Вы здесь

НА СТРАЖЕ ЗАКОННОСТИ

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

За 20-летний период действия Конституции РК сформирована и успешно развивается правоохранительная система, в которой особое место занимает прокуратура.

Отправной точкой в истории становления прокуратуры суверенного Казахстана стал введенный в действие постановлением Верховного Совета РК от 17 января 1992 года Закон «О прокуратуре Республики Казахстан». Этим законом прокуратура провозглашена государственным органом, осуществляющим высший надзор за исполнением законов.

В Государственной программе правовой реформы 1994 года обозначены основные принципы реформирования органов прокуратуры. Впоследствии они нашли закрепление в Конституции 1995 года.

В соответствии со ст. 83 Основного Закона прокуратура от имени государства осущест­вляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории РК, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, а также представляет интересы государства в суде и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Таким образом, Конституция укрепила положение и статус прокуратуры, фундаментально определив ее место и роль в системе госорганов.

Сам факт конституционного закрепления статуса органов прокуратуры означает признание государством и обществом института прокурорского надзора как специфического, самостоя­тельного вида государственной деятельности, дистанцирующегося от всех ветвей власти.

         Признание прокуратуры конституционным институтом означает, что она призвана активно содействовать реализации конституционной законности, являющейся важным рычагом в построении правового государства.

С каждым годом правозащитной роли прокуратуры уделяется большое внимание, что определяет ее координирующую роль в системе правоохранительных органов страны в борьбе с преступностью.

Исходя из норм Основного Закона можно выделить три основные самостоятельные функции прокуратуры - надзорную, представительства интересов государства в суде и уголовного преследования.

 

Прокурорский надзор

Всем известно, что одним из признаков правового государства является установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, его прямое, непосредственное воздействие на всю совокупность общественных отношений. Такое господство права стремятся обеспечить органы прокуратуры в связи с тем, что Конституцией страны на нее возложено осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных правовых актов.

Реализуя свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией и законами республики, прокуратура правовыми методами содействует согласованному функционированию всех ветвей единой государственной власти.

Акцентируя внимание в большей степени на соблюдении законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц, прокуратура способствует укреплению строгой государственной дисциплины, активно ведет борьбу с коррупцией и другими должностными правонарушениями.

В законе о прокуратуре в качестве приоритетного направления определена функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.

В итоге основными задачами прокуроров стали обеспечение режима законности в деятельности всех звеньев органов государственной власти и управления, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, фактов незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, восстановление нарушенных прав и законных интересов государства и граждан.

В целях реализации обозначенных задач, только за первое полугодие текущего года по актам прокурорского надзора защищены конституционные права около миллиона граждан.

Прокуратура дистанцировалась от какого-либо вмешательства в предпринимательскую и хозяйственную деятельность. Хозяйствующие субъекты проверяются прокурорами только в порядке исполнения решений и действий (бездействия) государственных органов.

В числе ключевых направлений стоит выделить надзор за законностью актов Правительства, министерств и ведомств, местных исполнительных и представительных органов. Активные действия прокуратуры по выявлению и отмене незаконных актов привели к тому, что нормо­творческая деятельность органов исполнительной власти стала гораздо более прозрачной и осуществляется, в основном, в рамках правового поля. Если в 2001-2002 годах прокуратура выявляла по 30 - 40 незаконных постановлений, то в настоящее время такие факты единичны.

В актах реагирования, направляемых в Правительство РК, прокуратура поднимает самые различные проблемы, начиная от соблюдения прав социально незащищенных слоев населения и заканчивая взысканием штрафов за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду.

Генеральной прокуратурой РК выработана практика обращения к Главе государства о неконституционности законов либо имеющихся в них противоречиях и иных нарушениях, допущенных в ходе их принятия Парламентом.

По обращениям Генеральной прокуратуры нормы и положения отдельных законов Конституционным Советом признаны неконституционными либо противоречащими другим законодательным актам страны, среди них - нормы Законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», «О международных договорах», Лесного кодекса.

 

Обеспечивая межнациональное согласие

В целях обеспечения прав человека на свободу вероисповедания органами прокуратуры на постоянной основе ведутся мероприятия по выявлению и устранению любых нарушений законности в данной сфере, восстановлению нарушенных прав верующих.

Также органами прокуратуры проводится работа по обеспечению межнационального согласия в стране. Действует эффективный механизм подачи обращений граждан за защитой своих прав и интересов, который урегулирован гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательствами РК. Между тем, несмотря на наличие этого механизма, необходимо отметить отсутствие жалоб на дискриминацию по каким-либо признакам.

Фактов нарушения прав национальных меньшинств, прав человека по признаку этнической принадлежности, а также дискриминации граждан по религиозному признаку правоохранительными органами не зарегистрировано. Это отмечено и Независимым экспертом ООН по делам национальных меньшинств Гай Макдугалл по итогам ее визита в Казахстан. Об этом также свидетельствует официальная статистика зарегистрированных преступлений. Любые попытки нарушения межнационального согласия в стране жестко пресекаются. К примеру, в 2010 году группа людей, состоящих из четырех человек, привлечена к уголовной ответственности за нанесение на здания и ограждения в г. Алматы надписей, оскорбляющих национальную честь и достоинство (ст. 164 УК РК).

Органами прокуратуры РК ведется целенаправленная работа по профилактике и пресечению проявлений терроризма и экстремизма.

С начала 1995 года Казахстан присоединился ко всем 14 универсальным международным антитеррористическим конвенциям и протоколам. По заявлениям Генеральной прокуратуры в судебном порядке в Казахстане запрещена деятельность слудующих террористических и экстремистских организаций: «Аль-Каеда», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движение «Талибан», «Боз Гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба», «Общество социальных реформ», «Организации освобождения Восточного Туркестана», «АУМ Синрике», «Исламская партия Туркестана» и «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами».

Эти зарубежные организации признаны террористическими другими государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества, а многие из них включены в перечень международных террористических организаций в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, Европейского Союза.

 

Совместная работа

Прокуратура РК является одним из основных правозащитных органов страны, стоящим на страже соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Как и прежде, для прокуратуры, как и любого правоохранительного органа, задача упреждения и недопущения правонарушений является приоритетной.

В связи с этим принимаются меры по повышению эффективности координационной функции, являющейся одной из составляющей профилактики преступности. С правоохранительными органами проводятся совместные мероприятия в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Совместные с органами уголовного преследования меры по борьбе с преступностью и защите конституционных прав граждан в уголовном процессе позволили добиться регистрации всех жалоб и заявлений граждан о совершенных преступлениях и определить реальное состояние преступности в стране.

А это, в свою очередь, способствует выработке комплексных мер по профилактике и противодействию ей.

В целях реализации конституционной функции по представительству интересов государства в суде в качестве основных приоритетов для прокуроров определены повышение качества поддержания государственного обвинения, защита в суде прав граждан, которые не могут их самостоятельно отстаивать, а также общественных и государственных интересов.

По результатам прокурорских проверок Главой государства поручено Правительству провести подробный анализ проблем в области госзакупок и инициировать необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство. В итоге принят новый Закон «О государственных закупках». Однако и в этот закон вносятся дополнения и изменения, в т.ч. с учетом предложений органов прокуратуры.

Особые задачи Главой государства поставлены перед прокурорами в период сложной экономической ситуации.

Значительная разъяснительная и координирующая работа, проведенная органами прокуратуры с банками, правоохранительными и уполномоченными государственными органами, а также другими субъектами использования средств Нацфонда принесла определенный эффект. В результате превентивных мер удалось избежать хищений и нецелевого использования этих средств.

Таким образом, необходимо отметить, что прокуратура, осознавая свою конституционную значимость, направляет усилия на обеспечение гарантий законности, надежной защиты прав личности и общества, приложит все усилия для обеспечения торжества и верховенства Конституции.

 

Разия АКПАРОВА,

ст. научный сотрудник НИЦ Института Генеральной прокуратуры РК,

ст. советник юстиции

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.