Вы здесь

Реформа уголовного судопроизводства Республики Казахстан 2014 года

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Тимур Темиралиев,

старший помощник Генерального Прокурора

по расследованию ируководству следственными

группами, кандидат юридических наук

Необходимость переработки основ уголовного судопроизводства в Республике Казахстан красной нитью пронизывала все программно-правовые документы страны.

Безусловно, к числу основной из них следует отнести Концепцию по правовой политике в период с 2010 по 2020 годы, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858, которой предусматривался кардинальный пересмотр институтов уголовного процесса.

Совершенствование уголовного судопроизводства было обусловлено необходимостью повышения эффективности защиты конституционных прав граждан, упрощения и улучшения процессуальной деятельности.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - УПК) подписан Главой государства 4 июля 2014 года, введен в действие с 1 января 2015 года.

Актуальным и своевременным явилось издание профессором Когамовым М.Ч. Комментария к новеллам нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан/ Общая и Особенная части (извлечения): Алматы: Жеті Жарғы, 2015. – 352 с.

Единомупереходу на новую модель уголовного судопроизводства способствовалоизданиеГенеральной прокуратурой ряда нормативных указаний, методических рекомендаций по применению положений новых уголовного и уголовно-процессуального законодательств, а также образцов процессуальных документов.

Кроме того, межведомственной рабочей группой под председательством первого заместителя Генерального Прокурора Меркеля И.Д. продолжается работа по анализу и обобщению практики применения норм нового уголовного и уголовно-процессуального законодательств, выработке и направлению в органы уголовного преследования соответствующих разъяснений.

Большая разъяснительная работа с выездом в регионы проведена ведущими учеными уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права (профессора Когамов М., Борчашвили И., Скаков А., Рахметов С., Нуртаев Р.).

Определенная лепта в праворазъяснительный процесс по новеллам отраслевых законодательств внесена Казахстанским союзом юристов (председатель Мукашев Р.Ж.), в т.ч. по рекомендациям которого ученые юристы неоднократно выступали в республиканских СМИ.

Обращение к новеллам уголовного судопроизводства показало, что кардинальному реформированию подверглась досудебная стадия уголовного процесса. Это обуславливается теми обстоятельствами, что именно на данной стадии процесса производится основной объем процессуальной работы по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела, в орбиту уголовного преследования вовлекается широкий круг участников.

Исключены доследственная проверка и возбуждение уголовного дела. Полагаем, что это своевременный процесс, существенно приближающий уголовно-процессуальную деятельность к регламентированным в Конституции принципам, и соответственно к мировым стандартам.

Доследственная проверка фактически являлась самостоятельным этапом в стадии досудебного производства, при этомне обладая достаточной правовой природой для решения задач уголовного процесса (материалы данного этапа в виде опросов не имели силу доказательств). Соответственно мы имели процесс необоснованного, можно даже сказать незаконного нахождения участников в орбите уголовного производства.

Дальнейшее развитие получила упрощенная форма досудебного производства в виде протокольной формы и ускоренного досудебного расследования.Первые практические шаги, положительно сказавшиеся на правоприменительной практике, в этом направлении мы имеем с начала 2010 года. Упрощенный порядок досудебного производства по делам небольшой и средней тяжести был введен Законом от 3 декабря 2009 года №213-IV «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам упрощенного досудебного производства». Последующее расширение данной досудебной формы производства приходится на вторую половину 2011 года. В указанный период принят Закон от 9 ноября 2011 года №490-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», которым действие данной формы досудебной деятельности было распространено и на тяжкие категории преступлений, при наличии достаточных оснований.

Именно на совокупности условий упрощенного производства основывается современное ускоренное досудебное расследование, изменению подверглись сроки.

Введен институт процессуального соглашения, реализуемый в формах: сделки о признании вины – по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям – в случае согласия подозреваемого, обвиняемого с подозрением, обвинением;соглашения о сотрудничестве – по всем категориям преступлений при способствовании раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.

УПК довольно полно регламентированы условия, порядок и последствия заключения процессуального соглашения.

Существенно сокращен перечень следственных действий, проводимых с участием понятых. Первые правовые попытки в этом вопросе, обусловленные потребностями правоприменительной практики, получали реализацию с конца 2011 года, со времени принятия вышеотмеченного Закона от 9 ноября 2011 года №490-IV. Данным Законом устанавливался перечень случаев, исключающих участие понятых при производстве осмотра.

Новым УПК привлечение понятых обязательно при производстве:

осмотра жилого помещения, в т.ч. если оно является местом происшествия;

обыска, личного обыска (за исключением если он производится при задержании лица или заключении его под стражу; в этом случае личный обыск может быть произведен в отсутствии понятых).

В остальных случаях при проведении следственных действий закон предписывает обязательное применение научно-технических средств фиксации их хода и результатов.

Потребностям правоприменительной практики отвечает дополнение системы мер процессуального принуждения такой мерой как запрет на приближение.Отличительной особенностью запрета на приближение является возможность его применения как в качестве самостоятельной, так и дополнительной меры.Сущность данной меры принуждения заключается в ограничении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты. 

Введением процессуальной фигуры следственного судьи существенно расширен судебныйконтроль за досудебным расследованием. Следственным судьям передано право санкционирования основного числа следственных действий. В исключительной компетенции прокурора оставлено санкционирование осмотра жилого помещения, обыска, выемки, принудительного освидетельствования потерпевшего, свидетеля, заявителя, а также принятия решения о выдаче (либо отказе) лица иностранному государству (экстрадиция).

При этом законодателем справедливо сохранена практика предварительного направления органом уголовного преследования материалов прокурору для изучения законности и обоснованности производства следственного действия, а также обязательное участие прокурора при поддержании ходатайств в суде.

Помимо традиционно-контрольной компетенции судов, в полномочия следственного судьи определено:

депонирование в ходе досудебного производства показаний потерпевшего и свидетеля;

наложение денежного взыскания на лиц, не выполняющих или выполняющих ненадлежаще процессуальные обязанности в досудебном производстве;

рассмотрение вопроса о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче или длительное хранение которых до разрешения уголовного дела по существу требует значительных материальных затрат;

по мотивированному ходатайству защитника рассмотрение вопроса об истребовании и приобщении к уголовному делу любых сведений, документов предметов, имеющих значение для уголовного дела, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, в случаях отказа в исполнении запроса либо непринятия решения по нему в течение трех суток;

по мотивированному ходатайству защитника, рассмотрение вопроса о назначении экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток;

по ходатайству защитника, рассмотрение вопроса о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение явки которого для дачи показаний затруднительно.

При этом законодатель установил правовой запрет на предрешение вопросов, которые в соответствии с УПК могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении дела по существу, дачу указания о направлении расследования и проведении следственных действий, совершения действия и принятия решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу.

Тем самым, введением процессуальной фигуры следственного судьи, по сути, поставлена точка в вопросе обеспечения беспристрастности при вынесении судьями решений по конкретным делам.

Представляется, что это закономерный и обоснованный процесс на пути к дальнейшему укреплению правового государства.

Вместе с тем, наряду с ведомственным контролем и прокурорским надзором за деятельностью следователя по расследованию уголовных дел, дальнейшее внедрение судебного контроля требует взвешенного подхода и ясно установленных пределов, так как данные вопросы имеют прямое отношение к полной реализации следователем его процессуальной независимости, самостоятельности и определенным образом могут повлиять на эффективность и быстроту расследования.

В целом острие судебного контроля необходимо направить на изучение качества добытых следователем доказательств, что позволит избежать осуждение невиновного лица и нацелит следователей на повышение эффективности процесса доказывания обстоятельств совершенного уголовного правонарушения.

Усилению роли прокурора на досудебной стадии уголовного процесса и суде первой инстанции, способствовало введение фигуры процессуального прокурора, в компетенцию которого определено осуществление надзора за законностью досудебного расследования с момента его начала и участия в суде первой инстанции в качестве государственного обвинителя. Тем самым обеспечивается непрерывность надзора на указанной стадии уголовного процесса, эффективность поддержания государственного обвинения в суде первой инстанции.

Организация деятельности процессуального прокурора определена в приказе Генерального Прокурора от 29 декабря 2014 года №163 «Об утверждении Инструкции по организации надзора процессуальным прокурором».

Новым УПК был изменен и статус специального прокурора. В статье 60 УПК в качестве следователя определены следователь органов внутренних дел, финансовой полиции и национальной безопасности, а также прокурор в случаях, предусмотренных УПК.

Законодателем сохранена линия на специализацию следственной деятельности, а также предусмотрено право Генерального Прокурора на разграничение полномочий прокуроров на стадии досудебного расследования (ч.2 ст.193 УПК).

Продолжая развитие института специальных прокуроров, расследующих актуальные и сложные дела, Генеральный Прокурор наделил своих заместителей и прокуроров областей в исключительных случаях правом поручения досудебного расследованияи надзирающим прокурорам (приказ Генерального Прокурора от 27 марта 2015 года №48 «Об организации досудебного расследования в органах прокуратуры»). Соответственно на период производства расследования последние освобождены от осуществления надзорной функции.

Как представляется, такое перераспределение полномочий позволит предупреждать и оперативно пресекать фактынезаконных задержаний, укрытий преступлений в районах и городах.

В качестве положительного следует отметить, что законодателем сохранено универсальное право прокурора на принятие любого уголовного дела независимо от установленной законом подследственности.

Отраслевой инструкцией в качестве приоритетной категории определены дела об уголовных правонарушениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, по службе.    Это обуславливается конституционным статусом прокуратуры, который выделяет ее из общего ряда других органов расследования, в том числе потому, что она должна осуществлять уголовное преследование в отношении их представителей, преступивших уголовный закон.

Исключенакомпетенция суда по возвращению дел на дополнительное расследование. Бурные дискуссии по этому вопросу в Казахстане, и не только, проводятся со времени наделения суда таким полномочием.

Поддерживая такое направление, в качестве основного аргумента отметим, что пока процессуальный закон позволяет суду возвращать дела на дополнительное расследование, то спорным становится тезис о том, что орган правосудия действительно стоит на защите прав человека.

В целом реформе уголовного судопроизводства Казахстана 2014 года присуще кардинальность, динамичность и направленность на эффективную реализацию основополагающих принципов уголовного судопроизводства, с целью защиты прав и свобод человека, введение оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства.

Межведомственной рабочей группой, образованной под эгидой Генеральной прокуратуры, продолжается работа по изучению правоприменительной практики в рамках новых уголовного и уголовно-процессуального законодательств. Формами реализации работы определены разработка разъяснений, а также поправок в данные нормативные правовые акты, необходимость внесения которых обуславливается кардинальным пересмотром основ законодательств, результатами правоприменительной практики.

Теги: 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.