- Қаз
- Рус
- Eng
Вы здесь
ТРЕБУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ



Требуется законодательное регулирование
Объекты транспорта, в том числе инженерные сооружения (мосты и др.), являются стратегической отраслью любой страны и ее жизненно важной артерией. Эксплуатация инженерных сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, угрожает безопасности движения и может привести к трагическим последствиям, связанным с обрушением и обвалом.
Такие факты уже имели место.
Напомню лишь о некоторых из них. В мае 2011 года в Караганде в результате разрушения несущих опорных конструкций произошло обрушение автомобильного моста; в феврале 2012 года из-за наводнения в Южно-Казахстанской области также обрушился автомобильный мост; в марте прошлого года произошло частичное обрушение автомобильного моста в Кармакшинском районе Кызылординской области, проходящего над железнодорожными путями.
Всего же на территории Казахстана эксплуатируется 6983 мостовых сооружения, из которых 3511 подведомственны структурным подразделениям АО «НК «Қазақстан темір жолы» (далее - Национальный перевозчик), 1198 расположены на автомобильных дорогах республиканского значения и 2274 - на дорогах местного значения.
Результаты прокурорских проверок применения законодательства, регулирующего безопасность эксплуатации искусственных сооружений, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей уполномоченными государственными органами и собственниками этих сооружений, отсутствии должного ведомственного контроля, несовершенстве законодательства, что в итоге создает реальную угрозу наступления неотвратимых последствий, в том числе с человеческими жертвами.
Из общего количества мостов установлено 1337 сооружений (19 процентов), находящихся в ненадлежащем техническом состоянии (аварийные, дефектные, с длительным сроком эксплуатации (более 100 лет), из них 763 - подведомственны Национальному перевозчику, 188 - расположены на автомобильных дорогах республиканского значения и 386 - на дорогах местного значения.
К примеру, в Актюбинской области на участке железной дороги «Актобе - Кандыагаш» эксплуатируется железнодорожный мост 1903 года постройки, конструкции которого имеют множественные деформации и требуют замены.
В связи с этим по актам надзора движение на данном мосту было ограничено до 10 км/ч.
Кроме того, результаты обследования 18 железнодорожных искусственных сооружений на предмет классификации определения грузоподъемности пролетных строений по прочности и выносливости показали, что класс элементов пролетных строений меньше класса расчетных нагрузок 1907 года. Движение на данных сооружениях также ограничено до 40 км/ч.
Особое нарекание органов прокуратуры вызвало состояние работы по эксплуатации мостовых сооружений г. Астаны.
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы не владеет достоверными сведениями о количестве инженерных сооружений в городе (по информации Управления в г. Астане эксплуатируются 32 мостовых сооружения, а фактически таких сооружений 37). Причиной ненадлежащего ведомственного контроля является слабая организация работы по документированию мостов.
Неудовлетворительное состояние работы в сфере эксплуатации искусственных сооружений установлено во всех административно-территориальных единицах РК.
По итогам проведенных проверок выявлено 1 458 нарушений законности, для устранения которых внесено 134 представления, пять предписаний, возбуждены два уголовных дела.
Помимо этого выявлен ряд проблемных вопросов, препятствующих осуществлению должного ведомственного контроля за эксплуатацией искусственных сооружений, в том числе мостовых конструкций.
Одним из основных проблемных вопросов является отсутствие законодательного урегулирования деятельности по эксплуатации искусственных сооружений, которые отнесены к стратегическим объектам жизнеобеспечения.
Эти требования предусмотрены лишь в строительных нормах и правилах (СНиП), а также различными стандартами, содержание которых не в полной мере обеспечивает безопасную эксплуатацию искусственных сооружений по общим параметрам грузоподъемности с учетом интенсивности движения в настоящее время.
Остались без внимания определение эксплуатирующей организации, периодичность проведения обследований, диагностика, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, которые бы включали показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и др.
Другой не менее важной проблемой в этой сфере является практически полное отсутствие соответствующих специалистов. Также отсутствует необходимый комплекс оборудования и средств для осуществления должного контроля за состоянием и безопасной эксплуатации искусственных сооружений.
В этой связи Генеральной прокуратурой в Правительство внесено представление об устранении нарушений законности, которое рассмотрено с принятием соответствующих мер.
В частности, Национальным перевозчиком разработан и утвержден План мероприятий по устранению выявленных нарушений по искусственным сооружениям железнодорожного транспорта до 2018 года; отдельно утвержден и находится на стадии реализации План мероприятий по капитальному ремонту железнодорожных мостов, имеющих значительные нарушения и дефекты, на 2013-2015 годы.
Министерством транспорта и коммуникаций разработан проект приказа, регламентирующего вопросы текущего содержания, ремонта и сроков эксплуатации железнодорожных искусственных сооружений.
Этим же ведомством разрабатывается ряд нормативно-технических документов, направленных на повышение качества строительства, ремонта, содержания и эксплуатации мостовых сооружений на автомобильных дорогах.
Также Министерством транспорта и коммуникаций совместно с Министерством образования и науки и Казахской академией транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева проведена работа по подготовке специалистов в рассматриваемой сфере (путем выделения необходимого для отрасли количества государственных заказов и грантов).
В целом за допущенные нарушения законности 17 должностных лиц привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.
Автор: Канат НАХИМБЕКОВ, прокурор отдела 1-го Департамента Генеральной прокуратуры РК