Вы здесь

Порядок обращения граждан в органы прокуратуры

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

 

Канат Мадыбаев,

заместитель начальника
Управления по надзору за
применением законов о
рассмотрении обращений и
делопроизводства Генеральной
прокуратуры

 

 

 

 

 

Работа любого государственного органа или чиновника с обращениями граждан очень важна. Работа же прокурора с обращениями важнее вдвойне, поскольку, как правило, люди к нему приходят за восстановлением нарушенного права, за защитой от незаконных решений, действий, а порой и бездействия того же государственного органа и чиновника.

В работе с обращениями особо ярко и эффективно реализуется правозащитная функция прокуратуры, поскольку прокурор принимает меры к устранению нарушений прав и законных интересов конкретного человека и гражданина, организации и их восстановлению.

Как показывает статистика, на протяжении последних пяти лет сохраняется устойчивая тенденция роста количества обращений, поступивших в органы прокуратуры. По сравнению с 2008 годом их количество увеличилось почти на 27% (в т.г. рост на 7,3%).

Это свидетельствует о доверии граждан и организаций к органам прокуратуры, их уверенности в том, что именно прокуроры смогут им реально помочь в восстановлении нарушенного права.

Огромное количество обращений поступает в центральный аппарат прокуратуры: в 2013 году их количество достигло 27 909.

Спектр обращений, рассматриваемых прокурорами, очень широк.

Основную часть обращений составляют жалобы на акты и действия (бездействие) органов дознания и следствия – 41,3%, в социально-экономической сфере, том числе, на действия (бездействие) государственных органов – 30%,  на судебные акты- 14,6 %, на неисполнение судебных актов – 10,7%.

Учитывая количество поступающих обращений, органами прокуратуры проделана определенная работа по упрощению процедуры подачи обращений в органы прокуратуры.

Развитие информационных технологий позволило органам прокуратуры перейти на электронное делопроизводство, в том числе автоматизировать процесс регистрации, учета и рассмотрения обращений в электронном формате. Для граждан функционирует информационный сервис-портал Генеральной прокуратуры, который позволяет любому гражданину Республики, не выходя из дома обратиться в электронном формате со своим обращением посредством Интернета из любого региона страны. После этого он получает электронный талон, который позволяет ему контролировать процесс рассмотрения своего обращения, начиная с момента регистрации и заканчивая получением ответа на обращение. То есть, это удобно не только для органов прокуратуры, но прежде всего для человека.

Свои обращения посредством портала казахстанцы могут направлять в органы прокуратуры всех уровней - от Генеральной до районной.

Эта электронная система на сегодняшний день позволяет сопровождать любое обращение, поданное посредством Портала, с момента регистрации вплоть до окончательного принятия по нему решения.

По мере развития в органах прокуратуры информационных технологий с 2011 года у нас появилась возможность приема граждан и представителей юридических лиц посредством видеоконференцсвязи в режиме «он-лайн».

Применение данной технологии позволяет людям, не выезжая в Астану или областной центр, встретиться с руководством Генеральной или областной прокуратуры и изложить ему свои доводы по тому или иному вопросу. В результате человек экономит не только свои деньги, но и время.

В т.г. руководством Генеральной прокуратуры по видеоконференцсвязи принято 52 человека.

Аналогичный порядок действует и во всех прокуратурах страны.

Другим не менее важным источником получения информации о нарушениях закона является Колл-центр Генеральной прокуратуры, который способствует оперативному реагированию на нарушения конституционных прав граждан, оперативному и удобному получению гражданами необходимой информации, в том числе о результатах рассмотрения их обращений.

Он полноценно действует с августа 2011 года и в соответствии со своим Регламентом    регистрирует 6 категорий жалоб: 1) на действия органов уголовного преследования, выраженные в необоснованном отказе в регистрации заявления о преступлении, о розыске без вести пропавшего, незаконном доставлении, содержании и задержании, а также по иным фактам нарушения конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе; 2) о нарушении прав предпринимателей, в том числе связанных с незаконными проверками; 3) о нарушении трудовых прав граждан, в том числе связанных с невыплатой заработной платы; 4) о случаях противоправных действий среди и в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования; 5) о фактах неправомерного взимания платы за медицинские услуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; 6) на действия коррупционного характера сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры; Кроме того, осуществляет прием и регистрацию откликов и предложений по вопросам деятельности органов, ведомств и учреждений прокуратуры, разъясняет порядок оказания органами прокуратуры государственных услуг (апостилирование документов, выдача справок о реабилитации, архивных справок и др.).

В настоящее время наши граждане могут позвонить на колл-центр с любой точки страны со стационарного или мобильного телефона на бесплатный номер 115.

Работа центра ориентирована прежде всего на оперативность реагирования на обращения.

К сожалению, большинство граждан все еще не верит в возможности информационных технологий и по старинке желает лично встретиться с прокурором, изложить ему свои доводы и передать свои обращения.  Как показывает статистика, люди все еще направляют свои обращения на бумажных экземплярах  или приезжают в областные центры, столицу Республики, чтобы попасть на личный прием к руководству прокуратуры, при этом затрачивая свои деньги и время.

Поэтому призываю всех граждан страны использовать возможности электронных порталов, Call-центра и личного приема в режиме онлайн.

Кроме того, большое внимание нами уделяется вопросам защиты прав предпринимателей посредством рассмотрения их обращений. Надзорная деятельность в этой сфере ориентирована на защиту прав субъектов частного предпринимательства от незаконных проверок со стороны государственных органов, принятия государственными органами незаконных правовых актов,  ущемляющих их права, злоупотреблений монополистов. С 2009 года в каждой прокуратуре созданы мобильные группы по защите прав предпринимателей, которые готовы по первому сигналу о незаконной проверке незамедлительно выехать на место и пресечь незаконные действия проверяющих. Обратиться за помощью мобильных групп прокуроров можно по телефонам, указанным на сайтах Генеральной прокуратуры и областных прокуратур, а также позвонив на Call-центр Генеральной прокуратуры по номеру 115 как со стационарного, так и с мобильного телефона.

За 10 месяцев т.г. на телефоны доверия поступило более 785 звонков, и в 332 случаях сигналы о незаконных проверках подтвердились. Всего в ходе рассмотрения обращений мобильными группами проведено 247 проверок, пресечено 3 967 нарушений прав предпринимателей.

Эффективная работа мобильных групп прослеживается во всех регионах Республики.

Кроме того, с 2011 года в органах прокуратуры действует проект «Бизнес тірегі – Опора бизнеса». На сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры любой предприниматель, к которому пришли с проверкой, может проверить достоверность регистрации акта о назначении проверки, наименование органа, вопрос и период проверки, а также данные о проверяющем лице.  Аналогичную информацию можно получить, отправив SMS сообщение с номером регистрации проверки на короткий номер 1012.  В т.г. на электронный портал сайта Комитета обратилось более 20 тыс. предпринимателей, поступило более 2 тыс. информационных SMS сообщений.

Надо отметить, что сегодня в органах прокуратуры созданы все условия для того, чтобы человек мог в любое время подать в прокуратуру обращение.

В частности, в прокуратуре любого уровня имеются специальные ящики для писем, содержимое которых в течение дня несколько раз проверяется. Изъятые письма обрабатываются в тот же день.

Заявитель также вправе лично сдать свое обращение в прокуратуру и получить специальный талон с уникальным номером, состоящий из 12 цифр. По уникальному номеру заявитель может прослеживать ход рассмотрения его обращения на сайте Комитета по правовой статистике, или выслав его в виде смс по сотовому телефону на номер 1012.

Все эти возможности облегчат доступ заявителям в органы прокуратуры  и позволят оперативно реагировать на нарушения конституционных прав наших граждан, в целом  улучшить состояние работы с обращениями.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.