Вы здесь

Новые инструменты по защите прав предпринимателей

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Берик Баймаганбетов, старший прокурор Департамента Генеральной прокуратуры

Анализ национального правового пространства за прошедшие пару лет свидетельствует о серьезных результатах, достигнутых в сфере защиты прав предпринимателей.

В 2014 году Главой государства был объявлен мораторий на проверки субъектов предпринимательства.  В период его действия  органами прокуратуры проведена серьезная работа, в рамках которой был определен порядок и механизм согласования исключительно с центральным аппаратом Генеральной прокуратурой назначения проверок, пресечены не отвечающие требованиям законности действия государственных органов, приняты жесткие меры реагирования на нарушения.

Безусловно, этот период положительно сказался на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, позволив им акцентировать свое внимание на выполнение уставных целей.

Следующим этапом изменения правового пространства стало принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, которым  с начала нынешнего года исключены институт доследственной проверки и стадия возбуждения уголовного дела.

Данные нововведения напрямую затронули права предпринимателей    в рамках уголовного процесса,   одним из основных вопросов стал порядок начала досудебного расследования и дальнейшее проведение ревизий, проверок уполномоченными государственными органами.

Так,  прежнее законодательство определяло, что проведение налоговой проверки возможно только в рамках возбужденного уголовного дела. В  условиях нового уголовного процесса, при изменении института начала досудебного расследования, в целях исключения необоснованного вовлечения предпринимателей в орбиту уголовного преследования, необходимость в тщательном подходе при решении этого вопроса возросла многократно.

Как известно, уголовное судопроизводство полностью приостанавливает деятельность любого предприятия, замораживая счета, взаиморасчеты, бухгалтерию. В этой связи, в новом УПК законодатель предусмотрел необходимые инструменты для защиты прав физических и юридических лиц от необоснованного подозрения, и этот механизм начинает работу еще до регистрации заявления и сообщения в Едином реестре досудебных расследований.

К примеру,   закон требует направлять для рассмотрения в уполномоченные государственные органы заявления и сообщения, требующие проведения ревизий или проверок, при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, без регистрации в Едином реестре досудебных расследований.

Этот порядок существенно ограничивает вмешательство силовых структур в деятельность предприятий, так как поводом для начала досудебного расследования служат именно достаточные данные, указывающие на совершение уголовного правонарушения, в том числе установленная, к примеру, налоговой проверкой сумма материального ущерба, необходимая для наступления уголовной ответственности.

В дальнейшем, после получения результатов проверки от уполномоченного органа, где определена сумма материального ущерба и пройдена процедура судебного обжалования этих результатов, орган уголовного преследования имеет все законные основания для начала досудебного расследования.

Имеются особенности и при назначении проверок или ревизий в рамках уже начатого досудебного расследования.

Часть вторая статьи 260 УПК определяет, что требования органа уголовного преследования о проведении внеплановых проверок, документальных ревизий  является легитимным только после его согласования с прокурором.

Согласно статье 627 Налогового кодекса   налоговая проверка, проводимая по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, относится к категории внеплановых.       В этой связи, в силу своих конституционных полномочий органы прокуратуры проверяют совокупность фактических данных, достаточность оснований для согласования проверки, отсутствие обстоятельств исключающих производство по делу, после чего принимают решение о согласовании проверки либо об отказе.

Таким образом, исходя из принципов законности, а также принимая во внимание особое место, занимаемое предпринимательским сообществом в экономической системе развития государства, органы прокуратуры являются надежной защитой от необоснованного вовлечения их в орбиту уголовного преследования.

Теги: 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.