Вы здесь

Обеспечить баланс гуманности и справедливости

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Вчера на пленарном заседании под председательством cпикера палаты Нурлана Нигматулина Мажилис одобрил в первом чтении проекты Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

Подводя итоги состоявшегося рассмотрения проекта УИК, председатель Мажилиса отметил важность и значимость данного законодательного акта. При этом Нурлан Нигматулин подчеркнул, что механизмы новой редакции УИК должны способствовать принципам справедливости наказания за преступления и в то же время не нарушать прав осужденных.

– Такова мировая практика. Именно к такому оптимальному, сбалансированному варианту нам необходимо прийти ко второму чтению, – подчеркнул спикер.

Как отметил, представляя документ, министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, проектом УИК прежде всего совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы. Ранее введенная в исправительных учреждениях прогрессивная система исполнения наказаний в виде лишения свободы – общий, строгий и особый режим – теперь распространяется и на колонии-поселения и тюрьмы.

– Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных и стимулирует их правопослушное поведение, – сказал К. Касымов.

Согласно проекту кодекса осужденные к лишению свободы начинают отбывать наказание в обычных условиях, а в дальнейшем, в зависимости от поведения, могут быть переведены на строгие или на облегченные условия. В связи с этим проектом кодекса вводится соответствующая классификация поведения осужденных.

В проекте также предусмотрен ряд мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений со стороны администрации колонии. Так, исключена компетенция начальника отряда по наложению взыскания и поощрения осужденных, конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе иметь длительные свидания, конкретизированы обстоятельства, при которых осужденному представляется право на телефонные переговоры.

Ни для кого не является секретом, что сегодня осужденные нелегально имеют возможность пользоваться мобильной связью, посему логично, что пришло время либо запретить, либо разрешить сотовую связь в местах лишения свободы. Одна часть общества, в том числе и ряд депутатов, не видит ничего предосудительного в том, что заключенные будут иметь такую возможность. Представители же органов внутренних дел говорят об опасности незаконного доступа заключенных к сотовой связи. Посему в новом УИК предусмотрена норма, которая обязывает сотовых операторов ограничивать связь в тюрьмах Казахстана.

– В наших колониях 90% сидят люди, осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления, сидят авторитеты, которые хотят руководить теми людьми, которые остались на свободе, обмениваются телефонными связями, влияют вообще на порядок содержания наших лиц в колонии, – аргументировал глава МВД решение об ограничении сотовой связи в тюрьмах.

Однако в ходе пленарного заседания прозвучало мнение мажилисменов о том, что сотовые операторы не смогут эту норму исполнить технически, а ограничение связи скажется на жителях, которые проживают близ тюрем. Но, оказывается, МВД нашло решение – тюрьмы Казахстана обнесены шестиметровыми заборами, «непробиваемыми» для сотовой связи, сообщил К. Касымов.

– И, оказалось, они эффективнее всех наших технических средств по заглушке телефонов. Эту стену телефонная связь не пробивает, и мы дальше будем заниматься этим вопросом, – сказал глава МВД.

Кроме того, ограничение сотовой связи в тюрьмах, по словам К. Касымова, ограждает граждан Казахстана от телефонного мошенничества со стороны заключенных. Со всеми указанными доводами мажилисмены согласились.

Поскольку поставлена задача соблюсти в кодексе принцип неотвратимости справедливого наказания и в то же время обеспечить право осужденных на гуманное отношение, то депутаты поинтересовались, насколько благоприятны условия заключения осужденных, во сколько обходится стране их содержание. Оказалось, картина довольно оптимистична. По информации К. Касымова, меню заключенных согласовывается с Казахской академией питания, а на содержание одного осужденного государство потратило в прошлом году 603 тыс. тенге в год. В текущем году сумма составила 687 тыс. тенге. На недоверчивые высказывания ряда депутатов министр МВД ответил приглашением посетить места лишения свободы в любое удобное для народных избранников время, дабы своими глазами увидеть образцовое положение казахстанских заключенных.

Вчера же Мажилис одобрил в первом чтении проект Уголовно-процессуального кодекса с сопутствующими поправками в некоторые конституционные законы и ряд законодательных актов. Так, новеллой проекта УПК, по информации первого заместителя Генерального прокурора РК Иогана Меркеля, является ужесточение ответственности за ложный донос, а анонимные сообщения и вовсе рассматриваться не будут, за исключением сообщений о взрывных устройствах.

Новеллой законопроекта является и то, что в новом кодексе отказываются от стадии до возбуждения уголовного дела. По действующему УПК до возбуждения уголовного дела производится доследственная проверка, при этом гражданину или предпринимателю на этой стадии не представлено никаких гарантий и прав, в том числе и право на защиту. Все доследственные процедуры – экспертизы, опросы знакомых и коллег, по мнению разработчиков, наносят серьезный удар по имиджу проверяемых, хотя, как известно, возбуждение уголовного дела еще не означает, что человек виновен.

Также проектом вносится норма, согласно которой потерпевшие смогут рассчитывать на материальное возмещение ущерба. В связи с этим депутат Нуртай Сабильянов поинтересовался, в какой организационно-правовой форме будет создаваться фонд возмещения компенсации потерпевшим. По информации И. Меркеля, во всем мире такими фондами управляет Министерство финансов. В данное время прорабатывается вопрос разработки соответствующего закона, регламентирующего деятельность подобного фонда.

– Без специального закона этот фонд не может работать, мы не можем заложить эти нормы в УПК, поскольку данный вопрос не предмет этого документа. Мы планируем, что Министерство финансов совместно со всеми правоохранительными органами разработают этот законопроект, – пояснил И. Меркель.

Также вводится институт сделки о признании вины, что подразумевает снижение наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органами расследования. Упрощается и ускоряется также судебное производство, поскольку отпадает необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий. Кроме того, кодексом предусматриваются инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, в том числе и у лиц, скрывающихся от правосудия.

Вчера Мажилис также рассмотрел и согласился с поправками Сената относительно законопроекта с сопутствующими поправками «О реабилитации и банкротстве». Таким образом закон считается принятым Парламентом.

– Такова мировая практика. Именно к такому оптимальному, сбалансированному варианту нам необходимо прийти ко второму чтению, – сказал спикер.

Как отметил, представляя документ, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, проектом УИК прежде всего совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы. Ранее введенная в исправительных учреждениях прогрессивная система исполнения наказаний в виде лишения свободы – общий, строгий и особый режим – теперь распространяется и на колонии-поселения и тюрьмы.

– Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных и стимулирует их правопослушное поведение, – сказал К. Касымов.

Согласно проекту кодекса, осуж­денные к лишению свободы начинают отбывать наказание в обычных условиях, а в дальнейшем, в зависимости от поведения, могут быть переведены на строгие или на облегченные условия. В связи с этим проектом кодекса вводится соответствующая классификация поведения осужденных.

В проекте также предусмотрен ряд мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений со стороны администрации колонии. Так, исключена компетенция начальника отряда по наложению взыскания и поощрения осужденных, конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе иметь длительные свидания, конкретизированы обстоятельства, при которых осужденному представляется право на телефонные переговоры.

Ни для кого не является секретом, что сегодня осужденные нелегально имеют возможность пользоваться мобильной связью, посему логично, что пришло время запретить либо разрешить сотовую связь в местах лишения свободы. Одна часть общества, в том числе и ряд депутатов, не видит ничего предосудительного в том, что заключенные будут иметь такую возможность. Представители же органов внутренних дел говорят об опасности незаконного доступа заключенных к сотовой связи. Посему в новом УИК предусмотрена норма, которая обязывает сотовых операторов ограничивать связь в тюрьмах Казахстана.

– В наших колониях 90% сидят люди, осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления, сидят «авторитеты», которые хотят руководить оставшимися на свободе, пользуются телефонной связью, влияют вообще на порядок содержания наших лиц в колонии, – аргументировал глава МВД решение об ограничении сотовой связи в тюрьмах.

Однако в ходе пленарного заседания прозвучало мнение мажилисменов о том, что сотовые операторы не смогут эту норму исполнить технически, а ограничение связи скажется на жителях, которые проживают близ тюрем. Но, оказывается, МВД нашло решение – тюрьмы Казахстана обнесены шестиметровыми заборами, «непробиваемыми» для сотовой связи, сообщил К. Касымов.

– И, оказалось, они эффективнее всех наших технических средств по заглушке телефонов. Эту стену телефонная связь не пробивает, и мы дальше будем заниматься этим вопросом, – сказал глава МВД.

Кроме того, ограничение сотовой связи в тюрьмах, по словам К. Касымова, ограждает граждан Казахстана от телефонного мошенничества со стороны заключенных. Со всеми указанными доводами мажилисмены согласились.

Поскольку поставлена задача соблюсти в кодексе принцип неотвратимости справедливого наказания и в то же время обеспечить право осужденных на гуманное отношение, то депутаты поинтересовались, насколько благоприятны условия заключения осужденных, во сколько обходится стране их содержание. Оказалось, картина довольно оптимистична. По информации К. Касымова, меню заключенных согласовывается с Казахской академией питания, а на содержание одного осужденного государство потратило в прошлом году 603 тыс. тенге. В текущем году сумма составит 687 тыс. тенге. На недоверчивые высказывания ряда депутатов министр ответил приглашением посетить места лишения свободы в любое удобное для народных избранников время, дабы своими глазами увидеть образцовое положение казах­станских заключенных.

Вчера же Мажилис одобрил в первом чтении проект Уголовно-процессуального кодекса с сопутствующими поправками в некоторые конституционные законы и ряд законодательных актов. Так, новеллой проекта УПК, по информации первого заместителя Генерального прокурора РК Иогана Меркеля, является ужесточение ответственности за ложный донос, а анонимные сообщения и вовсе рассматриваться не будут, за исключением сообщений о взрывных устройствах.

Новеллой законопроекта является и то, что в новом кодексе отказываются от стадии, предваряющей возбуждение уголовного дела. По действующему УПК до возбуждения уголовного дела производится доследственная проверка, при этом гражданину или предпринимателю на этой стадии не предоставлено никаких гарантий и прав, в том числе и право на защиту. Все доследственные процедуры – экспертизы, опросы знакомых и коллег, по мнению разработчиков, наносят серьезный удар по имиджу проверяемых, хотя, как известно, возбуждение уголовного дела еще не означает, что человек виновен.

Также в проекте существует норма, согласно которой потерпевшие смогут рассчитывать на материальное возмещение ущерба. В связи с этим депутат Нуртай Сабильянов поинтересовался, в какой организационно-правовой форме будет создаваться фонд возмещения компенсации потерпевшим. По информации И. Меркеля, во всем мире такими фондами управляет Министерство финансов. В данное время прорабатывается вопрос разработки соответствующего закона, регламентирующего деятельность подобного фонда.

– Без специального закона этот фонд не может работать, мы не можем заложить эти нормы в УПК, поскольку данный вопрос –  не предмет этого документа. Мы планируем, что Министерство финансов совместно со всеми правоохранительными органами разработают этот законопроект, – пояснил И. Меркель.

Также вводится институт сделки о признании вины, что подразумевает снижение наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органами расследования. Упрощается и ускоряется также судебное производство, поскольку отпадает необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий. Кроме того, кодексом предусматриваются инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, в том числе и у лиц, скрывающихся от правосудия.

Мажилис также рассмотрел и согласился с поправками Сената относительно законопроекта с сопутствующими поправками «О реабилитации и банкротстве». Таким образом закон считается принятым Парламентом. 

Лаура ТУСУПБЕКОВА

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.