Вы здесь

К ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Масштабная работа по модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, проводимая в настоящее время в Казахстане и направленная на упрощение и повышение эффективности уголовного судопроизводства, стала предметом обсуждения на международной научно-практической конференции  в Алматы, организованной Генеральной прокуратурой РК и Конституционным Советом РК.

Участие в форуме приняли  председатель Верховного Суда РК Кайрат Мами, председатель Конституционного Совета Игорь Рогов, министр юстиции РК Берик Имашев, первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель, заведующий отделом правоохранительной системы Администрации Президента РК Алик Шпекбаев, депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, представители международных, неправительственных организаций, а также ведущие отечественные ученые-правоведы.

- В начале этого года Главой государства подписан закон о внесении изменений и дополнений в Концепцию правовой политики РК до 2020 года, направленный на повышение конкурентоспособности правовой системы в отраслях публичного и частного права. Необходимость усиления конституционных гарантий защиты прав личности, обеспечение эффективности судопроизводства и мер правовой ответственности обусловили необходимость глубокой реформы уголовного и уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административно-деликтного законодательства. Поэтому обсуждение данных сфер с участием международных экспертов имеет очень важное значение, - сказал, открывая конференцию, председатель Конституционного Совета РК Игорь Рогов.

Как известно, в настоящее время проекты нового УК и УПК находятся на рассмотрении в Парламенте.  И по ряду ключевых моментов данных правовых актов сейчас идет активное обсуждение.

- Правовая политика нашего государства преду­сматривает введение уголовно-процессуальных механизмов, направленных на защиту конституционных прав граждан. Особая значимость обсуждаемого проекта УПК обусловлена системой гарантий, конституционных прав и свобод человека, - отметил, обращаясь к участникам форума, председатель Верховного Суда РК Кайрат Мами.

Как подчеркнул К. Мами, главная особенность проекта УПК - расширение рамок судебного контроля, упразднение института дополнительного расследования, введение новых механизмов упрощения производства и сокращения судебного разбирательства по уголовным делам.

- Сегодня можно говорить о качественных изменениях уголовно-процессуального закона, в их числе - защита и урегулирование уголовно-правового конфликта с одновременным расширением принципа экономии процессуального принуждения на всех этапах процессуальной деятельности. В первую очередь новации затронули процедуру начала уголовного судопроизводства, исключаются стадии возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. Существенные изменения коснулись досудебного расследования. На наш взгляд, расширение юрисдикции суда на досудебных стадиях полностью отвечает современным международным правовым стандартам. Как отметил Глава государства на VI Cъезде судей, национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе и верховенства права. В  связи с этим более чем оправданным является введение новой процессуальной фигуры - следственного судьи. Роль этого института многоаспектна и заключается в обеспечении режима законности в уголовном процессе, защиты прав его участников, а также расширении состязательности в досудебном производстве. К существенным новеллам следует также отнести сделку с правосудием, то есть соглашение о сотрудничестве между обвинением и защитой. При этом хочу отметить, с учетом опыта других стран, где такая практика имеется, представляется, что на сегодняшний день проектом нового УПК не до конца решены отдельные правовые вопросы, связанные с внедрением этого института. Я уверен, что присутствие на «круглом стол» представителей научных кругов, парламента, правоохранительных органов и судебной системы, а также международных и неправительственных организаций повысит творческий потенциал обсуждения проблемных вопросов, придав этим процессам конструктивный и сбалансированный характер, - отметил председатель Верховного Суда РК.

 Подробно на ключевых моментах модернизируемого уголовно-процессуального законодательства, вызывающих наиболее активные дискуссии, применении медиации в уголовном процессе, конфискации имущества лиц, находящихся в международном розыске, без приговора суда, расширении судебного контроля, исключении стадии доследственной проверки остановился первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель:

- Как вы знаете, в соответствии с проектом УПК исключена доследственная проверка. То есть по поступившему заявлению сразу должны будут проводиться следственные действия. Возникает вопрос: по всем ли заявлениям, а по итогам прошлого года их более двух миллионов, следует принимать процессуальные решения? Есть две позиции: одни считают, что надо работать так, как сейчас, если там есть состав преступления, то надо проводить следственные действия. Это около 300 тысяч таких заявлений, может, чуть больше. А остальные если есть состав административного правонарушения, направлять это в суд. Есть другая позиция, что по каждому такому заявлению надо принимать процессуальное решение. Поэтому сейчас надо определиться, стоит ли вовлекать такое количество наших граждан в орбиту уголовного преследования, - пояснил И. Меркель.

 О значимости синхронизированной работы по модернизации уголовного, исполнительного, процессуального и административного законодательства рассказал заведующий отделом правоохранительной системы Администрации президента РК Алик Шпекбаев.

- Принципиально важно, чтобы определение основных направлений модернизации уголовно-процессуальной сферы осуществлялось синхронно с работой над проектами трех других кодексов: УК, УИК и КоАП. Такой подход будет способствовать более успешному внедрению новой модели правоприменительной практики. Не секрет, что в тех странах СНГ, где УПК был принят без увязки с другими систематизированными законодательными актами, многие нормы оказались неработающими, при применении других возникли особые сложности. Нельзя забывать и о том, что в течение последних четырех лет в Казахстане принято более 20 законов, существенно изменивших правовые условия деятельности правоохранительных органов. На этой основе осуществляется внедрение тех новых институтов и инструментов правоохранительной практики, которые получат свое окончательное закрепление в обновленных кодексах, - пояснил А. Шпекбаев.

 Представители международных организаций, в свою очередь, отметили важность привлечения к обсуждению столь значимых правовых актов европейских экспертов:

- С 2011 года Казахстан является полноправным членом Венецианской комиссии, в которую входят почти 60 стран, и наше сотрудничество в правовой сфере получило новые возможнос­ти. Уголовно-процессуальное законодательство непосредственно касается соблюдения основных конституционных прав граждан. И поэтому стадия обсуж­дения столь существенных проектов с ведущими экспертами является важным моментом. Хочется пожелать Казахстану принять УПК, который будет наибольшим образом защищать интересы граждан и соответствовать современным стандартам, которые существуют в этой области, - сказал глава отдела по региональному сотрудничеству Венецианской комиссии Совета Европы Сергей Кузнецов.

 В рамках форума состоялся обмен мнениями обо всех основных аспектах повышения эффективности уголовно-процессуального законодательства. Организаторы конференции пообещали, что все озвученные отечественными и зарубежными экспертами предложения будут тщательно изучены и учтены при дальнейшей модернизации законодательства.

Автор: Инна ЕНЬШИНА

 

Кайрат МАМИ, председатель Верховного Суда РК:

Тема разработки нового Уголовно-процессуального кодекса в последнее время очень активно обсуждается не только среди юристов, практиков, но и всей казахстанской общественности. Это не удивительно, поскольку именно уголовно-процессуальный закон затрагивает наибольшее количество законов и гарантирует обеспечение интересов и свобод граждан. Поэтому сегодняшнее обсуждение имеет очень большую практическую значимость. И присутствие на данном форуме депутатов Мажилиса и Сената, которым предстоит принимать данные проекты, имеет большое значение. Кроме того, полезно и важно узнать мнение международных экспертов по данному поводу.

 Что же касается соответствия проекта нашего Уголовно-процессуального кодекса современным требованиям, то хочется подчеркнуть, что он сегодня полностью отвечает международно-правовым стандартам и требованиям большинства международных экспертов.

Иоган МЕРКЕЛЬ, первый заместитель Генерального прокурора РК:

Один из существенных моментов процессуального законодательства - то, что в рамках действующего УПК есть так называемые дела, которые прекращаются по нереабилитирующим основаниям: в случае примирения, амнистии, смерти и ряда других оснований. Некоторые эксперты считают, что право прекращения этих дел надо передать суду. Другие считают, что не надо этого делать, поскольку это существенно увеличит нагрузку на суд. Не будет же следователь составлять обвинительный акт, прокурор его утверждать, а затем направлять в суд. В этом аспекте следует определиться. Еще один значимый момент - расширение судебного контроля. Та модель уголовного процесса, которую депутаты одобрили, предусматривает очень широкий спектр судебного контроля. То есть все, что делает следователь и касается конституционных прав граждан, должно быть под судебным контролем. Суд должен дать санкцию. При разработке мы решили что, кроме ареста, взятия под стражу, домашнего ареста, дополнительно будет введено еще пять санкций. Но есть мнение, что судебный контроль должен быть еще расширен. Во всех этих вопросах нам важно знать мнение как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Серик АКЫЛБАЙ, председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК:

 В преддверии принятия Мажилисом двух важных законопроектов, уголовного и уголовно-процессуального, актуальность нынешней конференции значительна. Это, по сути, революционные кодексы, то есть с их принятием мы переходим в совершенно новую правовую систему.

Поэтому изучение опыта таких стран, как Латвия, Германия, Украина, которые работают по схожим законам, для нас имеет большое значение, поскольку поможет в будущем избежать возможных ошибок. Поэтому такое широкое обсуждение очень своевременно. 

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.