Вы здесь

Повысить уровень доверия

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Концепция кадровой политики правоохранительных органов призвана значительно поднять уровень доверия казахстанцев к институтам власти.

В Послании Президента Нурсултана Назарбаева обозначены четкие ориентиры, а также определены ключевые приоритеты совершенствования работы государственных институтов. Создание атмосферы честной конкуренции и справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры – эти задачи как никогда актуальны для дальнейшего развития и модернизации правоохранительной деятельности в условиях постоянных вызовов, происходящих в экономике, политике, социальной сфере.

В соответствии с новыми требованиями в Концепцию правовой политики РК на период с 2010 по 2020 год, утвержденную Указом Главы государства 24 августа 2009 года, внесены дополнения и изменения. Один из их главных аспектов касается необходимости совершенствования деятельности прокуратуры, которая служит ядром правоохранительной системы страны. При этом указывается важность определения четких критериев оценки деятельности правоохранительных структур: не только по количественным, но и по качественным показателям. А пос­ледний параметр в первую очередь зиждется на уровне доверия граждан.

На заседании коллегии Генпрокуратуры по итогам работы за 2013 год Генеральный прокурор Асхат Даулбаев поставил перед областными прокурорами ряд задач по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора и реализации Послания Президента страны. Прио­ритетными направлениями определены противодействие экстремизму и терроризму, борьба с коррупцией, организованной преступностью, защита прав и свобод граждан, общества и государства.

Что касается работы с кадрами, то Генеральным прокурором поручено разработать научно обоснованные нормативы штатной численности, завершить работы по созданию психологической службы. Также особо отмечено, что деятельность прокуроров всех уровней будет определяться только на основе объективных показателей, таких как уровень доверия населения, реальное устранение нарушений законности, качество решений по обращениям граждан.

Данные поручения четко коррес­пондируются с Посланием Президента и отвечают поставленным в нем задачам – поднять качество работы всей правоохранительной системы, ведь ее сотрудники, наделенные большими полномочиями, должны отличаться безупречным поведением и высоким профессионализмом. Этому, безусловно, послужат положения Концепции кадровой политики правоохранительных органов, утвержденной Указом Главы государства 31 декабря 2013 года. Стратегические направления этого документа включены в план Государственной программы по дальнейшей модернизации правоохранительной системы на 2014–2020 годы.

Концепция предусматривает новую систему отбора и продвижения кадров, приведение ведомственного образования в силовых структурах к лучшим мировым стандартам. Кроме того, она включает в себя разработку научно обоснованных нормативов численности сотрудников в зависимости от реальных функций и нагрузки, введение категорий или разрядов, укрепление технической оснащенности и меры социальной защиты.

Цель концепции – выработка системных мер по формированию профессионального кадрового состава, в том числе предусматривающих планирование потребностей в человеческих ресурсах; отбор, аттестацию и расстановку кадров; профессиональное развитие кадрового потенциала; оптимизацию организационно-штатных структур; воспитательную работу и мотивацию сотрудников.

Обращают на себя внимание инновации, а именно – институт интегрального показателя конкурентоспособности. Это совершенно новая система оценки в кадровом менеджменте правоохранительных органов, которая будет учитывать профессиональный потенциал сотрудника, его реальные достижения, и включает в себя два таких парамет­ра, как модель профессиональных компетенций и ключевые показатели эффективности работы.

Как и система отбора, процедура аттестации также существенно совершенствуется. Для каждой должности устанавливаются конкретные цели и показатели, в соответствии с которыми будет оцениваться работа сотрудника. Обязательным при аттестации станет проверка на полиграфе.

Аттестация предусматривает введение специальной процедуры оценки профессиональной компетентности сотрудника, в ходе которой будут проверяться знания законов и иных нормативных документов на практике, в повседневной деятельности. В  связи с этим меняется и цель самого экзамена: наряду с определением соответствия занимаемой должности выявляется, какие именно профессиональные навыки у сотрудника недостаточно сформированы. Это позволит намного эффективнее организовывать процесс последующего обучения и профессионального развития.

Вводится и такая процедура, как постаттестационное развитие. По результатам аттестации для каждого сотрудника будут разрабатываться индивидуальные программы профессиональной самоподготовки. Результаты их освоения должны рассматриваться как один из основных критериев оценки при последующей аттестации, а также станут основой для планирования карьеры сотрудника.

Помимо этого, концепция преду­с­матривает широкое применение современных информационных технологий. К примеру, предлагается создание информационно-справочных систем управления профессио­нальными знаниями по принципу ведомственных интернет-сетей.

Внедрение подобных инноваций требует усиления мотивации и ответственности самих сотрудников. Их предполагается обеспечить путем дифференциации оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов, для чего будут введены разряды (классности) для каждой должности. При этом разница между разрядами окажется довольно ощутимой. И тогда каждый будет сам вправе выбирать, либо он стремится достигать высоких результатов, чтобы получать достойную зарплату, либо довольствоваться базовым окладом с риском увольнения при первой аттестации.

Таким образом, для сотрудников будут созданы достаточные условия, чтобы стремиться к качественному решению поставленных перед ними задач и постоянной работе над собой по повышению профессиональной компетентности.

В целом концепцию можно расценить как возможность серьезной перестройки действующей кадровой системы правоохранительных органов. Все вышеуказанные нормы позволят кардинально пересмотреть организацию кадровой работы, создать новую систему отбора, продвижения и аттестации сотрудников, качественно улучшить показатели деятельности, поднять имидж и престиж службы, улучшить состояние дисциплины и законности.

Роза ДОСЫМБЕКОВА, начальник департамента кадровой работы Генеральной прокуратуры РК, кандидат юридических наук, старший советник юстиции

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.