Вы здесь

Перспективы усиления прокурорского надзора по обеспечению законности в сфере государственных закупок

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры является обеспечение законности в сфере   государственных закупок и расходования бюджетных средств.

Государственные закупки   остаются сферой, наиболее подверженной риску коррупционных правонарушений.  Поэтому особое внимание прокурорами уделяется вопросам предоставления всем потенциальным поставщикам равных условий для участия в государственных закупках, своевременности и полноты исполнения поставщиками своих обязательств и пресечению фактов хищения бюджетных средств.    

В  2013 году в данном направлении проведено 1419 проверок, в ходе которых выявлено свыше 9,3 тыс. нарушений законности,  2 401 лицо привлечено к различным видам ответственности, в доход государства возмещено около 959 млрд. тенге, возбуждено 92 уголовных дела.

К примеру, по результатам проверки местных исполнительных органов Восточно-Казахстанской области должностные лица, допустившие нарушения законности, в том числе заместитель акима области, 5 акимов районов и городов областного значения привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, приняты меры по возмещению ущерба государству на сумму более 727 млн. тенге.

В целом, анализ  состояния законности  в сфере госзакупок свидетельствуют о том, что, несмотря на   ужесточение  требований, предъявляемых к заказчикам и подрядчикам,   количество нарушений законности становится больше,  а реальных заслонов совершению преступлений нет. Преступные элементы действуют более скрытно, совершенствуя применяемые подходы и методы, минимизируя вероятность выявления явно сомнительного характера их деятельности. Даже введение электронных закупок не дает полной гарантии исключения в государственных закупках коррупционной составляющей.

В этой связи,   представляется необходимым  принципиально изменить  подходы   к организации   государственных закупок, акцентировав внимание на раннем выявлении, пресечении и предупреждении нарушений законности. С точки зрения эффективности процедур, связанных с возмещением причиненного нарушениями законности ущерба, своевременное пресечение преступлений в большей степени отвечает интересам государства, нежели привлечение виновных лиц к ответственности за уже совершение незаконных действий.

Ущерб, наносимый при совершении хищений государственных средств    сложно переоценить, поскольку такие деяния, как правило, сопряжены с совершением ряда других экономических и коррупционных преступлений. С такими, как незаконное обналичивание государственных средств через лжепредприятия для передачи «откатов» коррупционерам,   уклонение от уплаты налогов предприятиями, совершившими сделки без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, дача и получение взяток, легализация имущества, добытого преступным путем и т.д.

Поскольку большинство подобных преступлений носят латентный характер, для обеспечения исчерпывающих доказательств  требуется заблаговременное наличие достоверной информации, успешное проведение оперативно-розыскных мероприятий, безукоризненная работа следственных подразделений и т.д.

Однако практика показывает, что реализация всех намеченных мероприятий не всегда приводит к желаемому результату, так как в подавляющем большинстве случаев надзорные, контрольные, следственно-оперативные действия проводятся уже после совершения преступлений.

Разумеется, есть показательные примеры  пресечения преступных действий субъектов государственных закупок. Однако следует признать, что результативность работы в этом направлении пока не столь высока. Одна из причин этого –  отсутствие у правоохранительных органов актуальной информации обо всех совершаемых либо   готовящихся нарушениях законности.

Поскольку наличие оперативно значимой информации в деятельности каждого администратора бюджетных программ на постоянной основе  маловероятно, следует разработать такую систему, которая сможет оповещать уполномоченный и правоохранительные органы о возможном  коррупционном проявлении.

Исходя из имеющихся возможностей уже действующих государственных информационных систем, считаем возможным создание оперативной аналитической базы путем интегрирования порталов электронных государственных закупок и регистрирующих органов. Объединенная  аналитическая база сможет автоматически выявлять скрытую аффилированность администратора бюджетных программ с участниками государственных закупок, сигнализируя об этом соответствующим службам. 

Вместе с тем, подобные сигналы автоматизированной базы данных не должны являться неоспоримым и однозначным основанием для проведения контрольных, надзорных или оперативных мероприятий. Однако  при наличии иных косвенных факторов, позволяющих сделать определенные выводы или предположения, в совокупности могут послужить и поводом для возбуждения уголовного дела.

К подобным косвенным факторам, также отражаемым аналитической системой, можно отнести следующие индикаторы.

В том случае, если администратор бюджетных программ планирует либо уже закупает товары, работы и услуги по заведомо завышенным ценам, то в электронной системе автоматически выводится сообщение об этом. Такие сигналы в соответствии с системой управления рисков и должны проверяться уполномоченным органом в первую очередь, а также служить оперативно-значимой либо аналитической информацией для правоохранительных органов.

Использование такой системы  снизит количество безрезультатных проверок, повысив их качество, что также позволит свести к минимуму необоснованное вмешательство в деятельность субъектов частного предпринимательства, участвующих в государственных закупках.

Централизация проведения государственных закупок путем создания самостоятельного государственного органа также может положительно отразиться на состоянии законности, поскольку сами уполномоченные и правоохранительные органы будут освобождены от данных несвойственных им функций.

Деятельность самостоятельного государственного органа по государственным закупкам снизит количество закупок однородных товаров по   завышенным ценам, что также положительно отразится на соблюдении экономических интересов государства.

Таким образом, с учетом поставленных Главой государства задач о недопущении необоснованного вмешательства в деятельность субъектов бизнеса  органами прокуратуры отдается предпочтение проверкам, в том числе и доследственным, основанным на глубоком анализе.

При этом, не исключается, что большинство проверочных мероприятий в ближайшей перспективе будет проводиться дистанционным, или  камеральным  способом. Соответственно, акценты при проведении проверок также будут смещаться в сторону раннего пресечения и предупреждения нарушений законности.

 Артур Ластаев,  

начальник отдела Департамента Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.