Вы здесь

Тайны усыновления

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Проведенные Генеральной прокуратурой проверки в уполномоченных органах выявили ряд системных проблем, повлекших за собой серьезные нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Олег ТАРАСОВ

На заседании коллегии Генеральной прокуратуры под председательством Асхата Даулбаева (на фото) обсуждались результаты проверки соблюдения законодательства в деятельности уполномоченных государственных органов за 2012-2013 годы о порядке усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и усыновление иностранными гражданами). В работе мероприятия участвовали члены правительства, депутатского корпуса и НПО. Кроме того, по видеоконференцсвязи в заседании принимали участие прокуроры областей, заместители областных акимов, руководители управлений образования и здравоохранения.

Отмечая актуальность обсуждаемой темы, генеральный прокурор подчеркнул, что в Стратегии

«Казахстан-2050» президент страны в качестве важнейшей задачи государства и общества обозначил защиту прав каждого ребенка, а также поощрение усыновления сирот. И общество откликается на этот призыв Главы государства. Согласно статистическим данным, за последние 15 лет в республике было усыновлено около 50 тысяч детей, из которых более 41 тысячи — казахстанскими семьями, около 9 тысяч — иностранными гражданами.

Однако, как отмечалось на заседании, в последние годы наметилась тревожная тенденция коммерциализации и криминализации процедур усыновления, фактов торговли несовершеннолетними. Складывается целый криминальный бизнес, имеющий тенденцию к развитию. В минувшем году уже было выявлено 88 преступлений по фактам торговли детьми. Так, например, медсестра одного из медицинских учреждений предлагала потенциальным усыновителям новорожденного ребенка за 6000 долларов. И подобный случай не единственный.

Возможность незаконно заработать на детях толкает некоторых недобросовестных работников детдомов и на должностные преступления. Чтобы отпугнуть казахстанских усыновителей, медперсонал ставит несовершеннолетним несуществующие диагнозы — их признают больными ДЦП и другими серьезными недугами. Только вот после отъезда на ПМЖ эти дети оказываются абсолютно здоровыми. Продать их стараются подороже и желательно подальше, не интересуясь их дальнейшей судьбой за рубежом, хотя до совершеннолетия эти дети остаются гражданами Казахстана. Из-за ненадлежащего контроля местных исполнительных органов и загранучреждений усыновителями не представлены отчеты об условиях жизни 3,5 тысячи детей, и остается неизвестной судьба 673 казахстанских детей, переданных на усыновление иностранным гражданам. Надо ли говорить, что отсутствие подобного контроля может привести к нарушениям прав детей и даже таким тяжким преступлениям в отношении их, как сексуальная эксплуатация и «черная» трансплантология.

Да и с усыновлением в Казахстане также не всегда все в порядке. Как известно, чтобы отдать ребенка на усыновление, его нужно поставить на соответствующий учет. Детей, которые не имеют правового статуса и не состоят на учете в органах опеки, усыновить никак нельзя. И, тем не менее, за последние два года, в обход установленного законом порядка, было усыновлено 457 детей лицами, не состоящими на учете в качестве кандидатов в усыновители.

Получается, что потенциальные усыновители умышленно идут на нарушение закона, предпочитая напрямую усыновить ребенка, чем проходить официальную процедуру. К этому людей побуждают сложность и забюрократизированность процесса усыновления, закрытость деятельности учреждений опеки и попечительства, свою роль играют и существующие законодательные пробелы. Отдельные работники опеки, чтобы оправдать выгодное им усыновление, подделывают нужные документы о том, что якобы показывали этого ребенка другим потенциальным усыновителям, а они отказались. Некоторые правонарушители, под предлогом тайны усыновления, закрывают сведения о детях, которых можно было бы усыновить. Таким образом, по вине должностных лиц органов опеки и попечительства, исключивших из централизованного учета 1858 сирот, эти дети были лишены возможности быть усыновленными добропорядочными гражданами и обрести семью. В то же время были выявлены вопиющие случаи, когда детей передавали на усыновление лицам, состоящим на наркологическом учете, имеющим психические заболевания и непогашенную судимость.

Всего в ходе проверки, проведенной главным надзорным ведомством страны, было внесено 166 актов прокурорского надзора, защищены права более 800 детей, к различным видам ответственности привлечено свыше 150 должностных лиц, внесено 3 исковых заявления, возбуждено 6 уголовных дел.

По итогам обсуждения генеральный прокурор потребовал от уполномоченных органов обеспечить надлежащее взаимодействие и выработать действенные правовые и практические меры, направленные на защиту прав детей расти и воспитываться в семье, обеспечение максимальной открытости и объективности процедур усыновления, пресекать любые попытки криминализировать этот процесс. В этих целях, в первую очередь, предложено инициировать вопрос о законодательном упрощении процедуры усыновления, разработать конкретный и исчерпывающий перечень критериев, позволяющих без лишней волокиты и формализма определить ребенка в семью. Также признано необходимым пересмотреть положения законодательства по вопросам учета детей, подлежащих усыновлению.

Министерству образования и науки было поручено разработать нормативную базу о создании единого банка данных, который обеспечит объективный и точный учет детей, полную и достоверную информацию о каждом ребенке.

Министерству здравоохранения поручили усилить ведомственный контроль за работой родильных домов и отделений, а также ужесточить ответственность за заведомо ложные врачебные заключения о состоянии здоровья детей, подлежащих усыновлению.

Асхат Даулбаев также указал на необходимость обеспечения прав казахстанских детей, воспитывающихся в приемных семьях за рубежом, налаживания учета детей и систематического контроля за условиями их проживания. Территориальным прокурорам поручено усилить надзор за законностью деятельности уполномоченных учреждений в сфере усыновления, своевременно и жестко пресекать любые попытки нарушения прав детей.

По итогам обсуждения в адрес правительства было внесено представление об устранении выявленных нарушений законности.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.