Вы здесь

ДАТЬ СТАРТ НОВОМУ ЭТАПУ

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Авторитет судебной власти во многом зависит от того, как исполняются вынесенные ею судебные акты.

Нередко люди, имея на руках судебные акты, сталкиваются с проблемой исполнения и бессилием судоисполнителей в отношении злостных должников, и причин тому множество.

Во-первых, это значительная нагрузка на судебных исполнителей. Только за последние пять лет число исполнительных документов выросло в два раза - с 800 тыс. до 1,5 млн, а сумма взыскания увеличилась в пять раз - с 380 млрд до 2,2 трлн тенге. При этом штат судоисполнителей был сокращен на 11 процентов, или с 1443 до 1280 единиц.

Не последнюю роль играет и их слабое материальное обеспечение. К примеру, из 16 областных департаментов четыре не имеют собственных зданий. Выделено всего 200 служебных автомашин, часть из которых находится в нерабочем состоянии. Средний размер зарплаты судоисполнителя составляет 70-80 тыс. тенге.

Усугубляет положение и несовершенство законодательства, правовой нигилизм в обществе и другие факторы.

Генеральной прокуратурой совмест­но с Министерством юстиции приняты кардинальные меры для изменения ситуации. Для этого был разработан и реализован ряд организационных и законодательных мер по совершенствованию системы исполнительного производства.

В частности, предполагается внедрение информационной системы «Единый реестр должников». По сути, это «черный список», включение в который будет чревато для должников большими неудобствами в повседневной жизни, поскольку они будут ограничены в получении госуслуг и лишены специальных прав.

Также проработан вопрос законодательного усовершенствования процедуры принудительного исполнения.

28 января т.г. в силу вступили инициированные нами изменения в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которые предполагают ряд принципиальных новшеств.

Во-первых, упрощены условия уголовного преследования. Теперь для привлечения должника к ответственности не требуется доказывать «злостность» его действий.

Во-вторых, ужесточена уголовная и административная ответственность за неисполнение судебных актов. Если раньше должник мог «отделаться» одним годом ограничения свободы, то сегодня он рискует лишиться свободы на семь лет. Адмштраф увеличен с 20 до 150 МРП.

В-третьих, предусмотрена возможность лишения должников разрешений и специальных прав в случае неисполнения судебных актов.

Внедрены также такие новшества, как процедура медиации в исполнительном производстве. Теперь взыскатель и должник могут сами урегулировать споры, возникающие при исполнении. Электронный способ проведения торгов исключит человеческий фактор и сократит риски коррупции.

Немаловажную роль в укреплении авторитета органов исполнительного производства должны сыграть и предложенные нами инициативы. Они нашли отражение в утвержденной Главой государства Программе модернизации правоохранительной системы.

Суть этих предложений - в наделении судоисполнителей статусом правоохранительного органа и правом расследования уголовных дел. Это, на наш взгляд, должно в корне изменить отношение должников к ним.

Предполагается также создать в органах исполнительного производства службу судебных приставов. Это вызвано тем, что должники часто воспрепятствуют исполнительным действиям.

В проекте нового Уголовно-процессуального кодекса Генеральной прокуратурой предложено кардинально изменить механизм привлечения к уголовной ответственности недобросовестных «алиментщиков». Сегодня одинокая мать вынуждена сама обращаться в суд для возбуждения уголовного дела и доказывать вину должника. По новым правилам это будет заботой органов уголовного преследования. Поправки в УПК находятся на рассмотрении Парламента.

В проекте нового Кодекса об административных правонарушениях мы предложили снижать штрафы на 50 процентов при их оплате в течение первых семи суток. Такое новшество, считаем, найдет свое одобрение в обществе и будет стимулировать должников к своевременной уплате штрафов.

В рамках организационных мер задействован потенциал других госорганов. Сейчас в пределах своих полномочий они оказывают судоисполнителям помощь в исполнении. При нашем содействии Министерством юстиции разработано 15 совместных приказов, которые предусматривают пошаговое руководство для скоординированной работы ведомств. И эта работа уже дает результаты.

К примеру, в 2013 году дорожные полицейские вместе с судоисполнителями провели 150 рейдов, задержали две тысячи автомашин и взыскали 300 млн тенге. Миграционной полицией разысканы две тысячи должников, органами УИС в тюрьмах трудоустроены 1,5 тысячи человек.

Нужно отметить и повседневную надзорную работу прокуроров, направленную на выявление и устранение нарушений законности в этой сфере.

Только за прошлый год мерами прокурорского реагирования исполнены судебные акты в пользу граждан и организаций на сумму 14 млрд и в доход государства на 8 млрд тенге. По результатам 8,5 тыс. проверок отменено свыше трех тыс. незаконных актов судоисполнителей. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены более трех тысяч лиц.

В целом предпринимаемые сегодня меры призваны улучшить систему принудительного исполнения и дать старт новому этапу его развития.

Автор: Жанболат ТУГАНБАЕВ, начальник отдела Департамента Генеральной прокуратуры РК

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.