Вы здесь

Минимизировать правонарушения в войсках

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

За последние пять лет уровень преступности в армейской среде сократился почти на треть. О том, как удалось добиться таких позитивных изменений и о тех проблемах, которые еще остаются, рассказывает главный военный прокурор страны Ергали МЕРЗАДИНОВ.

– В текущем году наши основные усилия были направлены на минимизацию правонарушений в Вооруженных силах. Эту работу мы проводили во взаимодействии с другими военными ведомствами, реализуя предупредительно-профилактические меры. При этом мы полностью перешли на практику комплексных проверок отдельных видов, родов войск и служб.

В частности, были организованы проверки в Силах воздушной обороны, во Внутренних и Сухопутных войсках, в Пограничной службе и Региональных командованиях, что позволило выявить системные и конкретные факторы, негативно влияющие на состояние воинской дисциплины, правопорядка и уровень боеготовности.

Их предметное обсуждение на заседаниях Координационного совета, коллегии и выездных совещаниях с принятием конструктивных мер позволило добиться устойчивой тенденции к сокращению преступности в Вооруженных силах. Так, за последние пять лет ее уровень сократился на треть, в том числе наполовину общеуголовные и воинские преступления, в 10 раз – уклонения от воинской службы, в 5 раз – злоупотребления властью, в 2,5 раза – неуставные взаимоотношения.

Не были исключением и прошедшие 8 месяцев текущего года. На фоне ужесточения учетно-регистрационной дисциплины преступность осталась на уровне прошлогоднего показателя, за исключением роста особо тяжких и тяжких видов. Рост последних показателей объясняется активной работой по противодействию коррупции. Полностью изжиты преступления в Республиканской гвардии и в частях Министерства по чрезвычайным ситуациям. Наметились позитивные аспекты сокращения преступности в Пограничной службе.

– Что способствовало такой позитивной динамике?

– В профилактической работе используются самые разнообразные формы. Прежде всего, ставшие традиционными встречи военных прокуроров с армейской общественностью. На постоянной основе организуются судебные процессы по уголовным и административным делам, они проводятся в расположениях воинских частей, в присутствии личного состава. Сотрудники военных прокуратур стали чаще выступать с лекциями, проводить индивидуальные беседы с военнослужащими. Поэтапно внедряются системы видеоконтроля на военных объектах, применяются меры поощрения командиров, проявивших активность в выявлении и раскрытии преступлений. И это только часть нашей большой работы, способствовавшей укреплению воинской дисцип­лины и правопорядка.

Огромная роль в укреплении законности в Вооруженных силах отводится созданному при Главной военной прокуратуре Общественному совету. Сос­тав этого органа сформирован из профессионалов военного дела. Возглавил его известный государственный деятель, депутат Мажилиса Парламента Абай Болекбаевич Тасбулатов. Эффективность Общественного совета в укреплении законности в Вооруженных силах бесспорна, его потенциал, мы уверены, поможет в решении многих ответственных задач.

– Не могу не коснуться такого непростого вопроса, как суициды среди военнослужащих…

– К сожалению, проблема суицидальных явлений в последнее время стала намного острее. Замечу, что она характерна не только для Вооруженных сил, но и для гражданского общества, где, как и прежде, сохраняется тенденция роста самоубийств, особенно в молодежной среде.

На протяжении последних лет в армии практически не осталось их криминальной подоплеки за исключением единичных случаев. В первом полугодии на этой почве совершен всего 1 суицид из 15 фактов. Мотивы самоубийств в основном связаны с семейными конфликтами и материально-бытовыми трудностями.

В целом проблему само­убийств с изучением зарубежного опыта мы рассмотрели на межведомственном совещании с участием ведущих экспертов, по итогам приняты соответствующие рекомендации, в том числе по обеспечению качественного медицинского подбора кадров и медико-психологического сопровож­дения личного состава Вооруженных сил.

– Как вы можете прокомментировать работу военных прокуроров по противодействию коррупции?

– С коррупцией в армейской среде ведется жесткая борьба. Практика оперативного сопровождения отдельных проверок по вопросам защиты экономических интересов государства позволила раскрыть сложные схемы преступного обогащения в Министерстве обороны и Пограничной службе.

В частности, преданы суду члены преступной группы, возглавляемой начальником Регионального управления Пограничной службы «Батыс» генералом Ильясовым. Деятельность этой ОПГ способствовала нелегальным миграционным процессам на западных рубежах страны.

Завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя директора Пограничной службы Хасенова и других должностных лиц, которые совершили хищение 319 млн. тенге, выделенных на строительство пограничных застав.

Осужден к 11 годам лишения свободы бывший начальник Главного управления вооружения Министерства обороны генерал Асенов, которому инкриминировано получение взяток от представителей украинской компании «Укрспецэкс­порт» за покровительство их интересов при решении вопросов о государственных закупках вооружения.

Закончено расследование и преданы суду сотрудники Авиационного управления Пограничной службы во главе с Рахимжановым, обвиняемые в получении взяток от представителей той же компании.

Сегодня в производстве специального прокурора Главной военной прокуратуры находится уголовное дело в отношении заместителя директора Пограничной службы Алшинбаева по факту хищения бюджетных средств на сумму более 300 млн. тенге, предназначенных для приобретения жилья.

В стадии завершения уголовное дело в отношении заместителя главнокомандующего Силами воздушной обороны генерала Бульдешова.

– Украдены из казны миллионы, а как идет возмещение ущерба?

– В первом полугодии военные прокуроры обеспечили возмещение ущерба по оконченным уголовным делам на 70%, а взыскание процессуальных издержек достигло 80%.

По мерам прокурорского надзора в доход государства обращено свыше 600 млн. тенге, а по искам военных ведомств взыскано более полумиллиарда тенге штрафных санкций по договорам о государственных закупках.

Эффективность принимаемых мер по возмещению причиненного государству ущерба нами проанализирована и рассмотрена на заседании Координационного совета, где определены новые задачи, а также обсуждены воп­росы формирования государственного оборонного заказа.

Отмечу также, что в вопросах соблюдения бюджетного законодательства уделяется большое внимание профилактике и предупреждению фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Так, к примеру, нами разработано методическое пособие по вопросам возмещения ущерба, предусматривающее практически все направления работы правоохранительных органов и военных ведомств по пополнению государственного бюджета.

Определены зоны экономического риска в деятельности органов военного управления, имеющие высокую долю вероятности незаконного вывода из оборота государственных средств. Ведется их еженедельный мониторинг и конт­роль.

По нашей инициативе практически приостановлена модернизация морально устаревшей военной техники, на которую ежегодно затрачивались десятки миллиардов тенге, а в вопросах приобретения новых образцов вооружения военное руководство ориентировано на параллельное приобретение технологий по их производству и обслуживанию.

– По каким уголовным делам фигурирует наиболее крупный ущерб?

– Одно из таких дел связано с кораблекрушением в Кас­пийском море. На сегодня это единственное за всю современную историю нашей страны уголовное дело. В результате самонадеянности командира корабля Петра Садовского и нарушения им правил кораб­левождения управляемое им судно оказалось в районе, закрытом для судоходства, где было допущено столкновение с подводным объектом. Получив пробоину, корабль затонул. Под угрозой оказались не только жизни подчиненных Садовского, но и выполнение задач по охране морских рубежей, а материальный ущерб составил почти 400 млн. тенге.

Расследование данного дела завершено, действия Садовского суд признал неправомерными и приговорил его к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и взысканием материального ущерба в полном объеме.

Прямым следствием данной катастрофы стал человеческий фактор. Кстати, такой же злополучный фактор повлек в позапрошлом году возгорание 4 единиц танковой техники на сумму более 270 млн. тенге в Жамбылской области.

Как видите, из-за банальной халатности отдельных командиров государство теряет не только дорогостоящую военную технику, но и вынужденно восполняет эту утрату. Так как виновные не могут возмес­тить такой ущерб сразу и в полном объеме.

– Большую работу военные прокуроры выполняют в вопросах обеспечения законности в ходе призывной кампании. Что здесь сделано и какие проблемы в этой сфере остаются нерешенными?

– Мерами прокурорского надзора мы добились эффективной работы местных органов военного управления в вопросах организации призывной кампании. Возросла ответственность членов медицинских призывных комиссий, заметно улучшилось материально-техническое обеспечение их работы.

Качественное медицинское сопровождение вопросов призыва позволило выявить сис­темные недоработки уполномоченных органов в сфере здравоохранения в воп­росах профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения.

Судите сами. В рамках весенней призывной кампании из 52 569 граждан направлены на лечение 6 849 призывников или каждый седьмой. А каждый одиннадцатый (4 473) признан негодным к воинской службе в мирное время. Вовсе исключены из воинского учета ввиду полной непригодности 216 человек. Причем больше половины из 40 760 призывников, прошедших медицинское освидетельствование, имеет ограничения по состоянию здоровья.

Об итогах призывных кампаний прошлого года информировались Правительство, министерства здравоохранения, образования и науки, акимы областей. Однако позитивных изменений так и не наблюдается. Но я уверен в том, что порядок в этих вопросах мы все-таки наведем.

– В последние годы военная прокуратура стала уделять большое внимание и вопросам допризывной подготовки граждан. По Вашей инициативе создан Республиканский штаб юнармейских объединений. Есть ли результаты в его работе?

– Республиканский штаб юнармейских объединений функционирует при Координационном совете военных органов управления и уголовного преследования с 2011 года . Он является межведомственным рабочим органом, координирующим деятельность уполномоченных госструктур в сфере военно-патриотического воспитания молодежи.

Он активно участвует в работе Общественного совета ветеранских и военно-патриотических организаций при НДП «Нур Отан», а с марта текущего года включен в состав Совета по молодежной политике при Президенте страны. Сегодня деятельность Респуб­ликанского штаба признается эффективной. Значит, решение о его создании было верным. Штаб возродил военно-спортивные слеты, проводит широкомасштабные имиджевые акции, последовательно решает вопросы учебно-методичес­кого и материально-техничес­кого обеспечения допризывной подготовки. Усилено его влияние в регионах через областные, городские и районные юнармейские центры.

По инициативе юнармейцев с 1 сентября текущего года внедрен новый проект под названием «Кадет военной прокуратуры», в рамках которого совместно с управлением образования города Астаны открыт наш первый кадетский класс в школе-лицее № 71. Подобные классы мы намерены открыть во всех других регионах.

– Ергали Серикбаевич, как Вы считаете, принятие Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» будет способствовать решению социальных вопросов военнослужащих?

– Считаю, что законодатель урегулировал все вопросы, связанные с предоставлением социальных гарантий воинской службы. А потребность военнослужащих в жилье прогнозируется удовлетворить в самое ближайшее время.

Теперь жилье будет предоставляться за счет государства на период прохождения воинской службы. Данное положение распространяется на военнослужащих по контракту, состоящих на службе не менее десяти лет на 1 января 2013 года.

Одновременно с этим названной категории военнослужащих выплачивается целевая компенсация за наем (аренду) жилья.

Также закон сохраняет право на приватизацию служебного жилища (за исключением жилищ, расположенных в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в комендатурах) военнослужащим, состоявшим на воинской службе десять лет и более в календарном исчислении на 1 января 2013 года. Законом право на безвозмездную приватизацию жилья закрепляется за военнослужащими, сос­тоявшими на воинской службе пятнадцать лет и более на 1 января 2013 года после двадцати лет воинской службы в календарном исчислении.

Мы отслеживаем практику применения данного закона. Не исключается и совершенствование правовых норм с учетом новых этапов социально-экономического развития государства.

– Как продвигается международное сотрудничество?

– Эта работа организована в рамках двусторонних соглашений, заключенных Генеральной прокуратурой с прокуратурами Азербайджана, Беларуси, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и других стран.

Наши тесные контакты с Главной военной прокуратурой России и Белорусской военной прокуратурой способствовали обеспечению качественного расследования уголовных дел, связанных с модернизацией военной техники и вооружения.

Уже внедрена практика надзорного сопровождения военного контингента за рубежом в рамках международных учений и миротворческой деятельности. В этом году намечается выезд сотрудников Главной военной прокуратуры на военные учения «Нерушимое братство» в Россию и «Взаимодействие-2013» в Беларусь, где также будут отрабатываться вопросы взаимодействия с командованием и уполномоченными представителями военных прокуратур других государств.

 

Беседовала

Ольга ФАЙНШТЕЙН

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.