Вы здесь

В целях усиления гарантий защиты прав осужденных

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Подписанный Главой государства 5 июля текущего года новый  Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан в полной мере соответствует положениям Концепции правовой политики  на   2010- 2020 годы, предусматривающей совершенствование уголовной политики путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Новая редакция УИК направлена на повышение уровня доверия к пенитенциарной системе со стороны граждан и общества, усиление гарантий защиты прав осужденных, соблюдение требований режима и снижение индекса «тюремного населения».    

Одной из новаций проекта УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных:

- минимальной безопасности – сейчас это колонии-поселения;

- средней безопасности – исправительные колонии общего режима;

- средней безопасности для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии;  

- максимальной безопасности - исправительные колонии строгого режима;

- чрезвычайной безопасности - исправительные колонии особого режима;

- полной безопасности – тюрьмы;

- смешанной безопасности - следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах.

Уголовно-исполнительным кодексом совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы по прогрессивной системе, при которой правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения   в сторону расширения  либо в сторону ограничения объема его прав.

 Степень поведения осужденного позволит более дифференцированно подойти к каждому осужденному и будет влиять на  применение определенного института прогрессивной системы изменения условий содержания, вида учреждения и наказания, досрочного освобождения. Это направлено на стимулирование правопослушного поведения.  

Немаловажным является тот факт, что в целях улучшения материально-бытового положения осужденных увеличена норма жилой площади в расчете на одного заключенного.  

В целях обеспечения защиты прав и свобод заключенных в учреждениях и органах, исполняющих наказание, в доступных для осужденных местах будут  функционировать специальные почтовые ящики для подачи осужденными обращений прокурору на неправомерные действия должностных лиц.

Выделенные в отдельные главы положения о Национальном превентивном механизме и общественной наблюдательной комиссии также направлены на предотвращение пыток и других жестоких видов обращения.

Среди других новшеств в новом УИК следует отметить:

- закрепление камерного содержания осужденных;

- запрет  на строительство в пределах территорий учреждений культовых сооружений;

- обязанность операторов сотовой связи по оказанию консультационно-технического содействия органам внутренних дел и оптимизацию собственных сетей связи;

- возможность введения при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях в учреждениях 2-уровневого режима особых условий;  

- отказ в предоставлении свиданий лицам, допустившим правонарушение в предшествующий период.

С нового года уголовно-исполнительные инспекции будут преобразованы в службы пробации. Это не просто смена вывески. Это смещение акцента работы целой структуры в сторону социально-правовой помощи.

Если на сегодня пробация распространяется в отношении лишь приговоренных к условной мере наказания, то с 1 января круг таких лиц существенно расширится за счет осужденных к наказаниям без изоляции от общества, условно-досрочно освобожденных, а также лиц, находящихся под административным надзором. По данным КУИС, это порядка 55 тыс. человек, что намного больше, чем нынешняя численность заключенных.

В новом УИК предусмотрены нормы, направленные на совершенствование порядка организации и форм пробационного контроля путем взаимодействия с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь. Это поспособствует более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и недопущения ими новых преступлений.

Исключены нормы, создающие условия для коррупционных проявлений -многозначительные слова «иные лица», конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получить длительное свидание, конкретизируется понятие «исключительное личное обстоятельство», введены степени поведения осужденных при применении мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменения им условий содержания и вида учреждения.

В новом УИК нашли отражение нормы, направленные на реализацию  проектов Генеральной прокуратуры - «Вместо тюрем – пробация и электронные браслеты»; «Оплачиваемый труд осужденного – стимул к нормальной жизни».

Установлен двухдневный срок длительных свиданий осужденных, их количество дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий содержания.

Сохранены действующие положения относительно получения заключенными  посылок и бандеролей, а также установлена возможность получения ими передач только во время предоставленных свиданий.

Увеличены размеры месячных расчетных показателей, на которые осужденные вправе приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (в среднем увеличено на 2-4 месячных расчетных показателя, в зависимости от вида условий отбывания наказания). Также закреплено право осужденных, содержащихся на строгих условиях отбывания наказания в колониях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности, расходовать средства в размере до двух месячных расчетных показателей, тогда как в действующей редакции УИК осужденные названной категории вправе расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания.

Внесены также другие новшества, направленные на защиту конституционных прав и свобод осужденных, конкретизацию требований по содержанию осужденных.

Новый УИК создает условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также формирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными.

 

А. Абдуалиев,
старший помощник
Генерального Прокурора
7-го Департамента
Генеральной прокуратуры

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.