Вы здесь

Что закрывает морские горизонты казахстанским судам?

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

У Казахстана неплохие перспективы развития морского судоходства на Каспии, но для этого необходимо решить ряд проблем, в том числе на законодательном уровне, считают в Главной транспортной прокуратуре страны.

Наша республика традиционно воспринимается как сухопутная держава, однако Казахстан мог бы вполне успешно развивать морское судоходство на Каспии, а также более эффективно использовать потенциал водного транспорта на крупных реках. Требует решения и ряд проблем, связанных с безопас­ностью как морского, так и речного судоходства. Об этом свидетельствуют результаты проверок Главной транспортной прокуратуры республики.

– Нами были проведены проверки по вопросу применения законодательства, направленного на обеспечение безопасности судоходства в деятельности Министерства транспорта и коммуникаций, а также его территориальных подразделений, госпредприятий и хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию водного транспорта и гидротехнических сооружений, – рассказывает главный транспортный прокурор РК Ибрай Тлеугалеев. – Были выявлены многочис­ленные нарушения, допускаемые собственниками как речных, так и морских судов, и угрожающие безопасности судоходства, жизни и здоровью людей. 

Всего в настоящее время в Казахстане зарегистрировано 293 морских, 826 речных, а также 29 575 маломерных судов. В 2011–2012 годах по актам надзора органов транс­портной прокуратуры приостановлена эксплуатация 11 морских и 17 речных судов.
К примеру, в ТОО «Каспий Мэйнпорт Актау» проверка выявила факт эксплуатации буксира «С. М. Сурвейор» с неисправной дежурной шлюпкой, в РГП «Актауский международный морской торговый порт» установлены факты эксплуатации морских буксиров «Женис» и «Радуга» без наличия свидетельства о минимальном составе экипажа. Подобные нарушения выявлены и при эксплуатации речных судов.
По нескольку месяцев с неисправными устройствами курсировали по акватории Каспия танкеры «Актобе» и «Атырау», эксплуатируемые АО «НМСК «Казмортранс­флот». А ТОО «Каспий Ак Желкен» использовало морское судно «А. Завенягин» без соответствующего разрешения на эмиссию в окружающую среду. Также указанным товариществом допущена экс­плуатация судна «Т. Г. Шевченко» без соответствующей регистрации.

– Эти и другие нарушения свидетельствуют о том, что функции государственного контроля за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение безопаснос­ти судоходства со стороны профильного министерства, осуществляются не на долж­ном уровне, – считает Ибрай Тлеугалеев. – Кроме того, в ходе проверок установлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства, допускаемые самим уполномоченным органом.

В частности, прокурорами были выявлены факты незаконной регистрации судов, нарушений действующего законодательства при выдаче лицензий. Есть и случаи увода от административной ответственности правонарушителей, назначении необоснованных проверок предпринимателей, невыполнении собственных планов работ, отсутствие контроля за исполнением выданных предписаний и так далее.

– Проведенный нами анализ показал, что основной проблемой, препятствующей нормальному функционированию морского транспорта, является неразвитость законодательства Казахстана в области морского судоходства, его несоответствие нормам международного права, – говорит главный транспортный прокурор. 

По мнению транспортной прокуратуры, работа по гармонизации действующего законодательства страны с международными договорами практически не ведется. Это подтверждает и такой пример – постановлением Кабинета министров РК от 4 марта 1994 года Казахстан присоединился к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. Данная конвенция принималась в 1974 году и изменялась протоколом 1978 года. Между тем за прошедшее время в Конвенцию СОЛАС-74 неоднократно вносились новые изменения и дополнения, часть из которых Казахстаном так и не ратифицирована.

– Отсутствие в отечественном законодательстве правовых норм, детально регламентирующих вопросы безопас­ности судоходства, а также неприсоединение нашей страны к соответствующим международным соглашениям приводят к тому, что иностранные компании эксплуатируют в территориальных водах Казахстана технически и морально устаревшие суда и плавсредства. Средний возраст судов составляет около 20 лет. Имеются суда 60–70-х годов постройки, – рассказывает И. Тлеугалеев.

По словам главного транс­портного прокурора, изучение опыта прикаспийских государств в части поддержки развития торгового флота показывает, что всеми государствами, за исключением Казахстана, предоставляются существенные льготы для собственных компаний по портовым сборам, строительству флота и тому подобное. В то же время наша страна является стратегическим пунктом на международных маршрутах, что открывает большие возможности для развития транспортировки грузов посредством морского сообщения с прикаспийскими государствами и дальнейшего выхода на международные рынки.

Другим фактором, негативно влияющим на безопасность судоходства, в прокуратуре называют отсутствие в Казахстане полноценной морской администрации. Несмотря на то, что со дня принятия Закона РК «О торговом мореплавании» прошло более 10 лет, данный вопрос остается нерешенным. В результате государственные контрольные функции незаконно переданы РГП «Актауский международный морской торговый порт», не имеющему статуса государственного органа. 

Сейчас в Казахстане воп­росы морского транспорта координирует структура в составе одного из комитетов Министерства транспорта и коммуникаций. Между тем в Азербайджане существует специальная морская администрация, подчиненная напрямую президенту страны. 

По мнению специалис­тов, морская администрация должна быть наделена полномочиями по контролю безопасности мореплавания, определению госполитики в области судоходства и морских портов, ведению судоходного реестра и регистрации судов и судовладельцев, исполнению международных конвенций и так далее. 

– Кроме того, наличие морской администрации позволит четче обозначить государственную политику в области морских перевозок, направленную на поддержку флота и приведение торговой инфраструктуры к уровню, гарантирующему экономическую независимость и национальную безопасность государства. А также на сокращение транспортных издержек, увеличение объемов перевозок через территорию страны, – делится своими мыс­лями Ибрай Ашимханович.

В транспортной прокуратуре говорят и о такой потенциальной опасности для судоходства, как наличие в водах Каспия затонувшего имущества – судов, конструкций, буровых установок. По сведениям службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил, в территориальных водах страны имеется 21 объект, представляющий навигационную опасность, из которых 12 являются затонувшими. Из них наибольшую опасность представляет плавучая буровая установка «60 лет Азербайджану», затонувшая вблизи мыса Ракушечный. Этот район представляет угрозу безопасности судоходства в радиусе одной мили, поскольку буровая установка не ликвидирована, в районе затонувшего объекта со дна моря поднимается газ неизвестного происхождения.

В апреле 2011 года Минис­терство по чрезвычайным ситуациям объявило о работе над созданием Организации по реагированию на чрезвычайные ситуации на Каспии, задачами которой в том числе будут подъем затонувших судов и проведение подводно-технических работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Однако до настоящего времени подобная организация в республике так и не создана.

Результаты проверки обсуж­дались в минувшем году на коллегии Главной транспорт­ной прокуратуры, куда также пригласили представителей заинтересованных государственных структур и организаций. В своем выступлении заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды отметил, что плавучая буровая установка «60 лет Азербайджану» имеет на своем борту около 200 тонн нефтепродуктов и 100 тонн химикатов. С учетом небольшой глубины в районе затопления есть вероятность розлива нефтепродуктов и химикатов, что в свою очередь приведет к экологической катастрофе. То есть затонувшее имущество создает угрозу безопасности не только судоходства, но и экологии.

И эта, и другие вышеназванные проблемы требуют решения, поэтому Главная транспортная прокуратура направила свои предложения по улучшению безопасности судоходства в Правительство страны.

Ольга СЕМЕНОВА

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.