Вы здесь

Генпрокуратура Казахстана создала спецотдел по защите прав предпринимателей

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В структуре высшего надзорного органа республики появился специализированный отдел по надзору за применением законодательства в сфере предпринимательства. Об этом сообщил в среду на совместной видеоконференции национальной экономической палаты Казахстана с прокурорами областей заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко. По его словам, новое структурное образование было создано Генпрокуратурой по собственной инициативе, без каких-либо бюджетных подкачек. 

«У нас создан специализированный отдел по надзору за применением законов о предпринимательстве, – сообщил Кравченко. – Нам никто не давал каких-либо дополнительных единиц, никто не выделял какого-либо дополнительного бюджета. Мы просто перегруппировали свою деятельность и расставили акценты так, как они должны стоять с учетом того, что защита прав предпринимателей по новой стратегии «Казахстан – 2050», которая была оглашена президентом в декабре прошлого года, является приоритетом деятельности всех государственных органов», – пояснил он мотивы этой инициативы. И подчеркнул, что органы прокуратуры намерены активно продолжать работу по защите прав предпринимателей и в 2013 году.

«Мы намерены акцентировать внимание на законности планирования проверок предпринимателей, совместно с Министерством экономического развития и торговли планируем пересмотреть имеющиеся подходы по административным барьерам, – уточнил Кравченко. – Мы намерены углубленно изучить проблемы в сфере бизнеса. Ведем практику регулярного заполнения так называемой карты предпринимательства для всех прокуроров областей. Посредством этой карты мы будем давать оценку работе каждой прокуратуры по защите прав предпринимателей. В то же время мы думаем, что эта карта нам позволит очень быстро и понятно выявлять проблемные вопросы», – рассказал замгенпрокурора. В связи с этим он напомнил, что в 2012 году высшему надзорному органу удалось законодательно закрепить норму о том, чтобы «все без исключения контрольно-надзорные органы регистрировали акты о назначении проверок в органах по правовой статистике».

«Мы последовательно к этому шли, мы против каких-либо исключений в этом вопросе, потому что эта процедура позволяет управлять рисками и отказывать в регистрации проверок при нарушении процедур их планирования, назначения и реализации», – подчеркнул Кравченко. По его оценке, это позволило наладить «нормальный и понятный учет всех проверок», одновременно Генеральной прокуратурой обеспечен свободный доступ к сведениям о регистрации проверок через все возможные средства связи. «Каждый предприниматель, отправив смс-сообщение на номер 1012, может незамедлительно получить подтверждение о том, зарегистрирована ли и кем зарегистрирована эта проверка», – отметил представитель руководства ГП. Кроме того, в 2012 году органы прокуратуры внедрили проект «Опора бизнеса», основная задача которого – оперативное реагирование на все факты вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Суть его заключается в том, что при каждой районной, городской и областной прокуратуре действуют мобильные группы, готовые незамедлительно отреагировать на сигналы предпринимателей о проведении незаконных проверок. «Нам удалось значительно активизировать их работу: если в 2011 году мы получали единичные обращения, то сейчас они исчисляются сотнями», – утверждает Кравченко. Одновременно он признал, что со стороны предпринимателей были некоторые нарекания по работе этих мобильных групп.

«И мы прокурорам областей направляли несколько циркулярных писем о том, что они должны обеспечить постоянное присутствие операторов, сотрудников, которые принимают входящие звонки в адрес мобильных групп, – заявил в связи с этим заместитель главы ГП. – В результате деятельности мобильных групп было возбуждено, рассматривалось более трех десятков уголовных и административных дел, восемь дисциплинарных производств, вносилось 113 представлений, 49 протестов и еще ряд актов прокурорского надзора», – констатировал он. Всего в сфере надзора за законностью применения законодательства о предпринимательстве в 2012 году было проведено 1200 прокурорских проверок, в результате которых было выявлено более 15 тысяч нарушений законности. В результате было внесено 1700 актов прокурорского надзора, отменено и изменено 790 незаконных актов, затрагивающих интересы бизнесменов. «Защищены конституционные права свыше семи с половиной тысяч предпринимателей, к различным видам ответственности привлечено более 1040 лиц», – заключил Кравченко.

Работу органов прокуратуры в сфере защиты бизнеса и открытость прокуроров к конструктивному диалогу с предпринимателями отметил и председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Аблай Мырзахметов. По его мнению, регулярность, системность и обратная связь, прозрачность взаимоотношений государственных органов и бизнес-сообщества являются залогом успеха конструктивного взаимодействия. «Генеральная прокуратура показывает здесь пример, – сказал Мырзахметов. – Уверен, что начало, которое мы положили, будет примером для других государственных органов: по опыту работы с Генеральной прокуратурой мы хотим наладить аналогичное сотрудничество с финансовой полицией. По своей инициативе на нас вышли комитет по энергонадзору (Министерства индустрии и новых технологий. – Прим. авт.) и Агентство по регулированию естественных монополий. Думаю, это хороший почин, и наша задача вывести этот равный диалог на системную основу».

Что касается конкретных вопросов, которые обсуждались на видеоконференции в среду, то к ним относится проблема земельных отношений. Здесь во взаимоотношениях предпринимателей и госорганов, по словам Мырзахметова, существуют две основные проблемы, которые «бросаются в глаза в каждом регионе». «Первое – это отсутствие четкого и простого порядка, так называемого бизнес-процесса получения прав на земельные участки. Это отмечают практически все предприниматели и бизнес-ассоциации, которые к нам обращаются с этой проблематикой, – уточнил он. – Второе – это отсутствие доступа к информации в сфере земельных отношений. Мне кажется, именно в сфере земельных отношений эта работа хромает, отстает, и закрытость, отсутствие доступа к этим процессам создают нездоровую атмосферу. Мы надеемся, что, может быть, после вмешательства Генеральной прокуратуры эта проблема найдет свое разрешение», – добавил он.

«Один из примеров: в акимате Астаны в земельном отделе ты должен подавать заявление только в той форме, которая размещена в приемной городского акимата. Когда мы начали по всем сайтам акиматов, земельных комитетов смотреть, как ни странно, оказалось, что в одном только акимате, Курчумского района Восточно-Казахстанской области, есть четко вывешенная памятка – порядок предоставления права на получение земельного участка, как, какие шаги нужно делать, куда обращаться, – отметил глава правления НЭПК. – Предпринимателю должно быть понятно, где, как и что он должен получать, и после каждой операции куда он должен обращаться, какой срок рассмотрения. Вторая проблема – после сдачи заявлений в соответствующую службу земельных отделов предприниматель не знает, на каком основании принимается решение, нет прозрачности отказа. И по истечении двух месяцев он, как правило, просто получает отказ. После рассмотрения нескольких конкретных примеров мытарств предпринимателей с земельными участками, заместитель Генерального прокурора поручил сотрудникам территориальных подразделений надзорного органа пересмотреть все обстоятельства этих дел и вынести решения, основанные на законе и справедливости.

Еще одной инициативой, озвученной НЭПК на этой видеоконференции, стало письмо к главе Министерства финансов Болату Жамишеву с просьбой пролонгировать сроки вступления в силу норм об ответственности предпринимателей за отсутствие POS-терминалов (устройств, позволяющих осуществлять безналичный расчет) в торговых точках. Напомним, с 1 января 2013 года в Казахстане вступил в силу закон, содержащий норму об ответственности за отказ в приеме платежей в безналичной форме по банковским карточкам. А по сведениям Мырзахметова, казахстанские банки на данный момент физически не успевают установить POS-терминалы всем субъектам, подпадающим под действие этого закона. «Никто не оспаривает, что безналичный расчет, борьба с теневой экономикой, цивилизация стихийной торговли нужны, надо к этому идти. И сами участники стихийной торговли понимают, что без уплаты пенсионных социальных отчислений они сами себя ставят в серьезную ситуацию социальной уязвленности, – заявил глава правления НЭПК. – Но порядок, как это делается, сроки … честно вам скажу – при наличии у банков 25 тысяч POS-терминалов, а только в одном Алматы более 30 тысяч из 68 тысяч зарегистрированных предпринимателей, то есть более половины – находится в сфере торговли, даже на Алматы наличия этих POS-терминалов при всем желании не хватит», – констатировал он.

«Мы хотим обратиться к господину Жамишеву, собрать представителей Нацбанка, банков второго уровня, ассоциации финансистов, и обсудить возможности банков – в каком объеме они в состоянии обеспечить предпринимателей терминалами. Встреча покажет, какой нужен срок – полгода, год, и эту встречу надо проводить, потому что проблема есть», – добавил Мырзахметов. И напомнил, что в прошлом году аналогичная проблема возникла на рынке строительства, когда Агентство по делам строительства и ЖКХ в сжатые сроки решило переаккредитовать более 40 тысяч компаний, работающих на этом рынке. «Понятно, что надо было строительный рынок привести в порядок, и это нами было нормально воспринято, но в какие сроки? Была волна обращений, и в прессе обсуждалось, и этот срок был продлен. Хотя изначально Агентство по делам строительства могло бы, посовещавшись с нами, учитывая мнение, поняв ситуацию, установить нормальные сроки и процедуры пересмотра этих лицензий. Нет, госорган, без учета обратной связи принимает решение, потом приходится путем общественного давления заставлять его пересматривать», – возмутился Мырзахметов. «Я вчера встречался с председателем Налогового комитета Астаны, он говорит – мы понимаем ситуацию, на проверки не выезжаем. Но такой риск есть – как только выйдут (налоговики. – Прим. авт.) на проверки, они начнут штрафовать предпринимателей, хотя нужно было дать время на то, чтобы проверить обеспеченность, наличие этих POS-терминалов», – заключил глава правления «Атамекена».

Утверждения Мырзахметова о трудностях с установкой POS-терминалов подтверждает и исследование делового портала Kapital.kz: ресурс во вторник сослался на информацию call-центров крупнейших банков, опрошенных корреспондентом этого издания, согласно которой установить либо купить терминал можно будет не раньше марта 2013 года. Игорь Воротной Астана

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.