Вы здесь

Самопроизвольное выкручивание... Названа причина крушения МиГ-31 под Карагандой

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Напомню: 23 апреля сего года при выполнении плановых ночных учебно-тренировочных полётов в районе села Просторное Шетского района Карагандинской области потерпел крушение самолёт МиГ-31. Экипаж катапультировался, при этом командир экипажа полковник Марат ЕДИГЕЕВ погиб, штурман майор Руслан ГАЛИМЗЯНОВ был госпитализирован. Этот самолёт проходил капитально-восстановительный ремонт на 514-м авиаремонтном заводе в российском Ржеве и находился на гарантийном обслуживании...

Через полгода выяснилось, что причиной катастрофы самолёта стало «рассоединение рулевого привода вследствие самопроизвольного выкручивания гайки его крепления». Именно такое заключение сделала комиссия по расследованию авиационного происшествия. Теперь уже известно точно, что наши лётчики не виноваты в той трагедии.

– Технические неполадки произошли в результате нарушения технологии выполнения монтажных работ в ходе ремонта самолёта на 514-м авиаремонтном заводе,– сказал представитель главной военной прокуратуры Женис Темеков на брифинге в Астане. – По окончании ремонта МиГ-31 налетал 42 часа. При выполнении плановых полётов 23 апреля на самолёте выполнено 4 вылета, на 5-м вылете произошло крушение. Отказала система управления. В ходе следствия проведён большой объём следственных действий и ряд судебных экспертиз, в том числе проведённых научно-исследовательским центром эксплуатации и ремонта воздушной техники Российской Федерации. Сейчас рассматривается вопрос о направлении уголовного дела в компетентные органы России об ответственности для осуществления дальнейшего его расследования...

Руководство Ржевского 514-го авиаремонтного завода, на котором ремонтировался разбившийся под Карагандой МиГ-31, пока не признаёт  выводы проведённого расследования.  По словам управляющего директора завода Андрея Тарасова, проведённые в Казахстане исследования «являются предварительными и имеют ряд противоречий». В частности, слова о рассоединении рулевого привода из-за «самопроизвольного выкручивания гайки его крепления» противоречат, по мнению Тарасова, информации об исправности системы продольного управления самолётом, полученной в результате дешифрования тестерограммы.

Также Андрей Тарасов заявил, что в состав комиссии по расследованию причин крушения почему-то не были включены представители Российской самолётостроительной корпорации «МиГ» и 514-го авиаремонтного завода, хотя это подразумевалось контрактом. Он отметил, что представители обеих организаций прибыли в Казахстан на следующий день после крушения самолёта, но «после убытия основной группы оставшиеся представители гарантийной группы РСК и  завода под разными предлогами не допускались на аэродром. Даже техническое задание для исследовательского центра Минобороны России, проводившего исследование по МиГ-31, разрабатывалось без участия экспертов из корпорации и нашего 514-го завода».

Похоже, ставить окончательную точку в этом громком деле пока рановато. Скорее всего, по вновь открывшимся обстоятельствам будут проводиться дополнительные исследования. Жаль только, что погибшего лётчика Марата Едигеева уже не вернуть ни жене, ни детям, ни Отечеству.

КАК ЭТО БЫЛО НА  САМОМ ДЕЛЕ

Усложнённая полётная ситуация возникла на 7-й минуте полёта в процессе выполнения разворота с правым креном на курс следования в направлении аэродрома Караганды. Штурман экипажа майор Галимзянов в момент начала правого разворота почувствовал толчок в сторону и увидел по командно-пилотажному прибору увеличение левого крена до 70°–80° и тангажа на пикирование до 80°. Изменение пространственного положения самолёта сопровождалось увеличением боковой перегрузки. В дальнейшем самолёт продолжил снижение и выполнил один полный оборот вокруг оси в левую сторону. Командир экипажа пытался уменьшить левый крен перемещением ручки управления самолётом вправо и парировать самопроизвольное опускание носа взятием РУС «на себя». Но самолёт не реагировал.

После пересечения высоты 1700 м командир экипажа приказал: «Прыгаем», при этом стрелка вариометра находилась на значении вертикальной скорости снижения более 100 м/с. В 22 час. 40 мин. 58 сек. командир экипажа доложил: «131-й, катапультируемся!».

В материалах объективного контроля, восстановленных на базе Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиационной техники 4-го Центрального НИИ Министерства обороны РФ (г. Люберцы), имеются данные об изменении высоты полёта от значения 1481 м до 1185 м в течение одной секунды, т.е. фактическая вертикальная скорость снижения составляла 296 м/с, истинная воздушная скорость за одну секунду увеличилась с 1073 км/ч до 1147 км/ч., угловая скорость вращения влево составляла более 105 °/сек.

Аварийная полётная ситуация переросла в катастрофическую и характеризовалась неуправляемым снижением самолёта, вращением влево и дефицитом высоты для безопасного катапультирования экипажа. В момент приведения в действие системы катапультирования высота полёта была меньше высоты, равной значению 5 Vу, то есть менее 1480 м, необходимой для безопасного катапультирования обоих членов экипажа.

Командир Марат Едигеев был посмертно награждён орденом «Айбын» I степени. Штурмана Руслана Галимзянова министр обороны наградил орденом «Айбын» II степени и досрочно присвоил звание «подполковник».

В Карагандинской области память командира авиабазы увековечили двумя обелисками: один установили в селе Просторное, от которого лётчик отвёл падающий самолёт, второй – на месте крушения, в открытой степи.

– Мы открыли этот памятник, не дождавшись годовщины, потому что пока не отдали дань нашему командиру, душа наша не спокойна, – говорит заместитель командира авиабазы Исатий Джолаев. – Ну и, наверное, командиру там, наверху, тоже как-то не спокойно... Мы открыли эти памятные обелиски, чтобы наше поколение, молодёжь понимали, что место подвигу в этой жизни есть! Полковник Едигеев совершил настоящий подвиг, ведь вышедший из-под управления истребитель мог рухнуть на жилые дома. Благодаря смелости наших лётчиков и их профессионализму самолёт удалось отвести от населённого пункта, тем самым предотвратить гибель мирных граждан.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.