Вы здесь

Госзакупки с предпочтением

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

17 дисциплинарных дел в разовом порядке возбуждены в отношении чиновников, состоящих на госслужбе. Вот и создается впечатление, что во время проведения конкурсов на бюджетные подряды они теряют головы, преднамеренно идя на процедурные нарушения, создающие условия для коррупции. Зачем организаторы госзакупок под разными предлогами намереваются обойти закон, сказать трудно. Не пойман – не вор. 
Но в обществе давно витает мысль: подобным образом поступают черные охотники за бюджетными деньгами, пытаясь «проглотить» свой лакомый кусочек от общего пирога.

На очередном заседании дисциплинарного совета редко кто из уличенных в нарушениях признал свою вину. Одни ссылались на механические ошибки, другие – на несовершенство законодательной базы, третьи – вешали ярлыки на обманувших их поставщиков, четвертые – вставали в позу, называя себя жертвами прокурорских проверок. Однако ни у кого не хватило смелости признаться, что действовал по указанию «сверху», хотя в кулуарах эта тема обсуждается часто, из чего явствует – члены конкурсной комиссии, ее председатель, образно говоря, оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, на них давит начальство, подсказывая (читайте, указывая), кому из участников отдать предпочтение, с другой – связывает руки закон о борьбе с коррупцией. И рассуждают чиновники примерно так: закрыть глаза на закон менее опасно, чем ослушаться вышестоящее руководство.

Обозначенная выше ситуация является слабым звеном закона о госзакупках. Этим обстоятельством их организаторы и пользуются, часто теряя должности, получая выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии, но, судя по продолжающимся нарушениям, ком не убывает, а нарастает. Значит игра стоит свеч? Законодателям с мест поступают инициативные предложения о назначении председателями конкурсных комиссий первых руководителей, а не их замов или заведующих отделами. Тогда не надо будет искать стрелочников.

Пока суд да дело, имеем то, что имеем. Полтора часа диссовет рассматривал материалы в отношении чиновников одного из районов столичной области. Конкретный адрес не называем по одной простой причине – по выявленным прокуратурой и финконтролем фактам начались судебные разборки, поэтому предвосхищать события не станем. Вместе с тем упомянуть стоит о том, что «накопал» надзорный орган. Негатив едва разместился на 12 печатных листах.

Возьмем первый попавшийся на глаза факт, где фигурирует сумма 1,6 млрд. тенге. Проводился тендер на строительство двух общеобразовательных школ в сельской местности на 300 учащихся каждая. Прокуратура, а затем финконтроль выявляют в процедурном механизме конкурса грубейшие нарушения. Среди допущенных участников оказались фирмы с подмоченной репутацией и нулевым опытом работы. Выиграй они конкурс, страшно подумать, какой объект для детей могли бы построить отраслевые новички, считает представитель областной прокуратуры Жанара Мукушева. Не потому ли в разных регионах страны обрушиваются школьные крыши, валятся стены, трещат по швам фундаменты?

Позже конкурс с 8 участниками признали несостоявшимся. Таким образом, избавившись от конкурентной среды, его организаторы выбирают подрядчика из одного источника, у которого, как выяснилось, стартовые показатели хуже, нежели у отклоненных соперников. Отсюда вывод – в дорогостоящем тендере имел место избирательный подход, а это и есть предпочтение, создающее условия для коррупции. Большие деньги, по задумке организаторов госзакупок, должны были попасть в «надежные» руки. Раньше, как поговаривают знающие люди, «откат» формировался из 10% общей суммы, выделенной на строительство того или иного бюджетного объекта. Сейчас он вырос в два раза. За такую мзду, рассуждают отдельно взятые чиновники, можно и душу черту отдать. Не зря диссовет принял решение передать материалы в органы финансовой полиции. В районе госзакупки с вопиющими нарушениями приняли системный характер.

Еще одна острая тема возникла на диссовете: освоение бюджетных средств, а точнее, участившиеся нарушения ради этого освоения. Рассматривалось дисциплинарное дело в отношении директора ГККП «Детский юношеский центр при отделе образования Атбасарского района» Николая Бывшева. Учреждение решило приобрести 25 комплектов лыж на сумму 300 тыс. тенге. Согласно ценовым предложениям тендер из 5 участников выиграло ИП «Темерлан». С ним и был заключен договор о госзакупках.

Закон гласит: получи товар, возьми деньги. Н. Бывшев поступает наоборот, отдает деньги, не видя в глаза товара, положившись на честное слово поставщика из Караганды. Кстати, в конкурсе также участвовали местные поставщики, но у них немного выше оказались ценовые предложения. В итоге копейки сэкономили, а потеряли гораздо больше. Товар до сих пор в Атбасар не прибыл. Директор свои действия объяснил так: заканчивался год, неосвоенные бюджетные деньги тяжелым грузом повисли на его учреждении, решили рискнуть…

Рискнули и остались без денег и лыж. Диссовет рекомендовал начальнику отдела образования Атбасарского района Айгуль Габбасовой за правонарушение, создающее условия для коррупции, наложить на Н. Бывшего взыскание в виде увольнения с занимаемой должности. Но возникает вопрос и о самой госпоже Габбасовой. На диссовет она не явилась, хотя была уведомлена лично. Дисциплинарное дело в отношении начальника отдела образования рассматривалось без ее присутствия. История, происшедшая с начальником, как две капли воды похожа на историю с ее подчиненным. Конкурс на приобретение водогрейных котлов на сумму 1,6 млн. тенге вновь был проведен с нарушениями действующего законодательства. И тем не менее отдел образования заключает договор от 19 декабря 2012 года с ИП «Жанабекова К».

За первым нарушением следует второе: несоблюдение Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства. Другими словами, еще до получения товара ведомство перечисляет на счет поставщика всю сумму, указанную в договоре. Однако минуло 6 месяцев, а котлы так и не доехали до места назначения. Инспекция финконтроля также установила незаконную передачу дизельного топлива с баланса отдела образования на сумму почти 9 млн. тенге. В результате средняя школа № 1 Атбасара в разгар зимы лишилась 137 тонн солярки, что, естественно, повлияло на температурный режим учебного заведения. Акиму района рекомендовано наказать А. Габбасову понижением в должности, она получила предупреждение о неполном служебном соответствии.

Опять же при госзакупках отличилось ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Аршалынского района. Нарушения выявил финконтроль, отразив их в акте. Из него явствует, что на проведение тендера посредством электронных закупок согласно утвержденной конкурсной документации было выделено 129,8 млн. тенге на капремонт водопровода в ауле Акбулак. Отдельно техническая спецификация организатором не разрабатывалась, какие-либо дополнительные требования к поставщикам не выдвигались.

Вместе с тем некоторые участники, а всего их было 8, необоснованно отклонены именно по названным причинам. В результате объявленный конкурс не состоялся. Продолжение? Нетрудно догадаться с первого раза – договор о госзакупках заключается из одного источника, то бишь огромные бюджетные деньги попадают в «надежные» руки, откуда бумерангом может последовать традиционный откат.

От редакции. Наверняка нарушения, рассмотренные на диссовете в Акмолинской области, характерны не только для данного региона, о чем свидетельствуют и сообщения финансовой полиции, и прокурорские проверки. Поэтому, возможно, стоит еще раз задуматься над тем, как изменить саму систему госзакупок, чтобы она не служила кормушкой для коррупционеров всех мастей.

Александр КУЗЕННЫЙ,
Акмолинская область

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.