Вы здесь

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИИ

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

На обучающем семинаре в Главной транспортной прокуратуре, который состоялся в режиме видеоконференцсвязи со всеми транспортными прокуратурами страны, рассмотрены и изучены основные новеллы проектов Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

На занятиях выступили начальники управлений Генеральной прокуратуры

А. Мухамеджанов и А. Аяганова, которые непосредственно принимали участие в подготовке проектов законов.

А. Мухамеджанов отметил, что целью подготовки проекта УПК явилось повышение эффективности, ускорение и упрощение судопроизводства, процессуальная экономия, повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда и снижение индекса тюремного населения. При работе над проектом УПК учитывался опыт стран континентальной системы права - ФРГ, Франции, Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия), Турции, а также Грузии, России, Украины.

В проекте реализованы следующие новеллы.

В рамках нового УПК предлагается исключить стадию возбуждения уголовного дела. Максимально будет способствовать защите прав граждан вводимая по аналогии американских «Правил Миранды» норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности, в т.ч. право на дачу показаний после встречи с адвокатом и т.д., что на практике, на наш взгляд, очень важно.

Разъяснения прав задержанному и сведения об уведомлении родственников о его задержании будут отражаться в протоколе задержания, что станет реальной мерой защиты прав подозреваемого.

Кроме того, в уголовный процесс вводятся две формы сделки: о признании вины и о сотрудничестве.

В таком порядке в США рассматриваются до 90 процентов уголовных дел.

Вводится фигура следственного судьи, которому передаются полномочия по санкционированию ряда следственных действий.

Чтобы обеспечить состязательность и избежать волокиты, исключается институт возврата судом уголовного дела для дополнительного расследования. В суде сразу будет выноситься окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора.

В случае необходимости предъявления более тяжкого обвинения или привлечения к ответственности других лиц, судом будет дано время прокурору и стороне защиты для соответствующих процессуальных действий.

Введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего. Это обеспечит судебное закрепление доказательств, когда указанных лиц невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.).

Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи.

Полномочия прокурора оставлены прежние, поскольку согласно Конституции прокурор осуществляет высший надзор за следствием и дознанием, ОРД, представляет интересы государства в суде и обязан реагировать на любые нарушения законности.

Предусмотрено введение во всех звеньях органов прокуратуры процессуального прокурора, который будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор будет несменяем, и в его полномочия наряду с иными обязанностями, будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др.

Помимо повышения ответственности прокуроров, закрепленных надзирать за конкретными делами, будет значительно повышена возможность быстрого согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам.

Значительно расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи, в том числе по обжалованию в суде действий органов, ведущих уголовный процесс.

Концепцией правовой политики на 2010-2020 годы поручено введение новых институтов восстановительного правосудия. В связи с этим предполагается создание специального фонда помощи потерпевшим, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, а также от конфискации имущества.

Необходимость введения данного института обусловлена тем, что зачастую у виновных не всегда оказывается достаточно средств для возмещения ущерба. В этом случае государство в короткие сроки выплачивает гарантированную компенсацию.

Значительно расширены действующие примирительные процедуры, в т. ч. с учетом новелл проекта нового Уголовного кодекса.

А. Аяганова отметила, что реализуемые проектом концептуальные направления развития уголовной политики, с одной стороны - расширяют толерантный подход в отношении преступлений, совершенных впервые или социально уязвимыми лицами, с другой стороны - ужесточают реакцию на тяжкие преступления, проявление рецидива, организованную преступность и воспрепятствование правосудию.

Помимо преступления появляется понятие уголовного проступка. Как правило, это административные правонарушения, за которые предусмотрен административный арест. С учетом этого 47 составов из КоАП переведены в Уголовный кодекс.

Введены совершенно новые 33 состава - «клонирование человека», «сепаратистская деятельность», «участие в иностранных вооруженных конфликтах» и так далее.

В числе новелл также - отмена условно-досрочного освобождения лиц, осужденных за коррупционные преступления.

Расширена категория лиц, которым будет разрешено примиряться, в т.ч. по тяжким преступлениям для несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей.

Расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения:

- с 10 до 14 увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке;

- почти в два раза увеличено количество правонарушений частно-публичного обвинения.

Переработан раздел 12 проекта «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства». Он расширен с двух до пяти глав и состоит из 55 статей вместо 22 в действующей редакции.

Предусмотрены основания применения конфискации как меры процессуального принуждения, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо его место пребывания не установлено и т.д.

По предложению Верховного Суда РК установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции, и соответственно, судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции. Однако это положение не будет распространяться на прокурора, который вправе принести протест на любой судебный акт, вне зависимости от его пересмотра в той или иной инстанции.

Работа по изучению проектов УК и УПК будет продолжена.

И. ТЛЕУГАЛЕЕВ, Главный транспортный прокурор

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.