Вы здесь

О работе органов прокуратуры в сфере исполнения приговоров в условиях нового законодательства

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Айбар Илияс, начальник  отдела 7-го Департамента Генеральной прокуратуры, советник юстиции

Неотъемлемым элементом   правовой реформы в Казахстане является реформирование пенитенциарной системы. Имплементация международных стандартов  в сфере исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в национальное законодательство страны - веление времени. Как итог, приняты новый Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, способствующие совершенствованию механизма применения и исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.

Безусловно, данные позитивные показатели  отражают тенденцию гуманизации уголовной политики,  модернизацию системы исполнения наказаний, более широкого применения альтернативных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы, а также  уголовно-правовых средств некарательного характера и способов их реализации.

Одним из первых шагов в концептуальном направлении перспектив развития уголовно-исполнительной системы, ориентированной на профилактику преступности,   является образование службы пробации. Это шаг к созданию новой системы исполнения уголовных наказаний, где государство не задается целью «отомстить» преступнику за содеянное, а определяет условия для его исправления, причем не всегда путем изоляции человека от общества.

Сменился акцент и в самой цели уголовно-исполнительной политики. Одна из главных задач – обеспечение безопасности осужденных в процессе отбывания наказания. Уголовно-исполнительным кодексом определен порядок покамерного содержания осужденных, который обеспечит личную безопасность как самих заключенных, так и персонала.

Изменения коснулись и условий содержания. Увеличены нормы жилых площадей для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях - с 2  до 2,5 метров для мужчин, и с 2,5 до 3  метров для женщин и несовершеннолетних.

В процессе отбывания уголовного наказания правовой статус осужденного изменяется в соответствии с линией его поведения, соответственно увеличивая либо уменьшая его шансы на освобождение. Это основой индикатор отношения к исправлению со стороны осужденного. Тем самым система уголовного наказания предусмат­ривает поэтапное изменение условий со­держания осужденных и стимулирует их правопослушное поведение.

Наряду с усилением общественного контроля за пенитенциарными учреждениями путем правовой регламентации Национального превентивного механизма и деятельности общественных наблюдательных комиссий, ужесточен надзор и со стороны органов прокуратуры.

Приказом Генерального Прокурора 6 января т.г. утверждена новая Инструкция, которая в первую очередь направлена на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов задержанных, подвергнутых административному аресту, содержащихся под стражей, осужденных, освобожденных условно-досрочно и под административный надзор.

В этом нормативно-правовом акте закреплена обязанность прокурора в течение 48 часов проверять законность водворения заключенных в штрафные помещения, дача заключений о правомерности применения к ним специальных средств и физической силы, а также другие механизмы работы, вплоть до районного звена, вытекающие из поручений Главы государства и руководства Генеральной прокуратуры.

Одним из показательных примеров действенности надзора могут служить учреждения г.Семея, где удалось довести уровень организации масштабных оперативно-режимных и обысковых мероприятий без применения специальных средств и нарушений прав заключенных, что положительно оценили участники Национального превентивного механизма по противодействию пыткам.

Всего за 6 месяцев 2015 года по линии исполнения наказаний проведено около 35 тысяч проверок в пенитенциарных и специальных учреждениях органов внутренних дел.

По вопросам реабилитации граждан от политических репрессий органами прокуратуры с рассмотрением 1,5 тыс. материалов, реабилитировано 900 лиц.

В связи с обратной силой уголовного закона пересмотрены 10,7 тыс. приговоров. В результате 1,2 тыс. заключенным применены альтернативные наказания и сокращены сроки лишения свободы, более 9 тыс. пересмотрен рецидив преступлений.

Кроме того, совместно с Верховным судом вырабатываются единые подходы по расширению институтов условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом. В настоящее время разрабатывается проект нового нормативного постановления по этому вопросу.

Указанная работа ведется в рамках инициатив Генеральной прокуратуры по выводу Казахстана из 50-ти стран, лидирующих по численности заключенных. На 1 января 2015 года наша страна находилась на 41-ом месте. Этот показатель за 5 лет улучшился   с 22-ой позиции. Только за 6 месяцев этого года тюремный контингент в Казахстане уменьшился еще на 4 тыс. человек и впервые стал ниже 44 тыс.

Это произошло благодаря нескольким факторам. Во-первых, по сравнению с 1-ым полугодием прошлого года на 25% выросло число примирений до суда между подозреваемыми и потерпевшими.

Во-вторых, на 24% стало меньше арестов в ходе следствия, поскольку прокуроры в 4 раза чаще в качестве меры пресечения стали избирать залог.

В-третьих, суды стали шире применять наказания, не связанные с лишением свободы, в т.ч. крупные штрафы по экономическим и коррупционным преступлениям.

Как результат, в 1-ом полугодии лишение свободы назначено 25,9% осужденных. Раньше  доля лишенных свободы составляла выше 50%.

Доминирующим наказанием стало ограничение свободы – 29,3%. Общественные работы выросли в 3,5 раза до 10,5%, тогда как в прошлом году было 2,9%.

Почти в 6 раз – до 17,1% возросло количество штрафов.  Штраф назначен более 2-м тыс. осужденным на общую сумму 2,8 млрд. тенге.

В связи с введением в действие нового уголовного закона 1100 лицам применены альтернативные наказания и сокращены сроки лишения свободы.

В 2 раза больше заключенных освобождено досрочно, либо наказание им заменено более мягким видом. Эти послабления применены к 5,2 тыс. осужденных.

Снижению числа заключенных также способствует реализация с декабря 2014 года проекта «Занятость в колониях - 2017». К трудоустройству заключенных стали привлекаться субъекты частного предпринимательства.

В текущем году к открытию производства в колониях привлечены 104 субъекта бизнеса, что в 7 раз больше, чем было до начала проекта. Трудоустроено в 30 раз больше осужденных.

Достижению поставленной задачи способствует и выполнение Плана нации   «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ, где 33-й и 34-й шаги предусматривают реформу уголовно-исполнительной системы.

В целом, исполнение наказаний – важная составляющая в правовой системе современного государства. Реализация содержащихся в данном институте новелл, в т.ч. направленных на снижение «тюремного населения» с достижением уровня развитых стран, обеспечит повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нашей страны на международной арене.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.