Вы здесь

Ответственность ужесточена

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В рамках курса государства на бескомпромиссную борьбу с коррупцией в уголовном законодательстве были усовершенствованы нормы об ответственности за такого рода преступления, а также введены новые запреты и ограничения для лиц, их совершивших.

Как известно, с 1 января 2015 года вступил в действие новый Уголовный кодекс РК. Как и УК 1997 года, он содержит отдельную главу «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления». Но в отличие от прежнего кодекса в новом УК перечень коррупционных преступлений вынесен в глоссарий (разъяснение некоторых понятий, содержащихся в кодексе). К коррупционным относятся деяния, предусмотренные статьями: 189 (пункт 2) части третьей), 190 (пункт 2) части третьей), 215 (пункт 3) части второй), 216 (пункт 4) части второй), 217 (пункт 3) части третьей), 218 (пункт 1) части третьей), 234 (пункт 1) части третьей), 249 (пункт 2) части третьей), 307 (пункт 3) части третьей), 361, 362 (пункт 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пункт 2) части второй) и 452 УК.

В новом УК есть и другие изменения. Так, значения используемых терминов по коррупционным и должностным преступлениям также даны в глоссарии. Это придало кодексу более удобный и понятный формат, а также правовую определенность. К примеру, глоссарий сейчас содержит термины, которые раньше в УК отсутствовали и определялись Законом РК «О борьбе с коррупцией» и нормативным постановлением Верховного суда. Это «организационно-распорядительные функции» – предоставленное в установленном законом РК порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыс­кания в отношении подчиненных. «Административно-хозяйственные функции» – предоставленное в установленном Законом РК порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации.

Кроме того, расширено значение понятия «представитель влас­ти». Теперь это госслужащий, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в том числе сотрудник правоохранительного или специального госоргана, военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка. Расширена категория лиц, занимающих ответственную государственную должность. Уточнено, что в эту категорию входят депутаты Парламента и судьи, а также включены лица, занимающие административную государственную должность корпуса «А».

Глоссарий подробно разъясняет, кто является лицом, выполняю­щим управленческие функции в коммерческой или иной организации, кто – должностным лицом, кто – лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему.

В новом УК даны четкие понятия и примеры по таким терминам, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». К примеру, к тяжким последствиям в результате коррупционных деяний относится причинение крупного или особо крупного ущерба, а к существенному вреду – нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а также причинение значительного ущерба. Раньше эти квалифицирующие признаки содержались в диспозициях коррупционных статей старого УК, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что – к существенному вреду.

В статьях о получении и даче взятки появился новый квалифицирующий признак «значительный размер». Значительный размер – это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3 000 месячных расчетных показателей (в 2015 году 1 МРП составлял 1 982 тенге).

Кроме того, увеличены минимальные и максимальные пороги пределов крупного и особо крупного размера взятки. Если в прежнем УК крупным размером признавалась сумма свыше 500 МРП, то в новом кодексе – от 3 000 до 10 000 МРП. Особо крупной взяткой считается сумма, превышающая 10 000 МРП (раньше была – от 2 000 МРП).

Новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений. Если ранее лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность применялось на срок до 7 лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно. Коррупционерам навсегда закрывается путь к работе: на государственной службе; в судебной системе (судьей); в органах местного самоуправления; в Национальном банке РК и его ведомствах; в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%; в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более 50% голосую­щих акций (долей участия) которых принадлежат им; в юридических лицах, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.

К лицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.

Теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.

В отношении осужденных коррупционеров, которые имели государственные награды, специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификацион­ный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.

Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качестве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции статей 366 и 367 УК.

Ни одна санкция за взяточничество ныне не предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества.

Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.

За получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмот­рено новое наказание – штраф, кратный сумме взятки. Кратный штраф как альтернативное наказание введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.

К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки (20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере – штраф в 60-кратную сумму взятки (30-кратный – за дачу), в крупном размере – 70-кратный (40-кратный – за дачу), в особо крупном размере – 80-кратный (50-кратный – за дачу).

В целом новеллы УК применяются повсеместно, практика нарабатывается и корректируется. Безусловно, с учетом правоприменительной практики возможны и поправки в новый кодекс. Следует отметить, что при совершенствовании антикоррупционной политики используется опыт зарубежных стран, но с учетом специфики национального законодательства.

Автор: Азамат САРСЕМБАЕВ, начальник управления главной транспортной прокуратуры

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.