Вы здесь

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Досымбекова Роза Шекербековна

доктор политических наук,

кандидат юридических наук.

Должность: начальник Департамента кадровой работы

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

 

Салимбаева Джамиля Нургазыевна

старший прокурор управления

Департамента кадровой работы

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры, дается авторская трактовка понятия «непрерывности службы», сравниваются модели пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры в ряде зарубежных стран. Предлагаются дальнейшие меры по реформированию пенсионного обеспечениясотрудников прокуратуры в Республике Казахстан.

Ключевые слова: правоохранительная служба, служба в органах прокуратуры, сотрудники прокуратуры, пенсионное обеспечение, пенсия за выслугу лет. 

При поддержке Президента Республики Казахстан последовательно решаются вопросы материально-технического обеспечения и социальных гарантий сотрудников органов прокуратуры.

Пенсионное обеспечение является одним из видов социальных гарантий сотрудников органов прокуратуры. При этом,служба в прокуратуре отличается повышенной ответственностью и целым рядом ограничений, возлагаемых на сотрудников. В этой связи,с точки зрения социальной справедливости сотрудникам прокуратуры, имеющим определенный стаж правоохранительной службы, должно быть обеспечено достойное пенсионное довольствие.

До 1997 года пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, работников научных учреждений и учебных заведений прокуратуры Республики Казахстан, имеющих классные чины, и членов их семей осуществлялось в соответствии с условиями, нормами и порядком, установленным для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

При этом правом на пенсию за выслугу лет обладали сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах прокуратуры 20 лет и более, а также уволенные по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лети 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах прокуратуры.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий сотрудникам прокуратуры регулировался отдельным положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 25 мая 1993 года № 429 [1].

Однако, в связи с принятием в июне 1997 года Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан» сотрудники органов прокуратуры утратили право на получение пенсии за выслугу лет [2].

С 1 января 1998 года, несмотря на то, что сотрудниками прокуратуры расследовались сложные и значимые уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, осуществлялся надзор за законностью, по характеру работы их труд значительно отличался от деятельности других правоохранительных органов повышенной ответственностью, пенсионное обеспечение работников прокуратуры осуществлялось на общих основаниях наравне с гражданским населением.

В свою очередь, законодатель,во избежание ущемления прав сотрудников прокуратуры, имеющих необходимый для назначения пенсии стаж службы, наделил их правомвыхода на пенсию за выслугу лет.

В этой связи в период с 1 июля 1997 года по 1 января 1998 года органами прокуратуры проведена работа по назначению сотрудникам пенсий за выслугу лет, выплата которой предусматривалась после увольнения со службы.

Спустя 14 лет, в связи с отнесением органов прокуратуры к правоохранительным органам, по Закону Республики Казахстан «О правоохранительной службе» сотрудникам прокуратуры вновь предоставлено право выхода на пенсию за выслугу лет с 1 января 2012 года [3].

Право на пенсионные выплаты за выслугу лет получили сотрудники прокуратуры, которым присвоены классные чины:

1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в правоохранительных органах, не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе;

2) имеющие выслугу на воинской службе, службе в правоохранительных органах, не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов, собственному желанию и состоянию здоровья (в связи с выходом на пенсию за выслугу лет);

3) уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе и службе в правоохранительных органах, по сокращению штатов или состоянию здоровья, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная воинская служба и служба в правоохранительных органах. [4]

При этом размер пенсии за выслугу лет напрямую зависит от наличия стажа на воинской или правоохранительной службе по состоянию на 1 января 1998 года.

Вместе с тем, действующее пенсионное законодательство существенно ограничивает социальные гарантии основной массы прокурорского состава, а именно всех сотрудников правоохранительных органов, имеющих значительный стаж правоохранительной службы, но поступивших на службу после 1 января1998 года. Таким сотрудникам начисление пенсии будет осуществляться исключительно за счет пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов.

Средний возраст сотрудников органов прокуратуры 30-35 лет, соответственно подавляющая частьсотрудников (85%) не вправе рассчитывать на получение пенсии за выслугу лет.

Вместе с тем, именно данная категория сотрудников можетоказаться без средств к существованию (получить мизерное пенсионное довольствие) при увольнении со службы, в связи с достижением предельного возраста.

Ранний по возрасту выход на пенсию за выслугу лет, а также прохождение службы в местностях с льготным исчислением выслуги лет сокращает период участия сотрудников прокуратуры в накопительной пенсионной системе.

Таким образом, накопительная пенсионная системане способна обеспечить адекватный уровень пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры.

Отсутствие соответствующих социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов может привести к снижению престижа службы и значительному оттоку опытных кадров. В свою очередь, это может оказать крайне негативное влияние на качество государственной кадровой политики и обеспечение правопорядка в стране.

В своем обращении к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы Глава государства – Лидер Нации Н. А. Назарбаев поручил Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года [5].

Новые решения и подходы к организации пенсионной системы военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов изложены в Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030, одобренной Указом Президента Казахстана от 18 июня 2014 года № 841 (далее – Концепция реформирования пенсионной системы)[6].

С учетом изложенного представляется вполне справедливым положение Концепции реформирования пенсионной системы, согласно которому с 2016 года предусматривается перевод на полное государственное пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур, имеющих общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных или правоохранительных органах.

Право на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет также приобретут граждане, впервые поступившие на службу после 1 января 1998 года и уволенные с правом на пенсионные выплаты за выслугу лет, но без права получения пенсионных выплат за счет бюджетных средств.

В рамках участия при разработке Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана нами изучен международный опыт по вопросу пенсионного реформирования.

В Японии для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.Программа государственного пенсионного обеспечения не финансируется полностью за счет взносов, одна треть расходов по выплате пенсий финансируется государством [7].

Особый пенсионный режим предусматривается для сотрудников правоохранительных органов Мальты, которые имеют право выхода на пенсию в возрасте 45 лет [7].

Во Франции прекращение государственной службы осуществляется по достижению 60 лет, а для некоторых чиновников 65-летнего возраста. Кроме того, любой чиновник может при стаже 15 лет попросить выхода на пенсию, которая будет выплачиваться ему при достижении пенсионного возраста. Источником пенсии являются отчисления из оклада чиновника (7%) и взносы государства. Размер пенсии зависит от последнего оклада и ежегодных доплат. Он ограничен 75% от последнего или максимального общего оклада [7].

Закон о пенсионном обеспечении Российской Федерации предусматривает два вида пенсии за выслугу лет без привязки к стажу на 1 января 1998 года. При назначении пенсии первого вида достаточно наличие одного основания – выслугу не менее 20 лет [8].

Назначение пенсии второго вида по российскому пенсионному законодательству обусловлено наличием нескольких оснований:

увольнение со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями;

достижение 45-летнего возраста на день увольнения;

наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых 12,5 лет составляет военная и другая приравненная к ней служба[8].

Таким образом, концептуальное разрешение вопроса по обеспечению единого подхода пенсионного обеспечения всех сотрудников силовых структур не ограничивает возможности дальнейшей модернизации нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения.   

К примеру, на сегодняшний день в пенсионном законодательствеРеспублики Казахстан отсутствует понятие непрерывности воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах.

Как отмечалось выше, одним из оснований возникновения права на получение пенсионных выплат за выслугу лет является наличие у сотрудника общего трудового стажа 25 и более лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба.

По действующему трудовому законодательству, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии отсутствия перерыва в работе.

С введением Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» [3] при принятии кадровых решений о перемещении сотрудника из одного органа прокуратуры в другой, из одной областной прокуратуры в другую, а также при откомандировании из иных правоохранительных органов соблюдается принцип сохранения непрерывности службы.

Однако, до введения в действия вышеуказанного закона, сохранение непрерывности стажа службы не учитывалось.

В отношении сотрудника, переходящего из одного территориального органа прокуратуры в другой, приказ об увольнении датировался днем фактического прекращения службы, а приказ о его назначении – днем фактического прибытия к месту прохождения новой службы. При этом, принимающим органом не учитывалось время, которое сотрудник находился в пути следования к новому месту прохождения службы.

Согласно законодательству о труде «советского периода» непрерывный трудовой стаж сохранялся, если перерыв в работе не превышает трех месяцев[9].

Аналогичная норма по исчислению непрерывности стажа  предусматривается в статье 47 Закона «О правоохранительной службе» при проведении аттестации сотрудников [3].

Так, при прохождении аттестации пребывание на службе в системе правоохранительных органов считается непрерывным, когда со дня увольнения сотрудника со службы в системе правоохранительных органов и до дня его приема на службу в системе правоохранительных органов прошло не более трех месяцев, при условии отсутствия у него за указанный период трудовых отношений с иными юридическими (за исключением государственных органов) и физическими лицами.

В этой связи, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан инициировано внесение дополнений в Правила исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, раскрывающие понятие «непрерывности службы»:

Выслуга лет для назначения пенсии за выслугу лет должна считаться непрерывной, когда со дня увольнения военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также лиц, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, со службы до дня приема на службу прошло не более трех месяцев, при условии отсутствия у него за указанный период трудовых отношений с иными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с действующими Правилами исчисления выслуги лет в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время очной формы обучения в организациях образования правоохранительных органов[4].

Ранее действовавшим Положением о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 25 мая 1993 года № 429 (утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1998 года № 803), время обучения до определения на службу в гражданских высших учебныхзаведениях либо средних специальных заведениях, в пределах до пяти лет из расчета – один год учебы за шесть месяцев засчитывалось в выслугу лет для назначения пенсии [1].

Аналогичная норма предусмотрена в Положении о порядке  назначения и  выплаты  пенсийпрокурорам и следователям, научным и педагогическимработникам органов и  учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям[10].

Учитывая отсутствие ведомственного образовательного учреждения в органах прокуратуры, видится целесообразным дополнительно включать в выслугу лет при назначении пенсии время обучения в гражданских вузах.

Вместе с тем основная направленность дальнейшей модернизации пенсионного обеспечения сотрудников органов прокуратуры должна акцентироваться на предоставлении права на пенсионное обеспечение членам семьи сотрудника в случае потери кормильца.

Условия назначения данного вида пенсии должны быть аналогичными условиям назначения пенсии за выслугу лет.

Кроме того, пенсия по случаю потери кормильца должна назначаться и семьям пенсионеров прокуратуры, а также если кормилец умер в период получения пенсии[11].

Таким образом, предстоящее реформирование пенсионной системы создаст все необходимые благоприятные условия для того, чтобы сотрудники прокуратуры по выходу на пенсию по выслуге лет смогли поддерживать уровень жизни, который у них был в период прохождения службы.

Список использованной литературы:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 25 мая 1993 года № 429 «Об утверждении Положения и порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям». [электронный ресурс] / Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P930000429_;

2. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». [электронный ресурс] / Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000136_;

3. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV«О правоохранительной службе».[электронный ресурс] / Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000380;

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года № 129 «Об утверждении Правил исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года».[электронный ресурс] / Режим доступа:http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000129#z6;

5. Обращение Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.akorda.kz;

6. Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841 «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года». [электронный ресурс] / Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000841;

7. Обзор Министерства иностранных дел Республики Казахстан.[электронный ресурс] / Режим доступа: 25.08.2014 ЕСЭДО (версия 7.13.2);

8. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года  N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».[электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165950/;

9. Кодекс законов о труде Казахской ССР, утвержденный Законом Казахской ССР от 21 июля 1972 года. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K720003000_;

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».[электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.referent.ru/1/4793.

11. Досымбекова Р.Ш. Аналитический обзор зарубежного опыта по подбору, расстановке, обучению, социальному обеспечению сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих// Справочное пособие для сотрудников кадровых подразделений правоохранительных и государственных органов, – Алматы: издательство «Жеті Жарғы», 2013. -67 с.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.