Вы здесь

История прокуратуры Казахстана

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Прокуратура прошла длительный путь становления и развития. В ее истории следует отметить три важных этапа.

Начало первого этапа исторического становления и развития прокуратуры Казахстана было положено 13 июля 1922 года 2-м созывом 3-й сессии КазЦИКа, решением которой в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена государственная прокуратура. В соответствии с ним Народный комиссар юстиции выполнял функции прокурора республики. Этой же сессией было утверждено "Положение о прокурорском надзоре".

Второй этап развития прокуратуры можно охарактеризовать расширением в 1933 году ее полномочий. При Наркомюсте было образовано управление прокуратуры, ставшее относительно самостоятельным. Впервые в ее истории функции прокурора и Народного комиссара юстиции были разделены.

Исторически важное для республики событие произошло с принятием 5 декабря 1936 года новой Конституции СССР, когда Казахстан был преобразован из автономной в суверенную союзную республику и получил права равноправного государства в составе СССР. В 1937 году Казахстан принял свою Конституцию.

С этого момента начался третий этап развития и укрепления прокуратуры, которая полностью отделилась от Наркомюста и стала функционировать как самостоятельная структура правоохранительных органов республики. Первым прокурором Казахской ССР стал С.Ескараев.

11 ноября этого же года был издан приказ о разделении в республике Наркомата юстиции и прокуратуры, которая стала подчиняться непосредственно прокурору СССР.

На прокуратуру в тот период было возложено осуществление надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций, а также частных лиц, наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания и т.д..

Вместе с тем, в истории прокуратуры был период, когда она в силу сложившихся обстоятельств не могла осуществлять в полной мере свою правозащитную функцию. Только за один 1937 год из органов прокуратуры было необоснованно уволено более 40 работников, некоторые из них были арестованы по обвинению в оказании помощи в защите контрреволюционных националистических групп. Это был период массовых политических репрессий, под жерновами которых оказались и бывшие прокуроры Республики: Нигмет Нурмаков – расстрелян по решению "тройки", Нуртаза Ералин – арестован "как враг народа" и приговорен к смертной казни, Садуакас Мамбеев – более 16 лет провел в казематах НКДВ и тюрьмах, Жанайдар Садуакасов – расстрелян как "враг народа", Канай Боранбаев – в 1938 году приговорен к смертной казни, Боран Айтмагамбетов – арестован и расстрелян как "японский шпион", Мырзагул Атаниязов – более 15 лет провел в лагерях, Сулеймен Ескараев – в 1937 году был приговорен к смертной казни.
В годы Великой Отечественной войны прокурорско-следственные кадры внесли достойный вклад в дело защиты Отечества. С начала войны по август 1942 года из числа 885 работников прокуратуры 411 человек были призваны в ряды Вооруженных Сил и ушли на фронт. Многие прокуроры и следователи геройски отдали жизнь за свободу и независимость государства. 10 апреля 1945 года высокого звания Героя Советского Союза был удостоен бывший народный следователь прокуратуры Макатского района Атырауской (бывшей Гурьевской) области Муса Баймуканов. К сожалению, он не успел получить свою звезду – 18 марта 45-го Муса Баймуканов геройски погиб на поле боя. А кто не знает великого сына казахской Степи, легендарного летчика, Героя Советского Союза Нуркена Абдирова?! Батыр, рожденный в 1919 году в Каркаралинском районе Карагандинской области, который до войны был народным следователем областной прокуратуры, ценою своей жизни уничтожил вражеский эшелон. 31 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны работники прокуратуры активно способствовали восстановлению народного хозяйства, бдительно охраняли государственную и общественную собственность, решительно боролись с нарушителями общественного порядка, государственной и трудовой дисциплины.

Послевоенное десятилетие характеризовалось дальнейшим поднятием авторитета прокуратуры, главной конституционной задачей которой становится высший надзор за точным и единообразным выполнением законов.

С развитием государственности Казахстана менялись место и роль прокуратуры в системе республиканских органов, ее деятельность наполнялась новым содержанием, изменялись функции прокурорского надзора. Однако, как бы ни корректировались и стоящие перед прокуратурой задачи, она постоянно оставалась правозащитным органом, основным содержанием деятельности которого неизменно оставались забота об укреплении законности и правопорядка, обеспечение защиты интересов государства, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, предотвращение правонарушений.

На всех этапах развития государства неуклонно возрастала роль прокуратуры и перед ней стояла задача — обеспечить такое повседневное направление работы, чтобы каждый гражданин знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника своих интересов.

Вместе с тем, следует отметить, что до обретения Казахстаном независимости органы прокуратуры, как и другие правоохранительные органы, обслуживали, в первую очередь, интересы административно-командной системы в условиях тоталитарного государства. О месте органов прокуратуры того периода можно судить по отношению советской власти к праву вообще и к законности в частности. Однако, несмотря ни на что, главным содержанием деятельности органов прокуратуры оставалось выявление нарушений закона и принятие мер по их устранению.

События августа 1991 года потребовали от органов прокуратуры республики быстрой ориентации в сложившейся ситуации, отказа от изживших себя форм работы, поиска и применения эффективных методов прокурорского надзора.
Происходящие в стране и законодательстве перемены выдвинули на первый план человека как высшую ценность общества, были расширены права граждан на судебную защиту. Правовая защита личности стала главным содержанием деятельности органов прокуратуры республики.

Дальнейшее развитие прокурорского надзора и реформирование системы органов прокуратуры происходили в современный период, с момента провозглашения независимости Республики Казахстан. Реформирование и развитие прокуратуры не могло не осуществляться в соответствии с принципами нового государственного устройства, политической и международно-правовой ориентации.

6 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Казахской ССР "Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости" образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Казахской ССР.

Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 17 января 1992 года был введен в действие Закон "О прокуратуре Республики Казахстан", в соответствии с которым прокуратура стала органом высшего надзора за исполнением законов, подотчетным Верховному Совету.

Этот закон сыграл свою положительную роль в улучшении правозащитной деятельности прокуратуры. Однако динамично развивающиеся процессы государственного строительства, развитие демократии права потребовали новых подходов к формированию правовой системы. В связи с этим постановлением главы государства от 12 февраля 1994 года была утверждена Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан. В этом документе определены основные принципы реформирования органов прокуратуры.

В дальнейшем они нашли свое закрепление в Конституции, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и в Указе Президента РК от 21 декабря 1995 года, имеющем силу Закона "О прокуратуре Республики Казахстан" (в настоящее время Закон). В статье 83 Конституции провозглашены основные положения о прокуратуре как единой централизованной самостоятельной системе.

В системе органов государственной власти республики прокуратура занимает свое конституционное место, выполняя функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов" института разделения властей, способствует согласованному функционированию всех ветвей единой государственной власти в Республике Казахстан. Будучи подотчетной лишь Президенту и осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура республики является правовым механизмом (инструментом) главы государства по осуществлению им функций гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан лишь прокуратура путем опротестования законов и иных правовых актов, в том числе и судебных, правовыми методами в состоянии обеспечить полный контроль за деятельностью всех ветвей единой государственной власти.

Следующий этап развития органов прокуратуры связан с принятием в 2002 году Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора». Данным Законом установлена необходимость дальнейшего повышения уровня законности и защиты прав граждан. Особое внимание, при этом уделено укреплению высшего надзорного органа страны, обеспечению обязательности исполнения актов и требований прокуроров по соблюдению законов, определен механизм их принудительного исполнения, а также ужесточена ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение законных требований и актов прокурорского надзора.

Свои полномочия прокуратура республики осуществляет в строгом соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан. На сегодня в ее деятельности исключены факты подмены других государственных органов, необоснованного вмешательства в функциональную деятельность различных хозяйствующих субъектов. В то же время, прокуратура в соответствии с требованиями статьи 83 Конституции Республики Казахстан стала активнее выявлять нарушения законности, допущенные государственными органами и их должностными лицами, принимать предусмотренные законом меры к их устранению, в том числе путем внесения протестов на незаконные акты органов исполнительной и судебной власти, а также чаще реагировать на неисполнение действующих законов и указов Президента Республики Казахстан.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.