Вы здесь

Амнистируемый актив

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

С 1 сентября текущего года начнется очередная амнистия капитала и активов граждан страны, не вовлеченных в законный экономический оборот. В рамках легализации, которая продлится до конца 2015 года, у казахстанцев есть благоприятная возможность для вывода движимых и недвижимых активов из "тени".

Напомним, что Министерством финансов и Национальным банком был разработан проект Закона "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией денег", который подписан Президентом 30 июня 2014 года и вводится в действие с 1 сентября 2014 года. Обуславливая данное решение, Глава государства отметил, что с учетом продолжающейся нестабильности в мировой экономике и влияния этих тенденций на экономику Казахстана, в частности, посредством снижения инвестиций и торгового баланса, существует острая необходимость в дополнительных ресурсах. В этих условиях вывод из "тени" отечественной экономики внутренних ресурсов является реальным инструментом достижения указанной цели.

Как известно, привлечение внешних и внутренних капиталов в страну – залог стабильного развития экономики и макроэкономики. Приток инвестиций во многом обеспечивается благоприятным инвестиционным климатом, в том числе надежностью отечественных банков и гарантией возврата средств, вкладываемых инвесторами в долгосрочные инвестиционные проекты. Инвестиции стимулируют активный всплеск производства, что, в свою очередь, дает толчок реальному росту заработной платы трудящихся и, соответственно, усилению покупательской способности населения и потребительского спроса на внутреннем рынке. Последнее обстоятельство является немаловажным стимулом для деловой активности бизнеса, роста и развития несырьевых отраслей экономики.

Тень горы далеко падает

Проблема вывода финансовых и других активов из тени остается весьма актуальной во всем мире. Особенно этот вопрос встает остро в условиях глобальных кризисов и оттока капиталов из экономики. Поэтому в своей истории к процедуре легализации прибегали многие страны мира, причем неоднократно. Например, в Индии амнистия капитала проводилась 5 раз, в Португалии – 4 раза, во Франции, Австрии и Ирландии – по 2 раза, в Италии – 8 раз. Абсолютным рекордсменом в этом плане остаются США, где теневой капитал был амнистирован 62 раза.

В Казахстане легализация денег была осуществлена только дважды. Акция, проведенная в 2001 году, способствовала вовлечению в легальный оборот более 480 млн. долларов. В 2006–2007 годах, кроме денег, легализации подлежали движимое и недвижимое имущество. В денежном выражении эффект от этой акции составил порядка 845 млрд. тенге, или почти 7 млрд. долларов, что в процентном соотношении оценивается в пределах 8,3% к ВВП 2007 года. Другой особенностью второй акции был сбор за легализацию, в результате которого в бюджет государства поступило порядка 60 млрд. тенге дополнительных ресурсов.

Между тем в силу того, что обнаружить "черную кошку" в темной комнате весьма затруднительно, то установить точные масштабы теневого рынка в той или иной мере столь же сложно. Поэтому рядовым казахстанцам остается в этом плане полагаться лишь на данные официальной статистики, согласно которой доля теневой экономики в Казахстане составляет порядка 19,2% к ВВП. При этом ее уровень остается таким же, каким он был в 2005 году, если не считать за характерную тенденцию еле заметное снижение на 0,9%.

В структуре теневой экономики основную позицию занимают неформальные производители товаров и услуг – 54,2%. На долю "теневиков", осуществляющих скрытую экономическую деятельность, приходится остальная часть – 45,8%. Среди них лидируют торговцы – 22,9%. За ними идут аграрии – 15,6% и транспортники – 14,1%. Замыкают этот перечень "темные" манипуляторы недвижимостью – 12%. Обособленное место в теневом бизнесе занимают нелегалы, укоренившиеся в сфере оборота нефтепродуктов. Для борьбы с ними в комплексе мер противодействия заготовлено несколько правовых и административных инструментов, которые, как полагают разработчики, позволят нанести ощутимый удар по теневому рынку нефтепродуктов.

Наряду с этим, в экономической практике государства существует и другая проблема – уклонение субъектами бизнеса от уплаты налогов и таможенных платежей. За последние годы, как подчеркивают депутаты Парламента, масштабы этой проблемы обрели поистине угрожающий для экономики характер. В силу несовершенства системы налоговой отчетности за последние 5 лет от налога убегают не только субъекты малого и среднего бизнеса, но и крупные компании.

Таким образом, вопросы теневой деятельности связаны не только с "левым" производством и оборотом товаров и услуг, но и крайне опасной для экономики страны тенденцией – уклонением бизнеса от уплаты налогов.

В целом, как отмечают эксперты, масштабы и динамика этой стихии настолько внушительны, что их порой невозможно оценить однозначно "на глазок" мерой официальной статистики, ведь "тень высокой горы далеко падает". В связи с этим утвержденный Правительством РК Комплексный план борьбы с теневой экономикой предполагает активные действия на двух "фронтах" – в сфере налогообложения и нелегальном бизнесе.

Напомним, что скрытая экономическая деятельность не всегда может быть "подпольной". Таковой считается и «левая» деятельность официальных предприятий, выпускающих продукцию, но намеренно скрывающих от налоговых и других органов государственной власти эту часть производственной активности. Неформальное производство – это незарегистрированный бизнес, процветающий за высокими заборами частных владений, в том числе на территориях "барахолок" и прочих объектов массовой торговли.

Легализация в рамках закона

Глава 7 Уголовного кодекса РК охватывает 38 составов преступлений в сфере экономической деятельности, из которых 12 позиций будут подлежать амнистии в рамках предстоящей легализации. На остальные 26 видов преступлений амнистия не распространяется.

Как отметил в ходе недавнего "прямого эфира" на телеканале "Хабар", посвященного теме легализации, заместитель Генерального прокурора РК Андрея Кравченко, в число экономических преступлений, не подлежащих амнистии, входят такие правонарушения, как лжепредпринимательство, незаконное получение и нецелевое использование кредита, нарушение правил проведения операций с ценными бумагами, экономическая контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, а также рейдерство.

– К примеру, лицо легализовало определенную сумму денег, разместив их на сберегательном счете банка второго уровня. И если впоследствии выяснится, что эти денежные средства субъект легализации получил в результате совершения экономической контрабанды, то в этом случае легализация будет признана незаконной, а указанная сумма денег подлежит изъятию со сберегательного счета. При этом сам субъект легализации будет привлечен к соответствующей уголовной ответственности, – пояснил Кравченко.

Таким образом, для того чтобы легализовать деньги или другие материальные ценности, приобретенные в результате теневой деятельности, участник акции, очевидно, должен быть застрахован от подобных ситуаций. И все же у многих граждан, в том числе тех, кто имеет деньги за рубежом, есть определенные сомнения по поводу гарантии безопасности амнистируемого капитала.

В связи с этим представитель Генпрокуратуры пытается развеять эти доводы тем, что, во-первых, в процессе легализации будет обеспечена конфиденциальность сведений, полученных в ходе процедуры легализации. Во-вторых, закон налагает запрет на проведение процессуальных действий, в том числе уголовного преследования или применению мер административного и дисциплинарного взыскания в отношении легализованного имущества на основании информации, полученной в процессе проведения легализации.

Кроме того, нормами закона установлено, что субъекты легализации освобождаются от уголовной и административной ответственности по ряду преступлений и правонарушений.

Что касается легализации недвижимости, то, как отметил в ходе того же "прямого эфира" на телеканале "Хабар" глава МРР Болат Жамишев, нормы статьи 7.11 Закона предусматривают перечень документов на легализацию неоформленного недвижимого имущества, находящегося на территории Казахстана. Для этого нужно написать заявление в акимате на легализацию имущества, приложить к этому копию удостоверения личности, заключение технического эксперта и паспорт объекта недвижимости.

Приложение капитала

Одной из основных задач легализации является привлечение в экономику страны капиталов, вывезенных ранее из страны. Для этого предложены различные инструменты инвестирования в экономику Казахстана, которые более привлекательны, чем хранение денег за рубежом, поскольку в этом случае деньги вовлекаются в активный экономический оборот, в том числе инвестируются в ценные государственные и корпоративные бумаги. Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая такие задачи, как регулирование денежной массы и инфляции, в том числе формирование уровня доходности по ценным бумагам и другие социально-экономические вопросы.

– Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, как правило, это наиболее льготное налогообложение, – объяснил телезрителям канала "Хабар" заместитель Премьер-Министра – министр финансов Бахыт Султанов.

То есть при желании долгосрочного использования денег их можно инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития, включая акции, реализуемые в рамках программы "Народное IPO". При этом количество денег, затрачиваемых на приобретение акций, является решением самого субъекта легализации. Он может приобрести акции на всю сумму легализуемых денег, уплатив 10-процентный сбор за легализацию. Оставшуюся часть участник легализации может оставить в банке на сберегательном счете на установленный срок до 5 лет. Если оставшуюся часть денег их владелец захочет снять до завершения пятилетнего срока хранения, то с этой суммы будет удержан сбор в размере 10%.

Существенным стимулом является и то, что амнистированный капитал может участвовать в приобретении объектов в рамках второй волны приватизации. Ведь гражданин, легализующий деньги, вправе распоряжаться своим капиталом по личному усмотрению, уплатив в бюджет сбор в размере 10% от легализуемых денег.

– Каждый из указанных способов направлен на развитие отечественной экономики и получение выгоды гражданином, легализующим деньги. Такое отсутствовало при ранее проведенных акциях, – подчеркивает Бахыт Султанов.

Автор: Досжан Нургалиев

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.