполнитель в 5-ти дневный срок направляет в территориальные органы соцзащиты список должников для постановки в качестве безработного;

в) органы соцзащиты, получив списки должников, обрабатывают и включают их в список безработных, проводят с ними разъяснительную беседу о возможностях трудоустройства, направляют на вакантные места;

г) в случае отказа должника от трудоустройства, органы соцзащиты незамедлительно информируют судоисполнителя, приложив копии подтверждающих документов;

д) судоисполнитель осуществляет сбор информации.

Совместный приказ (обмен информацией)

 

 

б) находятся в местах лишения свободы (не работают)

Статистика отсутствует.   

 

Законодательно не регламентирован порядок исполнения судебных актов о взыскании алиментов осужденными, находящимися в местах лишения свободы.
 

Общий суммарный долг заключенных,  в том числе и по алиментам только по исполнительным листам составил почти 26 млрд. тенге.

Из них возмещено лишь 88,6 млн. или 0,3%.

 

Имеются факты, когда десятки лет исполнительные листы не направляются в колонии и осужденные лишаются права на УДО.

Правовые меры:

1. Актуализировать  совместный приказ МВД и МЮ от 14.03.2013 года №83 (№147)«О некоторых вопросах взаимодействия по исполнению исполнительных документов о взыскании материального ущерба», предусмотрев следующие вопросы:

а) Пересмотреть перечень материалов и документов, направляемых судебными исполнителями в органы внутренних дел с учетом дальнейшего перехода на электронный формат передачи исполнительных документов;

б) дополнительно пересмотреть сроки передачи информации о трудозанятости осужденных органами внутренних дел судоисполнителям с учетом дальнейшего перехода на электронный формат обмен информации.

 

Организационные меры:

2. Проработать вопросы интеграции ведомственных систем ЦАБД (КУИС МВД) с АИС ОИП (МЮ) для обмена информацией по должникам, находящимся в местах лишения свободы.

1. Приказ о внесении изменений и дополнений в совместный приказ МВД и МЮ «О некоторых вопросах взаимодействия по исполнению исполнительных документов о взыскании материального ущерба»;

 

2. Интеграция систем ЦАБД (КУИС МВД)с АИС ОИП (МЮ)

 

 

в) не получают зарплату по вине работодателя

 

Согласно данным МЗСР долг по зарплате на 1 июля 2016 года составляет 1,5 млрд. тенге.

Организационные меры:

1.Генеральной прокуратуре совместно с инспекцией труда осуществлять систематический мониторинг ситуации и привлекать к ответственности работодателей, имеющих задолженность по зарплате;

2.Инспекции труда вносить предписания об устранении нарушений путем выплаты задолженности по зарплате. 

Акты реагирования.

 

 

г)не работают, потому что являются несовершеннолетними родителями (не работают)

Учесть, что несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих трудоспособных родителей, родных совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами (ст.152 Кодекса РК «О браке и семье (супружестве)»).

Правовые меры:

1. Совместно с МЮ, МВД, МФ, МНЭ, МЗСР и другими заинтересованными государственными органами проработать вопрос создания государственного алиментного фонда.

 

Предложения в КПМ

 

 

д) являются нетрудоспособными (инвалидами I группы)

Согласно ст.98 Закона РК «Об исполнительном производстве...» взыскание по алиментам не может обращено на суммы, полученные должником в возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также пособия, выплачиваемые пенсионерам и инвалидам I  группы.

Согласно ст. 7  Закона Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. № 126 «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» удержания из пособий могут производиться в порядке исполнительного производства. Из пособия не может быть удержано более 25 процентов от причитающейся к выплате суммы.

По сведениям МЗСР в Казахстане насчитывается более 405 тыс. инвалидов, из них  37 тыс. - инвалиды I группы.

На июнь 2016 г:

Инвалидов I  группы – 40 690,

Инвалидов II  группы – 31 775,

Инвалидов III  группы – 22 402.

Правовые меры:

1. Совместно с МЮ, МВД, МФ, МНЭ, МЗСР и другими заинтересованными государственными органами проработать вопрос создания государственного алиментного фонда.

 

Предложения в КПМ

2.

 

Не платят алименты по субъективным причинам, поскольку:

 

а) сложились неприязненные отношения с взыскателем, который препятствует общению с ребенком

По статистике примерно третья часть всего населения США хотя бы раз в жизни имела дело с психологом.

Американцы большое внимание уделяют психологической стороне вопроса о супружеской жизни. Любые ситуации разбираются со всех сторон, и практически каждый американец имеет своего психолога или семейного психолога, который всю жизнь сопровождает его советами.

Каждая американская семья на протяжении всей жизни решает большинство своих проблем только с помощью психологов и других специалистов, которые могут решить некоторые вопросы.

В Казахстане же этого пока нет. Всего в стране насчитывается 490 семейных психологов, что конечно явно недостаточно.

В законодательстве Казахстана (о браке и семье) нет механизмов, разрешающих конфликты между бывшими супругами. 

По данным социсследований, чем теснее общение отцов с детьми, тем реже случаи неплатежей алиментов.

В Испании существует институт совместной опеки. Ее суть в сохранении отношений ребенка с родителями после развода. Они сами определяют порядок содержания ребенка. Совместная опека невозможна при разводе из-за алкоголизма, пьянства, наркомании либо насилия в семье.

Правовые меры:

1.Изучить и проработать вопрос внедрения института семейных психологов-консультантов либо семейного воспитания(по опыту США)при рассмотрении судами дел о расторжении браков;

2. Изучить и проработать вопрос о внедрении в Казахстане института совместной опеки после развода (по опыту Финляндии, Швеции);

3. ПредложитьНациональной Комиссии по правам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК проанализировать и выработать рекомендации по формированию и развитию в Казахстане института ответственного отцовства с учетом мирового и отечественного опыта.

 

 

Предложения в КПМ

 

 

б) не доверяют, потому что не  знают, на что тратятся выплачиваемые им алименты

В ходе проведенного Генеральной прокуратурой анализа о проблемах взыскания алиментов был проведен социологический опрос среди 981 должника и 985 взыскателей.

В результате, 16% (155) респондентов (должников) показали, что готовы платить алименты, если им бы позволили контролировать расходование бывшим супругом алиментов.

Больше половины опрошенных респондентов (496 взыскателей) показали, что готовы предоставлять по требованию должников  сотрудникам соцслужб сведения (отчеты) о целевом расходовании алиментных платежей, если это обеспечит их своевременное поступление.

Правовые меры:

1.Проработать вопрос о целесообразности введения института контроля за (органы опеки и попечительства) расходованием полученных алиментов (по заявлению плательщика).

      

Предложения в КПМ

 

 

в)не хотят работать, чтобы погашать долги (ведут аморальный образ жизни, лишены родительских прав, считая, что бремя содержания не несут)

Согласно ст.24 Конституции принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

 

Судоисполнитель не обладает правом принуждения должника трудоустроиться. Это позволяет недобросовестному трудоспособному должнику не искать работу для того, чтобы исполнить решение суда.

Правовые меры:

1. В целях выявления должников, умышленно уклоняющихся от уплаты алиментов, и привлекать их к уголовной ответственности проработать вопрос о наделении судоисполнителя полномочиями через суд обязывать трудоспособного должника встать на учет в качестве безработного;

2. Ввести в УК в качестве основного  наказания  принудительные работы, предусмотрев их в санкциях статей 139, 430 УК.Поправками в УИК возложить исполнение данного наказания на службу КУИС МВД РК.

Предложения в КПМ

 

 

г) незнание процедуры оплаты алиментов

Отсутствие разъяснений, информации;

Нет оперативной передачи квитанций судоисполнителям об уплате алиментов.

 

 

Организационные меры:

1. Министерству юстиции разработать памятки с разъяснением информации о способах и порядке (сроки)уплаты алиментов;

2. Судоисполнителямприлагать памятки к уведомлениям о необходимости уплаты алиментов;

3. Провести разъяснительную работу через СМИ.

4. Проработать вопрос о возможности электронного (и иных способах)уведомления должником судоисполнителя об уплате задолженности по алиментам;

5. Проработать вопрос о возможности  интеграции электронных платежных систем с Автоматизированной информационной системой органов исполнительного производства (АИС ОИП)для передачи судоисполнителю данных об оплате алиментов.

1. Памятки о порядке и способах уплаты алиментов;

2. Разъяснения в СМИ;

3. Предложения в КПМ.  

3.

Скрывают свои доходы, потому что

а) не согласны с размером взысканных алиментов

 

В ходе проведенного Генеральной прокуратурой анализа о проблемах взыскания алиментов был проведен социологический опрос среди 981 должника.

В результате, каждый третий (294) респондент показал, что платил бы алименты, если бы снизили их сумму. Отойти от принципа долевого взыскания алиментов. Это одна из причин – почему люди скрывают свои  доходы.

 

Законодательство об исчислении алиментов в долевом отношении было принято еще в 1936 году, когда действовал уравнительный принцип оплаты труда.

Правовые меры:

1.Определять размер алиментов исходя из потребностей ребенка и с учетом доходов должника (по опыту США, Германии).

2.Разработать методологию расчета минимального размера алиментов для ребенка в зависимости от его возраста и доходов плательщика алиментов (по опыту Германии – дюссельдорфская таблица);

3. Внедрить иные способы уплаты алиментов, взысканных по решению суда, предусматривающих возможность их уплаты путем передачи взыскателю имущества, оказания услуг, покупки путевок, оплаты учебы.

1. Предложения в КПМ

2. Методика расчета минимального размера алиментов для ребенка в зависимости от его возраста и доходов плательщика алиментов.

 

 

б) работодатели содействуют должникам в уклонении от алиментов, выдавая зарплату в конвертах (занижение зарплаты)

 

По сведениям Министерства юстиции, сумма неуплаченных алиментов составила свыше 1,8 млрд. тенге.

Если должник имеет непостоянный доход, то алименты могут определяться в твердой сумме. Если же он его не имеет и не старается искать работу, то задолженность определяется исходя из средней заработной платы по стране. (125 тыс.). Детям, находящимся на дневной форме обучения, алименты могут выплачиваться до 21 года.

Велик процент частных предприятий вообще не регистрирующих работников по просьбе ответчика, как для сокрытия реального дохода, так и в целях получения фактически заработанных денежных средств, без вычета подоходного и пенсионного налогов (т.е. в основном 15 % от заработной платы).

Без официально представленных документов ответчик считается безработным, и сумма дохода определяется из других факторов. При этом, она в основном существенно ниже реальной.

Правовые меры:

1.Разработать и внедрить Методику выявления органами государственных доходов «серых» зарплат;

2. Разработать законопроект о внесении изменений и дополнений в КоАП, предусматривающий ответственность работодателей за неправомерное занижение фонда оплаты труда.  

1.Предложения в КПМ;

2. Методика по выявлению фактов занижения работодателями фонда оплаты труда

Взыскатели

4.

Взыскатели не получают алименты, потому что: 

а) госучреждения по воспитанию  сирот не подают на алименты и не контролируют их взыскание

По данным Комитета по защите прав детей МОН РК в 2015 году лишено родительских прав 975 (в 2014 г. - 745) родителей в отношении 1314 (1132) детей. В организациях для детей сирот находятся 6 594 детей оставшихся без попечения родителей, 5773 имеют потенциальное право на получение алиментных платежей.

Статистика судебных актов и сведений о фактическом получении детьми ОБПР алиментных платежей не ведется. 

Контроль за реализацией прав детей на получение алиментов от родителей не осуществляется, о чем свидетельствуют нарушения, выявленные прокурорами во всех регионах страны.

Организационные меры:

1. Предложить Комитету по защите прав детей обеспечить проведение работы по предъявлению исков о взыскании алиментов в пользу детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Предложить МИО разработать памятку о порядке предъявления и взыскания алиментов в пользу детей, оставшихся без попечения родителей;

3.Органам опеки и попечительства ежеквартально заслушивать отчет о проводимой работегосучреждений, воспитывающих сирот.

1.Информация в КПМ;

2. Иски в суды;

3.Памятка о порядке предъявления и взыскания детскими учреждениями алиментов в пользу детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

б)не могут лично предъявлять исполнительный документ работодателю должника и получать информацию о нем

 

Правовые меры:

Проработать вопрос о законодательном наделении взыскателя правом предъявления исполнительного листа по месту работы должника и истребования у работодателя необходимой информации о должнике (дата начала и прекращения трудовой деятельности, размер дохода, должность, категории, доплаты, переводы и т.д.).

Предложения в КПМ

5.

Препятствуют родителю-плательщику алиментов общению с детьми

По статистике примерно третья часть всего населения США хотя бы раз в жизни имела дело с психологом.

Американцы большое внимание уделяют психологической стороне вопроса о супружеской жизни. Любые ситуации разбираются со всех сторон, и практически каждый американец имеет своего психолога или семейного психолога, который всю жизнь сопровождает его советами.

Каждая американская семья на протяжении всей жизни решает большинство своих проблем только с помощью психологов и других специалистов, которые могут решить некоторые вопросы.

В Казахстане же этого пока нет. Всего в стране насчитывается 490 семейных психологов, что конечно явно недостаточно.

Правовые меры:

1. Изучить и проработать вопрос внедрения института семейных психологов-консультантов семейного воспитания, (по опыту США)при рассмотрении судами дел о расторжении браков;

2. Предложить Национальной Комиссии по правам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК проанализировать и выработать рекомендации по формированию и развитию в Казахстане института ответственного отцовства с учетом мирового и отечественного опыта;

3. Расширить практику применения института медиации в исполнительном производстве.

Учесть, что в соответствии со ст.47 Закона РК «Об исполнительном производстве….» в случае заключения соглашения о медиации сторонами, исполнительное производство подлежит прекращению.

Предложения в КПМ

6.

Не имеют возможности контролировать процесс исполнения

Учесть, что МЮ с 2015 года внедрена автоматизированная информационная система органов исполнительного производства, в котором создан виртуальный кабинет для осуществления сторонами контроля за исполнительным производством.   

Организационные меры:

1. Провести разъяснительную работу для граждан об имеющемся функционале контроля за исполнительными производствами в виртуальном кабинете;

2. Для удобства граждан разработать памятку с пошаговой Инструкцией по использованию возможностей АИС ОИП.

Выступление в СМИ

 

 

 

 

 

Памятка с пошаговой Инструкцией

7.

Не желают привлечения к уголовной ответственности должника из-за последствий для ребенка (судимость отца)

Учесть, что согласно действующему законодательству привлечение родителя к уголовной ответственности не является препятствием для поступления детей на госслужбу.

Однако, отдельные граждане считают, что это окажет влияние на его трудоустройство и дальнейшую карьеру.

 

Статистика отсутствует.

 

Организационные меры:

1. Проводить разъяснительную работу о последствиях для детей при поступлении на госслужбу в случае привлечения родителя к уголовной ответственности детей не является.

Выступление в СМИ

Судебные исполнители

8.

Низкая взыскиваемость алиментов, поскольку судоисполнители

а)испытывают большую нагрузку (1,5 тыс. производств)

 

1.С 1 января 2016 года данная категория дел передана на исполнение  частным судоисполнителям.

В настоящее время их число составляет 1200. До 2019 года будет  увеличено до 1500 человек.

Лицензию ЧСИ получили свыше трех тысяч (3220) граждан. 

Вместе с тем, имеются факты  неравномерного распределения исполнительных производств у ЧСИ,  что может привести к проблемам исполнения.

К примеру, в Астане у 116 ЧСИ в 1-м квартале 2016 года находилось на исполнении до 1 тысячи исполнительных производств, тогда как у остальных 15 от 1 до 9 тысяч.

2.В настоящее время не охвачены услугами ЧСИ 44 районных центра страны.

Организационные меры:

1. Автоматизировать распределение   исполнительных документов в информационной системе АИС ОИП. 

2. Проработать вопросы обеспечения охвата услугами ЧСИ во всех регионах;

3. Проработать вопрос о создании в областных центрах специализированных контор ЧСИ по взысканию алиментов;

4. Провести ревизию находящихся на исполнении производств, и обеспечить полноту мер принудительного исполнения;

5.Актуализировать нормативы нагрузки на судебных исполнителей.

Ведомственные акты

 

 

б)не обеспечивают полноту проверки наличия имущества,   источников доходов должников;не всегда принимают меры по приостановлению действия лицензий, разрешений и специальных прав должников;слабо контролируют за полнотой и своевременностью перечисления работодателем алиментов

 

Имеются проблемы функционирования базы данных ГЦВП при обработке запросов судебных исполнителей

Организационные меры:

1. Разработать совместный план мероприятий по исполнению судебных актов о взыскании алиментов;

2. Организовать проведение совместных мероприятийМЮ и РП ЧСИ на предмет обеспечения полноты и своевременности при проверкеисполнительных документов;

3. Провести ревизию находящихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов на местах;

4. Изучить проблемы функционирования базы данных ГЦВП при обработке запросов судебных исполнителей

1. План мероприятий;

2. Ведомственные акты;

3. Протокол демонстрации.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) не ограничивают выезд должников за границу

В СКО выявлено 33 факта не выставления ограничений на выезд должников, длительно не выплачивавших алименты. Подобные нарушения имели место в Западно-Казахстанской, Костанайской и Актюбинской областях.

Выявлены случаи, когда судоисполнители не вводили либо несвоевременно вводили сведения о запрете на выезд в ЕИС «Беркут», сводя на нет принятые обеспечительные меры.

Так, судебный исполнитель Карасайского района (Алматинской области) Исмаилов Е. не внес в ЕИС «Беркут» сведения об ограничении выезда должника Есбол. В результате, последний 31.12.2014 года беспрепятственно выехал в КНР через пост «Хоргос».

Факты несвоевременного введения данных в базу ЕИС «Беркут» установлены также в Южно-Казахстанской, Актюбинской  областях и г.Астане

Организационные меры:

1. Предусмотреть в АИС ОИП форму отчета по выставленным запретам в отношении неплательщиков алиментов, имеющих задолженность свыше 3-х месяцев;

2. Провести ревизию находящихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов на местах.

 

1.Протокол демонстрации

2.План мероприятий

9.

Не осуществляют надлежащего взаимодействия с госорганами по вопросам взыскания алиментов

1.Отсутствуют алгоритм взаимодействия между судоисполнителями и органами соцзащиты по вопросам оказания содействия при трудоустройстве должников;

2.Утратил актуальность совместный приказ между МВД и МЮ от 2012 года о порядке направления, приема и рассмотрения материалов по вопросам привлечения к уголовной ответственности должников;

3.Отсутствует алгоритм взаимодействия по вопросам розыска должников, их привода, задержания ТС должников, изъятия водительских удостоверений;

4.Отсутствует алгоритм взаимодействия с УКУИС по вопросам исполнения должниками осужденными.

 

 

Правовые меры:

1. Разработать и утвердить совместный Приказ о взаимодействии судебных исполнителей и органов соцзащиты по вопросам трудоустройства должников;

2. Разработать и утвердить совместный приказ МЮ и МВД о порядке направления, приема и рассмотрения материалов по вопросам привлечения к уголовной ответственности должников (вместо устаревшего приказа от 29.12.2012);

3. Актуализировать совместный приказ  между МВД и МЮ от 25.12.2012 г. №701  «О взаимодействии по задержанию транспортных средств, принадлежащих должникам по исполнительным производствам»;

4. Актуализировать  совместный приказ МВД и МЮ от 14.03.2013 года №83 (№147) «О некоторых вопросах взаимодействия по исполнению исполнительных документов о взыскании материального ущерба».

Организационные меры:

1. Проработать вопрос об интеграции ведомственных систем ЦАБД (КУИС МВД)с АИС ОИП (МЮ)для обмена информацией по должникам, находящимся в местах лишения свободы. 

1.Совместные приказы и приказ о внесении изменений и дополнений в совместные приказы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акт выполненных работ

10.

Отсутствует заинтересованность у частных судоисполнителей

Учесть, что согласно Постановлению Правительства установлена оплата деятельности ЧСИ, связанной с принятием принудительных мер по исполнительным документам о взыскании алиментов и заработной платы 5 МРП за одно исполнительное производство.

Организационные меры:

1. Проработать вопросы о стимулировании ЧСИ, занимающихся исполнением социальной значимой категории исполнительных производств (зарплата, алименты);

2. Проработать вопрос о создании в областных центрах специализированных контор ЧСИ по взысканию алиментов.

Ведомственные акты

Уполномоченные органы

11.

Нет официальной статистики о количестве детей, не получающих алименты и общей задолженности по ним

На сегодняшний день единственным источником статистических сведений является отчет судебных исполнителей формы №4, который содержит лишь сведения о количестве исполнительных документов.

При этом, сведения о количестве детей и суммах задолженности (долг) отсутствуют.

В настоящее время эти сведения устанавливаются путем истребования информаций прокуроров областей.

При этом сведения, предоставляемыми судоисполнителями и прокурорами существенно разнятся.

К примеру, по сведениям МЮ задолженность по алиментам составляет -1,5 млрд., тогда по сведениям прокуроров в два раза больше (3 млрд.).

Организационные меры:

1. Проработать вопрос о включении в статистическую отчетность сведений по количеству детей, их анкетных данных,  а также о суммах взыскания в их пользу, целесообразности включения иных необходимых сведений;

2. Проработать вопрос о возможности интеграции в информационную систему АИС ОИП сведений по суммам задолженности взыскания алиментов и количеству детей; 

3. В целях отражения количественных сведений в  официальной статистической отчетности в ИС «Торелик» (ВС РК) предусмотреть ключевые значения анкетных данных взыскателя, должника и детей при формировании электронного исполнительного листа. 

Приказ о внесении изменений и дополнений в Инструкцию по формированию отчета формы №4 «О работе по исполнению судебных актов», утвержденной приказом Генерального Прокурора РК от 24.02.2015 года №38.  

12.

Нет единого координатора по вопросам взыскания алиментов, либо единой многофункциональной государственной организации по защите прав детей

В настоящее время в стране нет единого координатора по вопросам взыскания алиментов.

1.Компетенция МЮ ограничивается только рамками исполнительного производства.

2.Комитет по охране прав детей при МОН осуществляет контроль только за детьми, оставшимися без попечения родителей.

3.Компетенция Уполномоченного по правам ребенка (с февраля 2016года) регламентирована ст. 7-2 Закона РК «О правах ребенка» и не содержит правомочия по координации усилий государственных органов в этом направлении.

Правовые меры:

1. Проработать вопрос о создании Консультативно-совещательного органа, осуществляющего координацию по вопросам взыскания алиментов;

2. При проработке вопроса о создании государственного алиментного фонда предусмотреть возможность возложения этих функций на этот фонд.

 

Письмо в КПМ

13.

Неэффективная система розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов

Согласно статистическим данным, в  2015 году в производстве МВД находилось 3 430 розыскных дел  (с учетом остатка 2014 года) в отношении лиц, скрывающихся от уплаты алиментов. Из указанного количества разыскано 1621 человек, остаток составил 1809 розыскных дел. Таким образом, эффективность розыска составила 47,3%.

Организационные меры:

1. Проработать вопросы перераспределения функций розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов;

2. Проработать вопрос о возможности передачи данных о разысканных должниках из АИС СУ в АИС ОИП (судебным исполнителям).

В результате упростится  процесс установления алиментщиков. Алгоритм от объявления в розыск до его установления  будет сокращен.

Предложение в КПМ

14.

Отсутствует единая судебно-следственная практика по делам о неуплате алиментов

В 2015 году органами внутренних дел расследовалось 8485 дел по статье 139 УК (неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей). Из них 104 дела (1,2%) направлено в суд, 8091 прекращено производством, в том числе 210 (2,5%) по нереабилитирующим основаниям и 7881 (92,9 %) со снятием с учета. По результатам изучения отменено 1072 решения о прекращении, в последующем из них направлено в суд – 9 дел (0,8%), прекращено – 960 (89,6%), из которых 31 (3,2%) по нереабилитирующим основаниям.

За 5 месяцев т.г. расследовалось 1878, из которых 1321 дел или 70,3% прекращены со снятием с учета, 53 (2,8%) по нереабилитирующим  основаниям и 54 (2,9%) направлено в суд.    

Анализ дел,  прекращенных  со снятием с учета, за 2015 год показал, что основная причина (5797 (73,6%)) - несостоятельность должников, отсутствие реальной возможности погасить задолженность. В Нормативном постановлении   Верховного Суда от 19.12.03 года №12 (абзац 3 п.1) понятие  «отсутствия реальной возможности» не раскрыты.

 

Одной из других основных причин является принятия мер по выплате долгов в ходе досудебного расследования, что подтверждается документально, прекращено – 980 (12.4%) дел, в том числе в связи с фактическим исполнением решения суда и полным погашением задолженности – 250, частичным погашением – 730.

 

В связи с отсутствием заявления взыскателей о привлечении должников к уголовной ответственности прекращено 415 (5,3%) дел, так как производство по ним проводится не иначе, как по жалобе потерпевшего. Несмотря на это судебными исполнителями представления о привлечении к уголовной ответственности должников направляются в органы внутренних дел.

В 2014 году на рассмотрении в судах находилось 2304 заявлений граждан по статье 136 УК (в редакции УК 1997 года, относилось к делам частного обвинения), по которым лиц, 1284 прекращены по нереабилитирующим и только 1 по реабилитирующим основаниям, осуждено 170 лиц и оправдано 110.

Организационные вопросы:

1. Проанализировать судебно-следственную практику по делам данной категории для выработки предложений о внесении дополнений в нормативное постановление Верховного Суда от 19.12.03 года №12, в части:

а) конкретизации понятия «отсутствие реальной возможности погасить задолженность».

Например, нетрудоспособность должника, ограниченная трудоспособность, отсутствие возможности трудоустройства.

б) разъяснения случаев наличия реальной возможности исполнения.

К примеру, нежелание должника трудоустроиться при наличии таких возможностей, переоформление прав собственности на движимое, недвижимое имущество с момента подачи в суд заявления о взыскании алиментов, непозволительные затраты должника в период исполнительного производства в ущерб интересам детей.

2. Разработать методические рекомендации о порядке расследования уголовных дел данной категории.

3. По результатам анализа внести соответствующие предложения в ВС о необходимости конкретизации понятия «отсутствие реальной возможности погасить задолженность» и внесения иных изменений и дополнений;

1. Анализ судебно-следственной практики по ст.139 УК;

2.Методические рекомендации о порядке расследования уголовных дел данной категории;

3.Предложения в ВС о необходимости конкретизации понятия «отсутствие реальной возможности погасить задолженность» и внесения иных изменений и дополнений в НП ВС РК.

15.

Нет механизма исполнения определения суда о приостановлении водительских прав

 

Правовые меры:

1. Проработать вопрос о введенииадминистративной ответственности граждан за управление транспортным средством, несмотря на приостановление судом права на управление ТС по представлению судебного исполнителя,     дополнивдиспозицию ст.612 КоАП;

Организационные меры:

2. Проработать механизм по изъятию приостановленных прав должников на управление транспортными средствами

1.Предложение на МВРГ

2.Предложения  в КПМ

 

16.

Нет эффективных мер по снижению количества судебных разводов (психологи)

По статистике примерно третья часть всего населения США хотя бы раз в жизни имела дело с психологом.

Американцы большое внимание уделяют психологической стороне вопроса о супружеской жизни. Любые ситуации разбираются со всех сторон, и практически каждый американец имеет своего психолога или семейного психолога, который всю жизнь сопровождает его советами.

Каждая американская семья на протяжении всей жизни решает большинство своих проблем только с помощью психологов и других специалистов, которые могут решить некоторые вопросы.

В Казахстане же этого пока нет. Всего в стране насчитывается 490 семейных психологов, что конечно явно недостаточно.

Правовые меры:

Изучить и проработать вопрос внедрения школ семейного воспитания, института семейных психологов-консультантов (по опыту США).

 

 

Предложения в КПМ

17.

Отсутствует  механизм при задержании и изъятии транспортного средства, принадлежащего должнику

 

Правовые меры:

1. Законодательно урегулировать вопросы задержания транспортных средств должников в порядке обеспечения исполнения решения суда;

2. Актуализировать совместный приказ МЮ, МВД №701 от 25.12.2012г. о взаимодействии по задержанию транспортных средств, принадлежащих должникам по исполнительным производствам.

Организационные меры:

2. Провести работу по совершенствованию централизованного учета лиц, в отношении которых приняты решения о приостановлении действия водительских прав на базе АИПС – Контроль.

Предложения в КПМ

 

Изменения в Приказ

 

Доработка базы АИПС-контроль

 

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.