Вы здесь

Система судоисполнения требует кардинальных перемен

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Уже стало традицией критиковать органы исполнительного производства – из года в год прокуроры выявляют одни и те же нарушения: судоисполнителей наказывают, увольняют, на их место приходят новые. Однако добиться существенных улучшений не удается.

За последние 5 лет число исполнительных документов увеличилось в два раза, а сумма взысканий составила почти 2 трлн. тенге. Четвертая часть – это алименты, зарплата, ущерб от преступлений. В прошлом году взыс­канию в доход государства подлежало 245 млрд. тенге, однако в казну поступило лишь 16% от этой суммы.

Причины, препятствующие исполнению, – общеизвестны. Это нехватка кадров и их текучесть, недостатки законодательства, чрезмерная нагрузка на судоисполнителей, отсутствие слаженной работы госорганов и многое другое. Поэтому Глава государства в Послании народу Казахстана «Стратегия-2050» поставил четкую задачу – кардинально изменить ситуацию с исполнением судебных актов.

В связи с этим мы акцентируем внимание на системных мерах, которые, по нашему мнению, должны переломить ситуацию. Их разработка была начата месяц назад по поручению Генерального прокурора и минист­ра юстиции. И сегодня нам хотелось бы познакомить читателей «Казахстанской правды» с первоначальным проектом Концепции совершенствования системы принудительного исполнения судебных актов и актов уполномоченных госорганов.

При разработке данного проекта мы исходили из двух ключевых проблем. Первое – это несовершенство законодательства. Вносимые из года в год поправки касались либо процедурных вопросов, либо перерас­пределения полномочий между ведомствами. Но в стороне оставались эффективные меры принудительного воздействия на неплательщиков.

Находящийся в Мажилисе очередной законопроект, на наш взгляд, тоже вряд ли сможет решить проблему кардинально. Сегодня судоисполнители ориентированы только на выявление имущества и доходов должника. При их отсутствии они бессильны: задолжавший не может быть привлечен ни к какой ответственности.

В арсенале судоисполнителя остается лишь два инструмента. Это – приостановление лицензии, если должник имеет лицензированный вид бизнеса, и ограничение выезда за пределы страны. Замечу, что из 30 тыс. ограничений исполнено лишь 3 тыс.

В отношении же тех, кто скрывает свое имущество, эти меры бесполезны.

В итоге значительная часть документов на вполне законных основаниях возвращается так и не будучи исполненной. В прошлом году взыскателям возвращено свыше 120 тыс. документов почти на 500 млрд. тенге.

То есть права человека, интересы бизнеса и государства восстанавливаются только на бумаге. Взыскатель остается один на один со своей проблемой, а должник – спокойно живет, считая себя свободным от каких-либо обязательств.

Вторая составляющая проблемы – отсутствие межведомственного взаимодействия. Госорганы считают, что исполнение решений – задача только судебного исполнителя. 36 госструктур выписывают сотни тысяч адмштрафов и пачками направляют свои постановления судоисполнителям. Годами разыскиваются должники, которые фактически и не скрываются. Дорожной полицией исполнено всего 4% постановлений о задержании автомашин таких граждан.

Пока исполнительные листы и постановления следователей о наложении арестов доходят до судоисполнителей и регистрирующих органов, неплательщики успевают переписать имущество на родственников и друзей. Все это в конечном итоге ведет к девальвации судебных решений.

Между тем в Послании Глава государства отметил, что государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку. Он подчеркнул: «Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни».

В ходе совещания по дальнейшей модернизации Астаны Президент страны приводил в пример Нью-Йорк, где с помощью превентивных мер за короткое время удалось кардинально снизить преступность. Цитирую его слова: «Пришел мэр, пришел новый полицейский, они начали наводить порядок с мелких нарушений, преступлений тех, кто ездит «зайчиками» в метро... Этот полицейский в день сажал 800 таких «зайцев». Когда мелкие преступления прекратились, – люди поняли, что за все надо отвечать».

Говоря об исполнительской дисциплине, важно подчеркнуть, что судебный акт выносится именем Республики Казахстан. Его исполнение – общая государственная задача.

В рамках сегодняшней Концепции мы предлагаем комплекс законодательных, организационных и информационных мер, которые позволят сделать более уместным выражение «скупой платит дважды» и добиваться не просто наказания, но и реального исполнения судебных актов.

Кратко остановлюсь на некоторых мерах. Нами совместно с Минюстом разработан ряд законодательных поправок, которые призваны стимулировать должников добровольно погасить долг.

Во-первых, это законодательное ограничение долж­ника в получении некоторых государственных и негосударственных услуг. Безусловно, этот вопрос чувствителен для общества. Поэтому перечень ограничиваемых услуг требует самой тщательной проработки. Естественно, такие меры не коснутся социально значимых услуг. На начальном этапе предлагается ограничивать должников по общественно значимым исполнительным документам, таким как алименты, зарплата, пенсии и пособия, возмещение ущерба, причиненного преступ­лением, взыскания в пользу государства.

Предлагается временно лишать должников водительских удостоверений, прав на охоту, хранение и ношение оружия... Данная мера воздействия эффективно зарекомендовала себя в странах, где культура исполнения намного выше – в США, Канаде, Израиле.

Также судоисполнитель должен иметь возможность обратиться в суд с иском о признании недействительной сделки, направленной на уклонение от исполнения решения. Введение такой нормы упростит процедуру исполнения решений, повысит оперативность и ответс­твенность судоисполнителей.

Еще один аспект. Как известно, забота о детях – обязанность родителей. Однако текущая ситуация с исполнением судебных актов о взыскании алиментов остается критической. Задолженность из года в год растет. На сегодня эта сумма достигла 3,5 млрд. тенге.

Но уголовное преследование за неуплату алиментов (ст. 136 УК) осуществляется судом в порядке частного обвинения на основании заявления взыскателя, который должен самостоятельно доказать наличие вины неплательщика. В 2012 году по этой статье осуждено лишь 128 лиц, тогда как злостных алиментщиков – 80 тыс. Суды в основном возвращают такие материалы в связи с отсутствием доказательств вины должника.

Но какие доказательства может представить одинокая мать, у которой нет денег даже на адвоката? Полагаем, что здесь требуется срочное вмешательство государства в лице тех же судоисполнителей, правоохранительных органов и органов опеки и попечительства.

Также, на наш взгляд, необходимо наделить судоисполнителей правом расследования преступлений, предусмотренных статьями 136 (неуплата алиментов), 140 (уклонение от содержания нетрудоспособного супруга(ги) и 362 (неисполнение решения суда) УК.

Если говорить о проблеме задолженностей по исполнительным документам в целом, то существующий сегодня механизм не позволяет сторонам договориться об отсрочке, рассрочке исполнения, периодичности погашения долга, других возможных способах и методах исполнения. Между тем опыт российских коллег показал, что в подавляющем большинстве стороны, договорившись, добровольно исполняют решения судов. Поэтому предлагаем шире использовать примирительный потенциал медиации.

Порядок исполнения определений судов об обеспечении исков сложен и требует много времени, в течение которого должник успевает избавиться от спорного имущества. Поэтому предлагаем определения судов направлять напрямую в регистрирующие органы. Также считаем необходимым законодательно закрепить право взыскателя на предоставление судоисполнителю доказательств наличия у должника имущества.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо применять меры, способствующие добровольному исполнению судебного акта, путем снижения штрафа на 50% при оплате в течение суток, и на 30% – при погашении не позднее 7 дней.

В настоящее время остро стоит проблема реализации имущества, изъятого в рамках исполнительного производства. При существующей системе ликвидное имущество продается по заниженным ценам, лицам, аффилиированным с судоисполнителями.

В декабре 2012 года частный судоисполнитель без всяких торгов передал имущественный комплекс столичного Горкомхоза за 100 млн. тенге, занизив его стоимость почти в 10 раз. В Алматы также частный судоисполнитель реализовал джип Toyota Land Cruiser-100, стоимостью 30 тыс. долларов своему коллеге за 16 тыс. И такие факты не единичны.

Для решения этой проблемы можно использовать опыт России, где в качестве основного способа реализации арестованного имущества применяются элект­ронные торги.

Законопроектом предусматриваются и другие поправки, направленные на совершенствование системы исполнительного производства.

Отдельно хотелось бы сказать об организационных мерах. В соответствии с законом об исполнительном производстве в течение двух лет Комитетом по исполнению судебных актов ведется реестр должников. Но он формируется вручную и не содержит достоверных и полных сведений. И самое главное: включение в этот список не стимулирует должников к исполнению решений.

Поэтому на платформе Комитета по исполнению судебных актов предлагается создать новую информационную систему «Единый реестр должников», интегрировать ее с действующей информационной системой «Шектеу» Комитета по правовой статистике. Это позволит, во-первых, наладить учет должников. Во-вторых, включение в реестр неплательщика по алиментам, зарплате, в госдоход, ущербу, причиненному преступлением, автоматически повлечет ограничения в предоставлении определенного перечня услуг.

Как уже было отмечено, судоисполнитель остается один на один с проблемой неисполнения решений. Поэтому нами разработаны схема взаимодействия Минис­терства юстиции с другими госорганами и проекты совместных приказов. К примеру, взаимодействие судоисполнителей с органами внутренних дел, полагаем, должно осуществляться путем проведения совместных мероприятий по розыску и задержанию должников, их транспортных средств, акций по взысканию адмштрафов, отработок условно-досрочно освобожденных лиц и так далее.

С органами Министерства финансов – путем совместных мероприятий по задержанию товаров неплательщиков при пересечении границ, проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц – должников. По другим госструктурам разработаны аналогичные механизмы взаимодействия.

Залог эффективности и успеха заключается в информационном сопровождении предлагаемых мер. Для информирования населения о возможных последствиях неисполнения судебных и иных актов, на наш взгляд, должен быть задействован потенциал центральных и региональных СМИ. Еще один вариант – автоматические звонки и SMS-уведомления должникам с сообщением о необходимости погашения долга.

Приведу такой пример. По инициативе прокуроров в Северо-Казахстанской и Костанайской областях был применен автодозвон, что более чем в 2 раза увеличило реальное поступление в бюджет адмштрафов. Должники либо не знали, либо просто забыли о долге.

Подчеркну, что в целом предлагаемые новшества основаны на успешном международном опыте. Положения Конституции РК и действующего законодательства позволяют нам путем законодательных поправок адаптировать подобные меры у нас.

Полагаю, что их скорейшее принятие положительно скажется на имидже госаппарата, а самое главное, защитит права и законные интересы граждан.

Жакип Асанов, заместитель Генерального прокурора РК

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.