Вы здесь

О работе по рассмотрению обращений и жалоб граждан

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Роза Булекбаева, старший помощник
Генерального Прокурора
Департамента по надзору за применением
законов о рассмотрении обращений и делопроизводству
Генеральной прокуратуры                                    

 

Одной из основных задач прокуратуры, как органа, осуществляющего высший надзор в стране, является защита конституционных прав граждан, выявление и пресечение нарушений законности. В связи с этим органы прокуратуры большое внимание уделяют обращениям граждан, поднимаемым им проблемам. Генеральная прокуратура, ее органы на местах постоянно улучшают качество проверок по обращениям граждан, повышают ответственность прокуроров.

Каждая поступившая в прокуратуру жалоба до принятия по ним конкретных мер детально изучается. В центральном аппарате Генеральной прокуратуры первичное рассмотрение обращений осуществляется Департаментом по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству.

За последние годы число жалоб, поступающих в органы прокуратуры, неизменно возрастает. Это говорит о том, что многие граждане ищут защиты своих нарушенных прав, прежде всего, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят.

Так, за 9 месяцев 2015 года в органы прокуратуры поступило 238 688 обращений граждан, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в центральный аппарат Генеральной прокуратуры поступило 29716 (9 месяцев 2014 года -26085) обращений, что на 14 % больше чем в прошлом году. Рассмотрено 182 647 обращений, из них более половины, или 117 309 непосредственно разрешены органами прокуратуры.

При этом из числа поступивших обращений в центральный аппарат самим Департаментом рассмотрено и разрешено 10 169.

Значительную часть обращений составляют жалобы по вопросам досудебной стадии уголовного процесса, нарушения в деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, законности судебных постановлений и исполнительного производства по административным и гражданским делам.

Доводы заявителей о нарушениях законности находят свое подтверждение. К примеру, в сфере надзора за законностью досудебной стадии уголовного процесса удовлетворено - 9 047 обращений, в социально-экономической сфере - 2755, в сфере надзора за законностью судебных постановлений и исполнительного производства по административным и гражданским делам -2064. За указанный период по результатам рассмотрения обращений граждан в целях устранения нарушений законности органами прокуратуры внесено 2046 актов прокурорского надзора, привлечены к различным видам ответственности 1319 должностных лиц. Принятые Департаментом меры принесли свои результаты, по стране сократилось количество повторных обращений в органы прокуратуры на 44%

 В текущем году активизирована надзорная деятельность органов прокуратуры. В частности, прокуратурами областей и приравненными к ним проведено 1176 проверок соблюдения государственными органами законодательства о рассмотрении обращений граждан. По результатам проверок выявлено свыше 12983 нарушений законности, для устранения которых внесено 930 актов реагирования, в итоге их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 1702 должностных лица.

Установлено, что основными нарушениями со стороны государственных органов являются некачественное и несвоевременное рассмотрение обращений, неполнота ответов на обращения, отсутствие сообщений заявителям о продлении сроков, ненаправление окончательных ответов, искажение статистической отчетности.

Анализ поступивших обращений в органы прокуратуры в целом свидетельствует о сокращении нарушений законов в сфере соблюдения прав человека.

В органы прокуратуры поступает много писем со словами благодарности за оказанную помощь в разрешении волнующих их вопросов, восстановлении нарушенных прав.

Немалую роль в этом сыграл и Саll-центр Генеральной прокуратуры. За 9 месяцев т.г. от физических лиц и представителей юридических лиц в Саll-центр поступило 45965 звонков, по которым абонентам требовалась информация справочного характера, о ходе рассмотрения их обращений в органы прокуратуры, о порядке оказания органами прокуратуры государственных услуг.

В целом, по результатам рассмотрения обращений, поступивших в Саll-центр, органами прокуратуры обеспечена выплата задолженности по заработной плате на сумму свыше 39 млн. тенге.

В целях повышения уровня доверия граждан Департаментом организован в режиме пилотного проекта прием обращений физических и юридических лиц через центры обслуживания населения в Астане, Алматы и областных центрах. Внедрение проекта активно пропагандировалось среди населения во всех регионах страны.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан необходимо обеспечить широкую гласность в рассмотрениии обращений граждан, чаще освещать в средствах массовой информации, повышать отвественность на даннном участке работы.

Департамент по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству Генеральной прокуратуры ориентирует органы прокуратуры на то, чтобы в результате прокурорского надзора по каждому заявлению или жалобе принимались все предусмотренные законом меры по обеспечению своевременного и качественного разрешения обращений граждан, реально восстанавливались нарушеннные права. Чтобы при этом каждое обращение находило свое разрешение на местах, максимально исключалось повторное обращение в вышестоящие инстанции. Только строгое соблюдение требований законодательства и добросовестное отношение к работе дают положительные результаты.

Сотрудники Департамента постоянно совершенствуют работу с обращениями граждан. На сегодняшний день создана четкая система в работе с обращениями от их поступления до контроля и выполнения принятого решения.

Вместе с тем, существуют и проблемы в практике рассмотрения обращений граждан. Нередко сами граждане обращаются с заявлениями и жалобами в органы прокуратуры, в компетенцию которых не входит решение их вопросов или вместо разрешения обращения на местах обращаются сразу в вышестоящие органы. Для их пересылки и разрешения по существу в соответствующих органах требуется дополнительное время.

Зачастую граждане не соблюдают процедуру и форму подачи обращения, в результате приходится направлять заявителю письмо с просьбой дополнительно изложить его требования, суть обращения или указать другие необходимые данные.

Можно привести немало фактов, когда при проверке изложеннных в обращении сведений заявители, от имени которых поступало обращение, отказывались от них, все это создает определенные проблемы при рассмотрении обращений. В свою очередь, соблюдение гражданами требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан поможет своевременно и качественно разрешить их проблемы.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.