Вы здесь

Альма-матер для элиты правоохранительных органов

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

 

 

Академия правоохранительных органов при Генпрокуратуре РК, учрежденная Указом Главы государства 4 мая нынешнего года, – важнейшее звено в решении стратегических задач, обозначенных Президентом в Плане нации "100 конкретных шагов".

Об особенностях нового учебного заведения в контексте модернизации правоохранительных органов в интервью "Казахстанской правде" рассказала директор Института Генеральной прокуратуры Салтанат Турсынбекова.

– Салтанат Пархатовна, у академии особый статус. А вы одна из тех, кому довелось заниматься нелегкой подготовительной работой по формированию ключевых векторов нового учебного заведения. Расскажите о приоритетных направлениях.

– Перед академией, созданной Главой государства, поставлены важнейшие стратегические задачи по формированию высокопрофессионального кадрового состава и координации научных исследований правоохранительных органов. Предстоит комплексно решать и проблемы правоприменительной практики.

Говоря о ключевых аспектах, хочу подчеркнуть, что без профессионалов высокого класса нельзя достойно ответить на вызовы и угрозы, возникающие в современных условиях глобализации. А самый главный приоритет – это, конечно, правовое сопровождение всех структур и сегментов отечественного рынка. Задачи все ответственнее и сложнее, значит, и спрос со специалистов – тоже.

– Сейчас юристов более чем достаточно, но вот уровень их профессиональной подготовки вызывает много вопросов. И как результат – проблемы с трудо­устройством…

– Сегодня большинство вузов, занимающихся подготовкой юрис­тов, – это непрофильные учебные заведения. Дипломированных специалистов различных отраслей права действительно хватает, но к ним немало претензий. И прежде всего потому, что они не получили специализированной подготовки, закрепленной практикой. Что также касается прокуроров, военных юристов, судебных исполнителей, приставов и других специалистов.

В какой-то степени эти пробелы восполняют учебные заведения МВД, которые готовят кадры для пополнения своего личного состава. Однако специфика правоохранительной службы такова, что необходимо постоянно ориентировать образовательный процесс на потребности практики. Это определяет особое содержание учебных программ, которые должны гибко реагировать на меняющиеся запросы общества и быть ориентированы на подготовку специалистов, способных работать в условиях экономической интеграции, мимикрирующей преступности и сложной чрезвычайной ситуации.

Качественная специализированная подготовка, несомненно, скажется на профессиональной адаптации молодого специалиста и поможет ему трудиться эффективнее.

– Перепрофилирование учебных заведений на подготовку профессионалов по четко определенной специализации – одно из звеньев модернизации правоохранительной системы. В чем его особенности?

– Здесь нелишне вспомнить Закон РК "О правоохранительной службе", принятый четыре год

а назад. В этом документе, наряду с введением единых стандартов и норм прохождения службы, отражено и такое приоритетное направление, как совершенствование профессио­нальных знаний.

Для решения этой важнейшей задачи необходим комплексный подход. Что это значит? Прежде всего речь идет о координации научной деятельности и формировании единой образовательной политики в процессе подготовки руководящих кадров. Разумеется, используя инновационные подходы, нельзя забывать об укреплении уже имеющегося научного потенциала.

Масштабность стратегических задач далеко выходит за рамки узковедомственных интересов. Появилась необходимость в формировании единого образовательного и научного центра при координирую­щей роли Генеральной прокуратуры. Так был заложен фундамент новой академии.

– Идея создания этого вуза, наверное, вызревала не один год?

– В рамках реализации Концепции кадровой политики правоохранительных органов Генеральным прокурором РК Асхатом Даулбае­вым был инициирован вопрос соз­дания единого научно-образовательного учреждения правоохранительных органов. Исключительно благодаря поддержке Главы государства и создана академия нового формата с особым статусом. Указ Президента от 4 мая 2015 года и стал днем ее рождения.

– Салтанат Пархатовна, каковы концептуальные подходы образовательной политики академии?

– Особенность академии в том, что она будет определять концептуальные подходы совершенствования образовательной политики правоохранительных органов. Спектр задач очень большой. Среди важных направлений – разработка стратегических документов и единых специализированных стандартов образования. Предстоит также координировать деятельность вузов, научных учреждений и других организаций правоохранительных органов, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов.

Немаловажное направление – формирование единого банка данных научных исследований, лучших достижений в научно-образовательной сфере. Надлежит также обеспечивать вхождение в систему международного информационного и коммуникационного пространства.

Актуальный вопрос и выработка согласованной образовательной политики с государствами – участниками СНГ. Если говорить об имиджевой составляющей, то следует отметить и такую цель, как достойное представление научно-образовательной системы правоохранительных органов нашей страны на мировой арене.

– В какой степени учитывался зарубежный опыт межведомственной вузовской интеграции?

– Не аналогичные, но подобные научно-учебные интеграции существуют в странах ближнего и дальнего зарубежья. Положительным примером деятельности единого образовательного учреждения можно назвать академию правоохранительных органов США, которая осуществляет подготовку специалистов на кратко­срочных курсах (до 18 месяцев) для более чем 70 правоохранительных ведомств.

Одновременно здесь могут обучаться до 2,5 тысячи человек. Финансирование центра осуществляет конгресс США. Еще одним положительным примером деятельности единого образовательного учреждения правоохранительных органов является академия ФБР США, которая проводит обучение сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран. Полезным для нас оказался и опыт академии юстиции Турции, представляющей собой государственное учреждение высшего профессионального образования для будущих судей и прокуроров, нотариусов и адвокатов.

Из стран ближнего зарубежья полезен опыт академии полиции Грузии. В системе МВД Грузии сконцентрированы все основные подразделения государственной безопасности, полиции, пограничной охраны, чрезвычайных ситуаций (гражданской обороны) и других.

– Хотелось бы подробнее узнать о структуре академии.

– В ее состав входят три института, перед каждым из которых стоят задачи государственной важности. Так, Институт повышения профессио­нального уровня будет заниматься подготовкой Президентского резерва, переподготовкой и повышением квалификации всех сотрудников правоохранительных органов.

Вошедшие в структуру этого института учебные центры за три с лишним года их функционирования в регионах доказали свою эффективность. Выработана единая практика подготовки, переподготовки и повышения квалификации, налажено сотрудничество с территориальными прокуратурами и научно-образовательными учреждениями.

В новых условиях функции учебных центров расширяются. Теперь на их базе будет осуществляться повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительной системы.

Важнейшее поручение Главы государства по формированию современного и профессионального аппарата возлагается на Институт послевузовского образования. Его задача – обеспечить профильное специализированное обучение. На базе этого института будет вестись подготовка специалистов по программам магистратуры и докторантуры.

Особая роль в академии отводится межведомственному научно-исследовательскому институту, в структуру которого входят центры, обеспечивающие координацию научных разработок всех правоохранительных органов, имеющих практический характер.

– Перспективы впечатляют. А если кратко "нарисовать" портрет академии. О чем бы вы сказали в первую очередь?

– В первую очередь, что это уникальное учебное и научное ведомственное заведение, основанное на профессионализме кадрового состава, передовых достижениях отечественной и зарубежной науки и технологиях. Главная его задача – подготовка высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов новой формации.

Уверена, что академия станет генератором научно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности, базовым образовательным и научным учреждением стран Содружества, площадкой для конструктивного диалога ученых и практиков в сфере охраны прав и законных интересов граждан.

– А что собой представляет подготовка Президентского резерва?

– Здесь в первую очередь надо сказать об Указе Президента от 28 августа 2013 года "О формировании Президентского резерва руководства правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан", который предписывает сотрудникам, включенным в Президентский резерв, обязательно проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации в Академии правоохранительных органов.

Учитывая значимость роли руководителя территориального органа для региона, учебная программа подготовки Президентского резерва ориентирована на решение стратегических задач, обозначенных Главой государства.

– А кто будет проводить занятия?

– Первые руководители минис­терств и их заместители, ведущие ученые, в том числе и зарубежные. В обучающие циклы будут включены дисциплины по ключевым направлениям государственной политики и наиболее проблемным аспектам деятельности правоохранительных органов. Не останется в стороне также укрепление законнос­ти, правопорядка и борьба с преступностью. Важная роль отводится также современным технологиям, способствую­щим эффективному управлению, менеджменту и развитию коммуникативных качеств руководителей высшего звена.

– Руководителям тоже придется повышать свою квалификацию?

– Принцип меритократии в правоохранительных органах действует достаточно эффективно. Прежде чем стать руководителем территориального органа, кандидат неоднократно обучается на тех или иных курсах.

Новый этап модернизации правоохранительной системы предъявляет более высокие требования и к начальствующему составу. Если раньше руководителей региональных структур на обучающие мероприятия не приглашали, то сегодня это требование времени. Специальные мероприятия для должностных лиц территориальных правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка станут обязательными.

– Научные центры в ведомственных вузах существуют не первый год. А какова роль Межведомственного научно-исследовательского института, который входит в состав академии?

– Дело в том, что до сих пор ведомственная наука была разрознена по отдельным лабораториям, центрам, кафедрам и даже отдельным индивидуальным исследованиям. Не было единого координирующего центра.

Созданный по поручению Президента страны Межведомственный научно-исследовательский институт призван координировать научно-исследовательскую деятельность правоохранительных органов. Ориен­тир – потребности правоприменительной практики.

Следует отметить и то, что авторскими коллективами Межведомственного НИИ будут проводиться самостоятельные научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Это прежде всего вопросы обеспечения общественной, экономической и политической безопасности страны, а также проблемы глобального прогнозирования преступности и задачи научно обоснованной ее профилактики.

Отмечу, что тематика планируемых научных исследований будет рассматриваться и утверждаться Координационным советом правоохранительных органов. МНИИ будет формировать единую методологию и практику научных разработок, базу данных научных исследований, пул лучших исследователей-практиков, а также способствовать интеграции в мировое научно-образовательное пространство.

– Известно, что академия будет работать в рамках Болонской декларации. Обучение магистрантов и докторантов тоже будет проводиться?

– В магистратуре планируется подготовка по годичной и двухгодичной системам обучения. Докторантура предполагает трехлетнюю серьезную научно-педагогическую подготовку. Уже в нынешнем году предполагается набрать 27 магистрантов и 3 докторантов. В последующие годы их число возрастет.

Наши сотрудники уже обучаются в Академии Генеральной прокуратуры России, налаживаются контакты с Беларусью, странами Балтии, Турцией, Украиной и другими.

Со следующего года в академии будет создан собственный диссертационный совет. Благодаря особому статусу академия в рамках специальностей магистратуры и докторантуры имеет право самостоятельно разрабатывать образовательные программы на основе Национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов в соответствии с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификаций.

– А где будет находиться академия?

– Она будет размещаться на территории бывшей Академии финансовой полиции в поселке Косшы близ Астаны. Имеющаяся инфраструктура позволяет начать деятельность академии непосредственно по завершении организационно-правовых мероприятий. А для того чтобы новое учебное заведение уверенно заявило о себе на всех информационных площадках, необходимо обеспечить имидже­образующее пространство, создать веб-сайт академии и электронный научный ресурс с широким доступом, позаботиться о собственных изданиях.

 

Автор: Валентина ФИРОНОВА

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.