Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Выдача - это предусмотренный международными договорами и национальным законодательством один из видов правовой помощи по уголовным делам, заключающийся в передаче лиц для привлечения к уголовной ответственности либо приведения приговора в исполнение.

Это понятие впервые для нас озвучено в Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 года, затем закреплено в главе 55 УПК Республики Казахстан. В УПК Казахской ССР вопросам сношения с компетентными органами союзных республик и иностранных государств было посвящено всего 2 статьи - 18 и 20, где говорилось только о поручениях и уголовных делах. О выдаче в них не упоминалось.

Отказ в выдаче по Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 года предусмотрен по 5 основаниям, Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 7.10.2002 года уже по 11 основаниям. Они изложены в статьях 57, 89 конвенций и 532 УПК РК.

Так, согласно статье 57 Минской Конвенции основаниями для отказа в выдаче лица являются: 1) наличие граясданства запрашиваемой Договаривающейся Стороны; 2) невозможность возбуждения уголовного преследования или приведения приговора в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; 3) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу; 4) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется в порядке частного обвинения; и 5) если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

В Кишиневской Конвенции (ст. 89) наряду с закрепленными 5 основаниями по Минской Конвенции, здесь также указываются: 1) выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности запрашиваемой Договаривающейся Стороны; 2) имеются веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с преследованием лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений; 3) деяние, в связи с которым запрашивается выдача, относится по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны к воинским преступлениям, не являющимся преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом; 4) лицо, выдача которого запрашивается, было ранее выдано запрашиваемой Договаривающейся Стороне третьим государством и согласие этого государства на выдачу не получено; 5) лицу, выдача которого запрашивается, предоставлено убежище на территории запрашиваемой

Договаривающейся Стороны; 6) имеются иные основания, предусмотренные в международном договоре, участниками которого являются запрашивающая и запрашиваемая Договаривающиеся Стороны.

В соответствии со статьей 532 УПК РК, выдача не допускается, если:

  1. лицу предоставлено Республикой Казахстан политическое убежище;
  2. деяние, послужившее основанием требования о выдаче, не признается в Республике Казахстан преступлением;
  3. в отношении лица уже вынесен за то же преступление вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу;
  4. по законодательству Республики Казахстан уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  5. имеются основания полагать, что лицо может быть подвергнуто угрозе применения пыток в запрашивающем государстве.

В выдаче также может быть отказано, если преступление, в связи с которым заявлено требование о выдаче, совершено на территории Республики Казахстан или за ее пределами, но направлено против интересов Республики Казахстан.

Выдача лица по действующему законодательству может быть произведена в случаях:

  • если уголовный закон предусматривает за совершение деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  • если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более тяжкому наказанию.

В соответствии со ст. 529 УПК Республики Казахстан право обращения к компетентному учреждению иностранного государства с требованием о выдаче лица, являющегося гражданином Республики Казахстан, совершившего преступление, если в отношении этого лица вынесен обвинительный приговор или постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, закреплено за Генеральным Прокурором Республики Казахстан или уполномоченным прокурором.

Согласно ст. 531 УПК Республики Казахстан требование о выдаче гражданина иностранного государства, обвиняемого в совершении преступления или осужденного на территории иностранного государства, также рассматривается Генеральным Прокурором Республики Казахстан или уполномоченным прокурором, указания которого являются основанием для исполнения выдачи. При коллизии требований о выдаче, решение о том, какому государству лицо подлежит выдаче, принимает Генеральный Прокурор Республики Казахстан.

Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 года и от 7.10.2002 года предусматривают тот же порядок сношения по вопросам выдачи осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) Договаривающихся Сторон.

Приоритеты Республики Казахстан по выполнению международных обязательств явились причиной, по которой введены в штаты областных прокуратур должности помощников прокуроров по надзору за применением международных договоров (п. 2 приказа № 20 от 17.07.1997 года).

Прокурору принадлежит главенствующая роль при направлении требования о выдаче лица «в государство», т.к. он изучает материалы уголовного дела, проверяя законность и обоснованность его возбуждения, принятия процессуальных решений в отношении требуемого на выдачу лица, по ним готовит заключение об обоснованности направляемого ходатайства, а также само ходатайство.

Аналогичная картина при рассмотрении требований о выдаче лиц «из государства». Право инициирования перед судом экстрадиционного ареста принадлежит исключительно прокурору, который обязан опросить задержанное лицо, проверить сведения о нахождении его в межгосударственном розыске, его статус обвиняемого или осужденного, применении в отношении него меры пресечения в виде ареста, гражданскую принадлежность и, конечно же, удостовериться, что предусмотренное законом наказание за совершенное преступление более 1 года или неотбытая часть наказания составляет более 6 месяцев. Международными соглашениями и УПК РК не предусмотрено применение экстрадиционного ареста к собственным гражданам, подозреваемым лицам, а также тем, кто находится в республиканском розыске, кому избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

До применения экстрадиционного ареста прокурор должен обладать информацией о намерении инициатора требовать выдачу задержанного лица. После применения экстрадиционного ареста прокурор осуществляет надзор за своевременным переводом иностранца из ИВС в СИЗО, после принятия решения о выдаче - его своевременным этапированием на территорию запрашиваемого государства. При не поступлении необходимых материалов на выдачу опять же прокурор наделен правом освобождения подвергнутого экстрадиционному аресту лица.

Надзор за передачей в иностранные государства и приемом на территорию Республики Казахстан экстрадируемых лиц осуществляет старший помощник прокурора области по надзору за применением международных договоров.

Он же обязан контролировать ход расследования уголовного дела органом уголовного преследования и рассмотрения его судебными инстанциями в целях соблюдения требований ст. ст. 66 Минской Конвенции и 80 Кишиневской Конвенции о пределах уголовного преследования (т.е. привлечения к ответственности только за те преступления, за которые он был выдан иностранным государством; осуждение по иным статьям допустимо только при согласии на это иностранной стороны либо совершении новых преступлений после состоявшейся процедуры экстрадиции).

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.