Вы здесь

Совершенствование законодательства в сфере борьбы с коррупцией

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Коррупция в современном обществе представляет собой социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурными.

Коррупция выходит за рамки национальных границ, и борьба с нею требует глобального подхода. Доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы.

В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указал, что одним из важных вопросов модернизации Республики Казахстан является решительная борьба с коррупцией.

Принятый 2 июля 1998 года Закон Республики Казахстан  «О борьбе с коррупцией» дает следующее определение коррупции: «Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

В соответствии с общепринятым определением понятие «коррупция» либо коррумпированное поведение - это нечестное отношение к исполнению должностных обязанностей любого лица, назначенного или уполномоченного осуществлять эти обязанности. Такое определение понятия «коррупция» подразумевает, что коррумпированными могут быть не только государственные чиновники, но и все те, кто благодаря своему экономическому или политическому статусу могут влиять на вопросы, представляющие общественный интерес, либо же те, кто управляет финансовыми средствами или другими активами государства. К лицам, способствующим коррупции могут быть также отнесены и граждане, которые своими действиями способствуют коррупционному поведению недобросовестных должностных лиц.

Противодействие коррупции в современном казахстанском обществе – сложная и ответственная задача, требующая консолидации усилий не только всей системы правоохранительных органов, но и институтов гражданского общества.

Антикоррупционная политика - это целостная система (совокупность) мер и средств (инструментов), используемых органами государства и институтами гражданского общества для противодействия коррупции.

В целом, можно констатировать, что законодательная база для успешной борьбы с коррупцией в стране уже сформирована.

Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции (4 мая 2008 года) и следуя рекомендациям ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) ввел в национальное законодательство такие новеллы, как обязанность государственного служащего сообщать о ставших ему известными фактах коррупции; конфискация имущества, добытого преступным путем и переданного осужденным в собственность других лиц; введено понятие «конфликт интересов» и установлен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах для лиц, уволенных за совершение коррупционного правонарушения; уголовная ответственность за взяточничество распространена и на должностных лиц иностранных государств и международных организаций.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Как отмечают специалисты, международное сотрудничество имеет исключительно важное значение для предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В ряде международно-правовых актов ООН, Всемирного банка, ВТО, ЕС и других международных организаций отмечается, что коррупция представляет собой явление, которое в настоящее время выходит за пределы национальных границ и затрагивает все общества и экономические системы.

Международное сообщество пришло к убеждению о необходимости в первоочередном порядке проводить согласованную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер в этой сфере. Это обусловлено последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, правам и законным интересам физических и юридических лиц, подрывает основы государственного управления, ведет к искажению условий конкуренции и наносит серьезный урон моральным устоям общества.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией Республики Казахстан международно-правовые документы стали составной частью правовой системы нашего государства.

В  Конвенции ООН против коррупции подчеркивается, что «предупреждение и пресечение коррупции – это обязанность всех государств» и что «всеобъемлющий и многодисциплинарный подход необходим для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней».

Согласно статье 3 Конвенции, она применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию за коррупцию и приостановлению операций (замораживанию), аресту, конфискации и возвращению доходов от преступлений.

Конвенция ООН детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционные преступления, меры по приостановлению (замораживанию) операций, аресту и конфискации доходов от преступлений, включая имущество, оборудование и другие средства, предназначавшиеся для совершения преступлений.

Глобальность проблемы коррупции в системе государственной службы способствовала тому, что международное сообщество с середины XX века начинает разрабатывать правовые нормы и организационные средства, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в сфере публичного управления и государственной службы.

Согласно Конвенции ООН каждое государство-участник стремится, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, создавать, поддерживать и укреплять систему приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих, других неизбираемых публичных должностных лиц.

Конвенция определяет административно-правовые и организационные механизмы сотрудничества государств в сфере борьбы с коррупцией в системе государственной службы.

В Казахстане коррупция рассматривается как угроза национальной безопасности, угрожающая стабильности государства и общества, и препятствующая проводимым экономическим и социальным реформам. Поэтому практически со дня становления Казахстана как независимого государства борьба с коррупцией стала предметом постоянного внимания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и одним из основных направлений государственной политики.

Главой государства издан ряд Указов, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью. По праву историческим считается Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 года, который стал первым политико-правовым актом, направленным на борьбу с коррупцией, и заложил организационные предпосылки для борьбы с данными преступлениями. Правительством Республики Казахстан принят ряд постановлений, в частности: «О повышении ответственности должностных лиц органов государственного управления за состояние дисциплины, общественного порядка и безопасности» от 4 декабря 1992 года, «Об усилении борьбы с преступностью» от 11 февраля 1994 года, «О дополнительных мерах по обеспечению законности и правопорядка» от 9 июня 1994 года.

Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве в 1998 году принял Закон «О борьбе с коррупцией». Действенным средством борьбы с коррупцией стали также Закон Республики Казахстан «О государственной службе», Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567, которые определили статус, права и обязанности государственных служащих, требования к их морально-нравственному облику и деловым качествам.

Следует отметить, что Казахстан добился определенных результатов в противодействии коррупции. Так, международная правовая экспертиза отметила особенно высокий уровень антикоррупционной политики в Казахстане.

Несмотря на это, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией продолжается усовершенствоваться с учетом существующих международных стандартов.

В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан, как было указано выше, ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.

Казахстан намерен и дальше бороться с коррупцией и противодействовать любому его проявлению с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны.

31 марта 2011 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 308 утверждена отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы. Цель отраслевой Программы - повышение эффективности противодействия коррупции.

Задачами являются - расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции; повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков; повышение антикоррупционного мировоззрения; снижение уровня теневой экономики.

К 2015 году Казахстан должен занять не ниже 90 места среди 180 стран в рейтинге «Транспаренси Интернэшнл» по индексу восприятия коррупции.

 В настоящее время в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законами «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе»; «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и другими законодательными актами.

Очевидно, что обеспечение экономической безопасности Казахстана очень тесно связано с экономической политикой государства. В силу этого ответственность за нее несет не отдельно взятый орган, а вся система государственной власти и управления на всех уровнях административно-территориального деления республики. Однако, за конкретные сферы экономической безопасности отвечают соответствующие органы, например министерства экономики, финансов, государственных доходов, органы антимонопольного регулирования, комитет по инвестициям и др. Но их деятельность носит не охранный, а административный характер. Они, в основном, отвечают за разработку и реализацию политики Правительства в тех или иных отраслях экономики и регионах страны. Охранную деятельность здесь осуществляют налоговые и таможенный органы, соответствующие отделы КНБ, МВД и прокуратуры, а также созданное указом Президента на базе финансовой полиции Агентство по экономической и коррупционной преступности.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.