Вы здесь

Ужесточить отбор, повысить компетентность

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Новый Закон «О государственной службе» направлен на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов» в части формирования профессионального государственного аппарата.

Важность нового правового акта четко определена Главой государства в статье «План нации – Путь к казахстанской мечте», в которой модернизация государственной службы рассматривается как ключевой механизм успеха всего модернизационного процесса в Казахстане.

Закон «О государственной службе» от 23 июля 1999 года впервые ввел разделение госслужащих на политических и административных работников, обязательное проведение конкурсного отбора кандидатов. При этом в обязанности государственных служащих было вменено принесение присяги, информирование вышестоящего должностного лица – руководителя о пересечении или противоречии частных интересов сотрудников с их функциональными обязанностями и полномочиями. Также в ранее действовавшем законе наблюдались четкая регламентация порядка формирования кадрового резерва госслужбы, усиление гарантий социальной и правовой защиты административных государственных служащих и другое. Все эти положения значительно усовершенствованы и усилены в новом законе.

Различия в законах прослеживаются с глоссария. Так, статья 1 ранее действующей редакции закона содержала разъяснение 20 терминов и определений, новый же закон увеличил их до 23. К примеру, дано определение кадрового резерва административной государственной службы корпуса «А». Этим подчеркивается особый порядок формирования кадрового резерва данной категории, поскольку в ранее действовавшем законе давалось лишь общее понятие «кадровый резерв государственной службы». Стало новеллой разъяснение понятия «бонус» как денежной выплаты, устанавливаемой государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности.

Изменилась и норма о действии закона, при этом дополнительным субъектом, на которого он распространяется, указаны государственные служащие, проходящие правоохранительную службу. Специально выделен субъект, на которого не распространяется действие закона. Это лица, осуществляющие деятельность в госорганах на основании договора в соответствии с трудовым законодательством, в том числе иностранные работники.

Это связано с реализацией 11-го шага Плана нации о допуске к работе на госслужбе зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Республики Казахстан – сотрудников международных компаний. Как указано в Плане нации, «этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой».

По новому закону расширен перечень основных принципов государственной службы. Наиболее важным из них можно назвать принцип меритократии, то есть признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

В обязанности госслужащих закон дополнительно включил обеспечение безопасности в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа.

Новый закон содержит специальные нормы об основных функциях политических госслужащих, являющихся руководителями государственных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы, ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных госорганов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Дополнены условия и порядок занятия политической государственной должности. Обязательным является необходимое для назначения на должность согласование (в установленных случаях), а также положительный результат спецпроверки.

На ужесточение отбора претендентов направлена норма о том, что на госслужбу не может быть принят гражданин, который перед поступлением на нее привлекался к дисциплинарной ответственности за проступок, дискредитирующий государственную службу. В старом законе такой отказ предусматривался за коррупционное правонарушение.

Также гражданин не может быть принят на госслужбу при увольнении по отрицательным мотивам из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и с воинской службы.

Обязательным условием поступления на госслужбу новый закон пре­дусмотрел обязательное тестирование граждан, поступающих на правоохранительную службу, в том числе оценку их личных качеств.

Старый закон предусматривал для гражданина, принятого на административную госслужбу впервые или вновь после ее прекращения, а также принятого на административную государственную должность вышестоящей категории, испытательный срок до трех месяцев. Статья 20 нового закона не указывает единый срок испытательного периода для всех категорий государственных служащих, однако предусматривает, что «условия о прохождении испытательного срока предусматриваются в акте государственного органа о назначении на государственную должность». Но для госслужащих, впервые поступивших на административную госслужбу корпуса «Б», а также вновь поступивших на нее после ее прекращения, испытательный срок указан в три месяца.

Новый закон существенно расширил и конкретизировал отбор в кадровый резерв административной государственной службы. Характерной особенностью можно назвать и точное определение рабочего времени госслужащих – это пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (статья 32).

Законом введена отдельная норма об обучении государственных служащих, что соответствует 9-му шагу Плана нации о законодательном закреплении системы регулярного обу­чения госслужащих и повышении квалификации не реже одного раза в три года.

Существенно расширено положение о ротации административных государственных служащих.

Изменились сроки наложения дисциплинарных взысканий. Если в прежней редакции закона указывалось, что дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года, то в новом сроки значительно усечены, соответственно до одного месяца и полугода.

Согласно 12-му шагу Плана нации, значительно изменились нормы о служебной этике госслужащих. Круг этических обязанностей расширился, дано определение дисциплинарного проступка.

В целом многие элементы новой казахстанской модели госслужбы основаны на зарубежных стандартах, в том числе в части карьерности прохождения государственной службы, развития профессионализма госслужащих, принципа меритократии.

К примеру, в Великобритании среди государственных служащих выделены политические должности. Это министры, государственные секретари, другие высокопоставленные чиновники. В Германии госслужба имеет четырехступенчатую систему. Во Франции чиновники делятся на классы или категории. Повышение оплаты труда и в целом прогрессивная шкала роста заработной платы в зависимости от результатов труда госслужащих предусмотрены в Великобритании, США, Южной Корее, Нидерландах.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что сегодняшняя казахстанская модель госслужбы полностью отвечает признанным международным стандартам.

Арман Аяганова, заместитель начальника департамента Генеральной прокуратуры РК

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.