Вы здесь

В РУСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Новый Кодекс об административных правонарушениях РК вступил в действие с 1 января 2015 года.

Существенными изменениями Общей части КоАП является пересмотр круга лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госучреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.Это обусловлено прежде всего необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение.

Из Кодекса исключены нормы, регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезню, а также такой вид административного взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения. В Особенной части Кодекса преду­смотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции - такие же, как для субъектов малого предпринимательства.

Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

В Процедурную часть КоАП введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок). Вместе с тем сохранены исключения для ранее действовавшего особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства, и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.Сокращенное производство по делу об адмправонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физичеоское лицо получает вместе с протоколом о правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 процентов от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с тем, что совершено правонарушение, дело рассматривается в общем порядке (ч. 3 ст. 811).Также пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и одно­значного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739). Усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с гл. 11 Гражданского процессуального кодекса (ст. 743).

Введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчаю­щих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело за административное правонарушение, но не более чем на 30 процентов от общей суммы штрафа (ст. 819).

По аналогии со ст. 129 УПК РК (действовавшего до 1 января 2015 года) введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д. (ст. 778).Усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения, как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен ст.ст. 785-801 Кодекса).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица с целью предотвращения негативных последствий, таких, как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде, предотвращение аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801).Согласно ч. 4 ст. 48 Кодекса приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801).Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов. Кодекс предусматривает ведение протокола судебного заседания в суде первой инстанции. При этом если лицо, в отношении которого ведется производство, при рассмотрении дела полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства, ведение протокола необязательно. В протоколе по аналогии с гражданским процессом указываются такие же реквизиты и порядок предоставления замечаний.

В новом Кодексе систематизированы административно-процессуальные нормы. В частности, порядок пересмотра постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ранее регулируемый нормами ГПК (гл. 26), перенесен в гл. 45 Кодекса (пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях). В новой редакции Кодекса предусмотрена самостоятельная гл. 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего административное производство. Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Подача жалобы не приостанавливает производства обжалуемого действия и исполнения обжалуемого решения. Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в ее удовлетворении.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. По результатам ее рассмотрения принимается постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, которое подлежит обжалованию в течение десяти суток в вышестоящий суд, решение которого обжалованию, опротестованию не подлежит.

Отсутствие института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в административном производстве порождало излишнюю судебную процедуру отмены Верховным Судом постановлений по делам об административных правонарушениях по протесту Генеральной прокуратуры.Поэтому в Кодексе предусмотрен новый институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по административному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в целях реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (гл. 47).Предусмотрена дополнительная кассационная инстанция в областных и приравненных к ним судах. В надзорном порядке через Верховный Суд возможен пересмотр судебных актов лишь с соблюдением кассационного порядка обжалования. При этом в сторону, ухудшающую положение лица, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, кассационную жалобу или протест возможно подать в течение шести месяцев с момента оглашения обжалуемого постановления суда. В связи с этим в случае неправомерного прекращения производства по делу и пропуска кассационного срока обжалования или опротестования судебного акта без уважительных причин исключается возможность дальнейшего пересмотра судебного акта в Верховном Суде.

Берик КЕЛЬДЖАНОВ,

ст. прокурор отдела

Департамента

Генеральной прокуратуры РК

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.