Вы здесь

Роль прокурора в уголовном процессе

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Булат Дембаев,
начальник Департамента по надзору
за законностью судебных актов и представительству интересов
государства по уголовным делам Генеральной прокуратуры,
старший советник юстиции

В этом году мы отмечаем двадцатую годовщину нашей Конституции.

За 20 лет нашей Конституции достигнуто многое.

Концепцией правовой политики Республики Казахстан, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года.

Главным итогом реализации Концепции стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (гражданского,  административного, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного). На конституционном уровне проведена судебно-правовая реформа, направленная на укрепление независимости судов при отправлении правосудия.

С принятием новой Концепции правовой политики  начался следующий этап в правовом развитии Казахстана. Были  определены основные приоритеты развития национальной правовой системы.

Последовательно принимаются меры по развитию судебной системы, повышению эффективности и объективности судопроизводства, максимальному обеспечению открытости и прозрачности судебных процедур.  

В 2007 году вступил в действие Закон «О присяжных заседателях».  Возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом.

Значимым в этом плане явилось укрепление роли судебной системы в вопросах обеспечения прав граждан при применении к ним меры пресечения в виде ареста. С 1 августа 2008 года введено судебное санкционирование ареста. Это реальное подтверждение приверженности нашей страны соблюдению взятых на себя международно-правовых обязательств.

Значительным шагом в сторону гуманизации уголовного законодательства явилась отмена смертной казни, за исключением случаев совершения террористических преступлений, сопряженных с гибелью людей, и особо тяжких преступлений в военное время. В условиях современного Казахстана фактически это означает почти полную отмену исключительной меры наказания.

 

Задачи по обеспечению верховенства Конституции и законов, защиты прав и интересов граждан, представительства интересов государства в суде возложены на органы прокуратуры.

От принципиальной и последовательной работы органов прокуратуры зависит поддержание в республике законности и правопорядка, надежная защита прав граждан.

В уголовном процессе прокурор, являясь стороной обвинения, способствует правильному отправлению правосудия, строго придерживаясь принципа объективности в исследовании доказательств.

Государственные обвинители активно участвуют в ходе процесса, дают заключения по возникающим в суде вопросам, в своей речи предлагают суду квалификацию деяния подсудимого и назначение ему определенной меры наказания. При поддержании обвинения прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на тщательном изучении всех доказательств, исследованных в суде.

Прокуроры стали отказываться от обвинения в случаях недоказанности вины подсудимых и получения доказательств по делу с нарушением закона.

Об улучшении качества поддержания государственного обвинения свидетельствует отсутствие частных постановлений судов в адрес участвующих в судах прокуроров.  

Нормы Конституции реализуются в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, введенных в действие с 1 января 2015 года.

 В этой связи в течение этого года работа государственных обвинителей  была направлена на реализацию новых УК и УПК.

Практика показала, что новые институты уголовного закона и механизмы процесса работают. Выполняются задачи новых кодексов: снижена репрессивность, действуют запреты и ограничения по наиболее опасным преступлениям, а  институт сделки ускорил уголовный процесс.

В 1 полугодии т.г. судами рассмотрено более 13 тыс. уголовных дел о преступлениях, что на четверть меньше аналогичного периода прошлого года. Это объясняется широким применением института примирения на досудебной стадии.

Суды стали чаще назначать альтернативные меры наказания. В этом году их доля составила 74%, а лишение свободы – всего 26%. Доминирующим наказанием является ограничение свободы, его доля составила почти 30%.

В шесть раз больше судами назначено штрафов. К кратным штрафам за взятки осуждено 102 лица на общую сумму 2,3 млрд. тенге. В бюджет уже реально поступило более 530 млн. тенге.

В целом все это позитивно влияет на снижение «тюремного» населения и экономию бюджета.

Вместе с тем в связи с усилением санкций за половые преступления против малолетних все виновные осуждены к лишению свободы с пожизненным запретом заниматься любой деятельностью, связанной с детьми.

Из-за усиления ответственности за ДТП с летальным исходом никто не смог избежать наказания путем примирения.

Достаточно эффективно используется институт сделки о признании вины. Уже состоялось более 900 приговоров, это почти 10% от общего числа осужденных. Эти дела в суде рассматриваются практически за день, без вызова потерпевших и свидетелей.    

      С каждым годом качество правосудия улучшается. 

      Доля отмененных и измененных приговоров от общего числа вынесенных составляет 4 - 5%.  

      Одним из положительных моментов можно отметить то, что прокуроры являются не только «обвинителями», но и опротестовывают судебные акты в связи с чрезмерной суровостью назначенных наказаний. В этом году по протестам прокуроров 81 лицу смягчены назначенные меры наказания.   

      Кроме того, в рамках проекта «Защитим бизнес от необоснованного осуждения» Генеральной прокуратурой в 2012 году были проревизированы уголовные дела в отношении лиц, осужденных за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. В итоге, защищены права 290 лиц, т.к. уголовные дела по ходатайствам прокуроров прекращены по реабилитирующим основаниям ввиду вновь открывшихся обстоятельств, т.е. изменения в законодательстве в части порядка исчисления незаконной прибыли.

Несмотря на достигнутые успехи, впереди стоят новые задачи.

В этом году Глава государства обозначил 100 шагов по реализации институциональных реформ, в числе которых - оптимизация судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию.

В рамках пяти институциональных реформ существенно изменится и будет преобразована в трехзвенную система правосудия. Кассационная инстанция из регионов перейдет в Верховный Суд.

Реформа «100 конкретных шагов» содержит идею расширения области применения суда присяжных.   

Количество уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей, сократилось в четыре раза. Все это указывает на то, что перечень уголовных дел, подсудных присяжным, нужно расширять.  

Развитие судопроизводства с участием присяжных заседателей – это нужный механизм в судебной системе, обеспечивающий независимость и справедливость правосудия.

В этой связи в настоящее время ведется работа по пересмотру организационно-кадровой расстановки сил, перераспределению обязанностей, чтобы максимально эффективно использовать имеющийся потенциал.

Серьезность поставленных перед прокуратурой задач и ответственность за их должное выполнение требуют от каждого ее сотрудника профессионализма, высокого чувства долга перед родной страной и народом.

 

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.