Вы здесь

Проект «Айкын» помогает бороться с бюрократией и волокитой в госорганах

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Одной из важнейших функций государства является создание эффективного механизма, призванного защищать человека от посягательств на его права и способствовать их восстановлению.

В рамках обеспечения в стране законности и правопорядка Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее - Комитет) разработан проект «Айкын», предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к коррупционным действиям.

Этот проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. К примеру, отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.

Работа с обращениями граждан является важнейшей формой взаимодействия власти с населением. Ведь по результатам реагирования на них органов государственной власти и местного самоуправления оценивается качество деятельности государственного механизма в целом, испытывается на прочность доверие к власти каждого гражданина.

Обращаясь в тот или иной госорган, гражданин надеется на законное и своевременное разрешение поставленных им вопросов. К сожалению, действующая в настоящее время система исключает возможность оперативного, а иногда и качественного информирования заявителя.    

Основными факторами низкой эффективности работы с обращениями и, как следствие, сохранения высокого уровня неудовлетворенности граждан и юридических лиц являются низкая квалификация и недобросовестное отношение чиновников к своим обязанностям. Это подтверждается и следующими статистическими данными.

Так, по республике в 2011 году количество обращений физических и юридических лиц, поступивших в государственные органы, достигло более 20,5 млн., из которых свыше 14 тыс. обращений рассмотрены с нарушением срока.

Эти факты и послужили толчком для разработки и внедрения проекта «Айкын», целью которого является постоянный социальный контроль и надзор органов прокуратуры в режиме онлайн за деятельностью государственных органов по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.

В 2011 году по проекту «Айкын» проводился эксперимент в структурных подразделениях акимата Акмолинской области, в процессе которого у заявителей в режиме реального времени по уникальному номеру талона появилась возможность отслеживать ход рассмотрения госчиновниками их обращений в Интернете, а также путем получения SMS и обращения  на сайт  Комитета Генеральной прокуратуры. К примеру, таким способом можно было узнать дату регистрации обращения, исполнителя, какое по обращению принято решение и когда дан ответ.

Так, местными исполнительными органами Кокшетау Акмолинской области талоны были выданы 6 613 обратившимся лицам, из которых на сайт комитета Генеральной прокуратуры обратились 4 415 лиц, или 66,8%.

Таким образом, стало ясно, что данная услуга в достаточной степени была востребованна среди населения Акмолинской области, чему способствовал территориально-временной аспект – доступность информации для граждан в любое время и в любом месте, поскольку проект позволил определить дату ответа, продление срока рассмотрения, перенаправление по территориальности, подведомственности.

Проект «Айкын» был поддержан Администрацией Президента Республики Казахстан,   принято решение о необходимости внедрения его в масштабах всей республики. Для чего с Министерством транспорта и коммуникаций утвержден совместный межведомственный план мероприятий, по которому Комитетом Генеральной прокуратуры  проводится работа по ускоренному внедрению проекта во всех 20 тысячах субъектах правовой статистики и специальных учетов.

1 июля 2012 года  к каналам связи были  подключены центральные аппараты государственных органов в Астане, а с 1 апреля 2013 года акиматы городов Астана, Алматы и областей. С этого момента сотрудники канцелярий указанных государственных органов выдают непосредственно обратившемуся лицу талон с уникальным 18-значным номером, гарантирующий его регистрацию и дальнейшее рассмотрение. По индивидуальному номеру физические и юридические лица  доступными средствами связи отслеживают ход его рассмотрения.

Наибольшее количество талонов выдаются Администрацией Президента РК, АБЭКП, КУИС МВД, Агентством РК по регулированию естественных монополий, Министерством внутренних дел, Комитетом по правам интеллектуальной собственности МЮ, Комитетом по исполнению судебных актов МЮ РК, Комитетом по техрегулированию МИНТ, Комитетом промышленности МИНТ, Налоговым комитетом МФ, МТСиЗН РК, Министерством здравоохранения, Министерством юстиции, Министерством индустрии и новых технологий, Министерством финансов, акиматами города Астаны, Алматы, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей.

Одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов по работе с обращениями  является рост (снижение) количества обращений, рассмотренных с нарушением срока и обоснованных повторных обращений.

Указанный проект дает возможность отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.

Следует отметить, что проведенный мониторинг базы данных единого учета обращений лиц по выданным талонам с уникальными номерами показал, что с внедрением проекта «Айкын» в разы уменьшилось количество рассмотренных сотрудниками центральных государственных органов и акиматов областей обращений с нарушением сроков, установленных законодательством.

Так, если в 2011 году центральными аппаратами государственных органов с превышением срока рассмотрены 5 657 обращений, то за 2-е полугодие 2012 года по выданным 5532 талонам с уникальными номерами с нарушением срока рассмотрено 566 обращений.

Согласно статистическим сведениям отчета формы № 1-ОЛ «О рассмотрении обращений физических и юридических лиц» всего за 1 полугодие  2012 года в аппараты акимов областей и структурные подразделения поступило 392 718 обращений, из которых 323 рассмотрены с превышением сроков.

За 1 полугодие  2013 года в аппараты акимов областей и структурные подразделения поступило 294 391 обращение, из которых 167 рассмотрены с превышением сроков.

           В рамках реализации проекта «Айкын» по состоянию с 1 апреля по 30 июня т.г. выдано 36 102 талона, из них акиматами областей – 29 959. По ним на сайте Комитета проверили ход рассмотрения своего обращения 17 998 заявителей, т.е. 49 %.

Таким образом, государственными органами должное внимание уделяется   срокам и качеству рассмотрения обращений физических и юридических лиц. Вместо двухнедельного срока по даче разъяснений на обращения даются ответы с сокращенными сроками.

К примеру, гражданину Б.,  обратившемуся в Агентство РК по делам государственной службы о даче разъяснений о назначении на административную государственную должность в порядке перевода 18 октября 2012 года,    ответ дан уже на следующий день.

Гражданину К.,  обратившемуся в Аппарат акима Атырауской области от 01.04.2013 года даны разъяснения от 08.04.2013 года, т.е. за 7 дней.  И таких примеров немало.

Таким образом, в результате внедрения проекта «Айкын» в центральных государственных органах и акиматах областей обеспечена прозрачность процесса рассмотрения обращений, предоставлен доступ  гражданам к сведениям о ходе рассмотрения их обращений, повышена оперативность рассмотрения обращений, имеются возможности выявления нарушения сроков рассмотрения, минимизирован  личный контакт чиновников и граждан.

С 1 января 2014 года планируется внедрение проекта в  аппаратах акимов районного и городов областного значения и государственных органах областного уровня.  А с 1 января 2015 года планируется внедрение проекта в   государственных органах районного уровня.

Претворяя в жизнь задачи, поставленные Президентом Н.А. Назарбаевым, в развитии Казахстана как общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства с эффективной структурой государственных органов и полнотой реализации конституционных прав и свобод граждан проект «Айкын» соответствует Стратегическому плану развития Казахстана - 2050.

Байнур Байгелди, заместитель  Председателя Комитета по правовой статистике и специальным  учетам Генеральной прокуратуры РК

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.