Вы здесь

Рассмотрение обращений – важная функция правозащитной деятельности прокуратуры

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Интервью с начальником Департамента Генеральной прокуратуры Жанар Илияс.

Рассмотрение обращений и личный прием граждан являются неотъемлемой функцией правозащитной деятельности Генеральной прокуратуры и занимает важное место в работе сотрудника надзорного органа. Сегодня в свете постоянного развития информационных технологий и совершенствования правовой сферы, Генеральной прокуратурой приняты меры по упрощению приема обращений от граждан республики.

О новшествах и эффективности обновленной системы подачи заявлений в надзорные органы рассказывает начальник Департамента по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры Жанар Мухаммедрахимовна Илияс.

- Жанар Мухаммедрахимовна, сегодня существует несколько способов обращения граждан в органы прокуратуры. Расскажите о них подробней.

- Вы правы, населению представлено семь способов подачи обращений в прокуратуру. Сейчас граждане и представители юридических лиц могут направить свои заявления через областные центры обслуживания населения, почтовые отделения АО «Казпочта», на блоги генерального прокурора и прокуроров областей, сall-центр Генеральной прокуратуры, порталы «Электронное Правительство» или «115.kz» либо сдать их непосредственно в органы прокуратуры, в том числе в ходе личного приема, проводимого руководством прокуратуры.

Отдельные из этих способов обращений для населения очень  удобны и выгодны, и прежде всего,    с точки зрения экономии времени и материальных средств.  Но главное - способствуют оперативному реагированию на нарушения прав граждан, быстрому и удобному получению ими необходимой информации.

Сall-центр Генеральной прокуратуры по праву называют одним из эффективных способов обращения граждан в надзорный орган. Любой человек, не выходя из дома, что действительно экономит его время и деньги, может подать свое заявление в прокуратуру. Жанар Мухаммедрахимовна, можете ли вы подвести промежуточные итоги деятельности Сall-центра?

- Я хотела бы напомнить, что в Саll-центр можно позвонить с любой точки страны со стационарного или мобильного телефона по бесплатному номеру 115.

Линия Центра была открыта в августе 2011 года и регистрирует шесть  категорий жалоб: на действия органов уголовного преследования, на нарушения прав предпринимателей, трудовых прав граждан, на противоправные действия в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования, на неправомерное взимание платы за медуслуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и на действия коррупционного характера сотрудников органов прокуратуры. Одновременно Саll-центр дает информацию справочного характера, принимает и регистрирует отклики и предложения по вопросам деятельности органов прокуратуры, разъясняет порядок оказания ими госуслуг.

Отмечу, что для обеспечения оперативного доступа граждан к информации мы вышли за пределы компетенции Центра и сейчас принимаем любые их звонки. Более того, решили расширить перечень регистрируемых заявлений, поступающих к нам, сделав акцент на обращения по защите прав детей, женщин и инвалидов.

Только за прошлый год и три месяца 2016 года в Центр обратились более 82 тысяч казахстанцев. Из них  52 тысячи звонков относились к справочному характеру: люди интересовались адресами государственных и правоохранительных органов, их телефонами доверия и т.д. Также к нам поступили 25 тысяч звонков от   граждан, отслеживающих ход рассмотрения их обращений, и более 5 тысяч человек просили разъяснить порядок оказания органами прокуратуры госуслуг.

- Генеральная прокуратура держит на особом контроле вопрос по своевременной  выплате заработной платы работникам всех предприятий. Поступают ли к вам жалобы на задержки по оплате труда? Если  да, то решается ли эта проблема?

- По результатам рассмотрения обращений, поступивших в Саll-центр за прошлый год и истекший период текущего года, органами прокуратуры обеспечена выплата задолженности по заработной плате на сумму свыше 131 млн. тенге.

Так, в результате принятых органами прокуратуры Южно-Казахстанской области мер по обращению гр. Толебай, обратившегося в Саll-центр 4 февраля 2016 года за защитой своих трудовых прав, уже через месяц  - 2 марта –  перед 350 работниками ТОО «Denaraxsaz corporation» и «Denaraxsaz Kazakhstan» погашена задолженность по заработной плате на сумму 50 млн. тенге. Только после вмешательства сотрудников прокуратуры г.Алматы руководство  ТОО «Марум Жар Голд» выплатило своим работникам заработную плату   в размере 27,9 млн тенге.

- Что говорят общие цифры: количество обращения в Генеральную прокуратуру растет?

- Как свидетельствует статистика последних лет, в органы прокуратуры поступает около 300 тысяч, а иногда и больше обращений, и данный показатель растет с каждым годом. К примеру, с 2013 года число электронных обращений с порталов Генерального прокурора и прокуроров областей возросло почти на 60%, по всем выявленным нарушениям законности принимались меры реагирования. Так,  в конце прошлого года подтвердились доводы пользователя блога гр. Василенкова о неправомерных действиях сотрудников УВД г.Рудный Костанайской области по факту необоснованного дактилоскопирования. В отношении виновных должностных лиц мерами прокурорского реагирования возбуждено дисциплинарное производство.

Как показывает наш анализ, основную массу заявителей составляют участники уголовного и гражданского процесса – обвиняемые, осужденные, адвокаты, защитники, потерпевшие, истец либо ответчик, их представители. Наименьшую долю составляют различные предприятия и госорганы.

Спектр вопросов, поднимаемых заявителями в обращениях, широк: более 40% составляют жалобы на акты и действия (бездействие) органов уголовного преследования, 30% заявлений касаются социально-экономической сферы, 10%  - это жалобы на законность судебных актов и на их неисполнение.

Исходя из поднимаемых вопросов и требований законодательства, прокурорами в основном направляются разъяснения, которые составляют свыше 67%.  Число удовлетворенных обращений обычно находится в пределах 15-17%, а отклоненных - около 17%.

Всего по результатам рассмотрения обращений прокурорами с 2013 года внесено свыше 11 тысяч актов прокурорского надзора, по итогам рассмотрения которых к различным видам ответственности привлечено более 6 тысяч должностных лиц.

- Что еще планируется сделать для повышения качества рассмотрения обращений граждан?

- В целях исключения причин и условий, способствующих росту обращений, нами внесены изменения и дополнения в отраслевую Инструкцию по организации работы с обращениями. Раньше обращение рассматривалось по нескольку раз в горрайпрокуратурах, после –   областной прокуратурой. Только после прохождения этих ступеней заявитель мог обратиться в главный надзорный орган.

Сейчас же ответы разъяснительного и отказного характера в горрайпрокуратурах дает только прокурор, в прокуратурах областей – заместитель прокурора и прокурор области, т.е. принятыми мерами сокращена многозвенная процедура рассмотрения обращений. Также изменен порядок направления прокуратурой области повторных обращений в нижестоящие прокуратуры, теперь такие обращения будут направляться лишь с контролем и требованием информировать о результатах их рассмотрения за подписью горрайспецпрокурора.

Более того, нами разработаны образцы обращений для удобства и сокращения времени подачи заявления для граждан, которые в ближайшее время будут вывешены в общедоступных местах органов прокуратуры.

Плюс мы разместили их на сайте Генеральной прокуратуры, где граждане, находясь дома и имея Интернет, могут на готовом бланке отразить свои доводы и направить их для рассмотрения в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан  является важной составной частью   правозащитной функции прокуратуры. Поэтому мы и впредь намерены  совершенствовать работу по повышению открытости и доступности прокуратуры для населения, обеспечению всестороннего и качественного рассмотрения   обращений,  оперативному восстановлению нарушенных прав, повышению удобства получения  гражданами информации о результатах рассмотрения своих жалоб.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.