Вы здесь

Взаимодействие казахстанских правоохранительных органов по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам с компетентными учреждениями иностранных государств

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Согласно Конституции Казахстана Генеральная прокуратура осуществляет высший надзор за единообразным применением национального законодательства на территории государства и координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью, а также представляет интересы государства в суде и осуществляет уголовное преследование по особо важным делам. Кроме того, именно в компетенцию Генеральной прокуратуры входят вопросы оказания правовой помощи иностранным государствам.

Правовая помощь по уголовным делам включает в себя организацию исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о проведении следственных действий на территории других стран, наложения ареста на имущество лиц, совершивших преступные деяния, осуществление уголовного преследования собственных граждан, выдача лиц дня привлечения к уголовной ответственности и приведения приговора суда в исполнение.

В рамках СНГ международное сотрудничество осуществляется на базе двух многосторонних конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Минской от 22.01.1993 и Кишиневской 07.10.2002.

Справочно: Кишиневская Конвенция действует между 6 государствами: Казахстан, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Беларусь, Таджикистан.

Со странами дальнего зарубежья практикуется заключение двусторонних договоров по сотрудничеству в области борьбы с преступностью.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан на постоянной основе ведет работу по расширению международно-правового поля путем проведения работы по заключению международных договоров или присоединения к многосторонним соглашениям.

Республикой Казахстан ратифицированы практически все основополагающие конвенции ООН в области борьбы с преступностью, которые предусматривают оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам.

После ратификации в 2008 году, Конвенция ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью широко используется Республикой Казахстан при направлении запросов об оказании правовой помощи в страны Европы и Азии, с которыми не заключены двусторонние соглашения.

В соответствии с Минской Конвенцией Генеральная прокуратура сносится с центральными органами Договаривающихся Сторон по вопросам оказания правовой помощи, выдачи и осуществления уголовного преследования.

Так, при поступлении в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан следственных поручений, требований о выдаче или уголовных дел из органов прокуратуры Казахстана либо иностранных государств, Генеральная прокуратура проверяет названные документы на соответствие их требованиям Конвенции и

принимает решение об удовлетворении требований запрашивающей стороны или возвращении этих документов для устранения выявленных недостатков.

Кишиневской Конвенцией значительно упрощена процедура оказания правовой помощи по следственным поручениям: правоохранительные органы Договаривающихся Сторон могут оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам, минуя центральные органы.

С целью реализации данных положений Кишиневской конвенции постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2004 года №1453, органы прокуратуры уполномочены на осуществление сношений по вопросам, связанным с осуществлением процессуальных действий по уголовным делам; оперативно-розыскным мероприятиям, требующим санкции прокурора и по документам, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

Таким образом, согласно действующему законодательству, поручения об оказании правовой помощи по уголовным делам о производстве процессуальных действий (в частности, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска лиц, совершивших преступления и др.) в иностранные государства направляются исключительно через органы прокуратуры Республики Казахстан.

По материалам до следственных проверок, материалам оперативно- розыскной деятельности, не требующим санкции прокурора, а также по уголовным делам при расследовании которых на территории иностранного государства запрашивается правовая помощь, не заключающаяся в проведении процессуальных действий, например, запросить заключение о гражданстве обвиняемого или истребовать характеризующие данные, казахстанские правоохранительные органы вправе самостоятельно взаимодействовать со своими зарубежными коллегами через центральные органы.

Поручения о производстве следственных действий направляются через Генерального Прокурора Республики Казахстан, а судебных действий - через Верховный Суд Республики Казахстан, либо соответственно через их заместителей, либо через уполномоченных должностных лиц, которые в необходимых случаях обращаются к посредничеству Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В порядке оказания правовой помощи органам расследования и судам иностранных государств, с которыми Республикой Казахстан заключен международный договор о правовой помощи, либо на основе взаимности могут быть проведены процессуальные действия, предусмотренные Уголовно- процессуальным Кодексом, а также и иные действия, предусмотренные другими законами и международными договорами Республики Казахстан.

При поступлении поручений компетентных органов иностранных государств, они изучаются на предмет соответствия нормам действующего законодательства, после чего направляются дня исполнения в правоохранительные органы Республики Казахстан. Органы, получившие международное следственное поручение, исполняют переданные им в установленном порядке поручения соответствующих учреждений и должностных

лиц иностранных государств по общим правилам Уголовно-процессуального кодекса РК.

При исполнении поручения могут быть применены процессуальные нормы иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с этим государством и используется государственный язык Республики Казахстан либо русский язык.

С разрешения компетентного должностного лица, в случаях, предусмотренных международным договором, при исполнении поручения может присутствовать представитель компетентного учреждения другого государства.

Если поручение не может быть исполнено, полученные документы возвращаются через Генеральную прокуратуру Республики Казахстан иностранному учреждению, от которого исходило поручение, с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению. Поручение во всяком случае возвращается, если его исполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству Республики Казахстан.

 

Практика передачи производства по уголовному делу из одного государства в другое

В Республике Казахстан порядок направления материалов дела для продолжения уголовного преследования и исполнения просьб о продолжении уголовного преследования определен международными договорами, уголовно-процессуальным законодательством, Инструкцией об организации надзора в сфере международного сотрудничества, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан № 30 от 06.04.2011.

В соответствии со статьей 527 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК РК) в случае совершения преступления на территории Казахстана иностранцем, выехавшим за пределы Республики Казахстан, материалы дела направляются Генеральному Прокурору Республики Казахстан или уполномоченному прокурору с ходатайством об осуществлении уголовного преследования для решения вопроса о направлении дела в другое государство в соответствии с международным договором.

Согласно отраслевой Инструкции ходатайства органов, ведущих уголовный процесс, о направлении уголовных дел в компетентные учреждения иностранных государств для осуществления уголовного пресле­дования выехавших за пределы Республики Казахстан обвиняемых, не являющихся гражданами Республики Казахстан, подлежат рассмотрению органами прокуратуры Республики Казахстан в срок не более тридцати суток. В исключительных случаях, при большом объеме материалов уголовного дела, данный срок может быть продлен до двух месяцев.

В течение такого же срока подлежат рассмотрению ходатайства органов уголовного преследования о направлении в компетентные учреждения иностранных государств материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан, а также по фактам совершения преступлений на территории иностранного государства.

К материалам дела должно быть приобщено поручение органа, в производстве которого находилось уголовное дело, адресованное компетентным органам иностранного государства, об осуществлении уголовного преследования лица, обвиняемого в совершении преступления на территории Республики Казахстан.

Ходатайства органов, ведущих уголовный процесс, о направлении уголовных дел в компетентные учреждения иностранных государств рассматриваются на предмет их законности и обоснованности. При этом путем изучения уголовного дела проверяются:

  1. правильность квалификации деяния обвиняемого;
  2. отсутствие предусмотренных законом оснований для прекращения дела в отношении обвиняемого;
  3. отсутствие нарушений уголовно-процессуального закона;
  4. выполнение на территории Республики Казахстан всех необходимых следственных и иных действий, возможных в отсутствие обвиняемого;
  5. сохранность приобщенных к делу вещественных доказательств;
  6. наличие в деле достоверных сведений о местонахождении обвиняе­мого на территории иностранного государства;
  7. наличие в деле заключения компетентного государственного органа Республики Казахстан о непринадлежности обвиняемого к гражданству Рес­публики Казахстан;
  8. наличие в деле заключения либо других сведений компетентного учреждения иностранного государства о принадлежности обвиняемого к гражданству данного государства;
  9. соответствие материалов дела требованиям Уголовно-процессуаль­ного кодекса Республики Казахстан и международных договоров;
  10. наличие постановлений о возобновлении производства предварительного следствия и продления его срока не менее чем на 3 месяца, в случае если это предусмотрено законодательством иностранного государства или международным соглашением;
  11. наличие уголовной ответственности и квалификации преступления по уголовному законодательству иностранного государства.

По результатам рассмотрения ходатайства органов, ведущих уголовный процесс, о направлении уголовных дел в компетентные учреждения иностранных государств и изучения материалов уголовного дела начальником подразделения по надзору за законностью уголовного процесса совместно с помощником (старшим помощником) прокурора по надзору за применением международных договоров составляется заключение о законности принятого в соответствии со ст. 527 УПК Республики Казахстан решения о направлении уголовного дела в иностранное государство, которое утверждается прокурором области либо лицом, исполняющим его обязанности.

В данном заключении излагаются:

  1. сущность обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, сведе­ния об обвиняемом, потерпевшем;
  2. доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого, со ссыл­ками на тома и листы дела;
  3. согласие либо несогласие с ходатайством и др.

При выявлении в прокуратуре области нарушений национального и международного законодательства уголовное дело (материалы) возвращаются соответствующему органу уголовного преследования прокурором области либо лицом, исполняющим его обязанности, с указанием причин, послуживших основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о направлении уголовного дела (материалов) и конкретного срока устранения выявленных нарушений.

В случае удовлетворения ходатайства органа уголовного преследования, материалы уголовного дела, сроки следствия по которому заблаговременно и в установленном порядке продлены подразделением органов прокуратуры по надзору за законностью уголовного процесса не менее чем на 3 месяца, а также соответствующие заключение прокуратуры области, постановления о возобновлении производства предварительного следствия и направлении уголовного дела по подследственности, направляются в Генеральную прокуратуру с соответствующим ходатайством прокурора области либо лица, исполняющего его обязанности.

Порядок направления в иностранное государство материалов, не­обходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, аналогичен порядку направления уголовных дел в иностранное государство для осуществления уголовного преследования.

В Генеральной прокуратуре законность решения, принятого в порядке ст. 527 УПК Республики Казахстан органами уголовного преследования и нижестоящими прокуратурами проверяется Департаментом международного сотрудничества в месячный срок.

Возврат уголовных дел в связи с несоблюдением требований законодательства Республики Казахстан и международных договоров осуществляется начальником Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности.

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, в случае удовлетворения ходатайства прокурора области, уголовное дело (материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) на­правляется с соответствующим поручением в компетентное учреждение ино­странного государства с уведомлением прокуратуры области.

Ходатайства компетентных учреждений иностранных государств о продолжении уголовного преследования и о возбуждении уголовного дела рассматриваются Департаментом в месячный срок. В исключительных случаях, при большом объеме материалов уголовного дела, данный срок может быть продлен на один месяц.

При невозможности удовлетворения ходатайства компетентного органа иностранного государства, составляется заключение, утверждаемое начальником Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности, и уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбужде­нии уголовного дела) возвращается названными должностными лицами с указанием причин, препятствующих его удовлетворению.

В случае удовлетворения ходатайства компетентного учреждения инострашюго государства уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) направляется начальником Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности, для организации расследования (доследственной проверки) в прокуратуру области, на чьей поднадзорной территории необходимо проведение поручаемых процессуальных действий или в центральный аппарат по подследственности, с уведомлением компетентного учреждения иностранного государства.

При поступлении из иностранного государства в нарушение установ­ленного порядка сношений в поднадзорный орган уголовного преследования уголовного дела для осуществления уголовного преследования (материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) об этом соответствующим прокурором незамедлительно информируется специальным донесением вышестоящая прокуратура, и принимаются безотлагательные меры к возвращению указанного дела (материалов) в ком­петентное учреждение иностранного государства через Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.

Взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования за совершение тяжких и особо тяжких преступлений осуществляется по ходатайству иностранного государства, ратифицировавшего Конвенцию от 07.10.2002 о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в строгом соответствии со ст. 93 вышеуказанной Конвенции и по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.