Вы здесь

Новая уголовно-правовая система: гарантия прав и свобод человека и гражданина

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Алмаз Мухаметжанов,
начальник Управления по надзору в сфере нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

Обозначенная Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050» амбициозная цель – вхождение Казахстана в число 30 самых развитых государств, безусловно, предъявляет высокие требования не только социально-экономической   сфере, сфере производства, инноваций и технологий, но и к национальной правовой системе. Ведь продвижение идей Главы государства невозможно без эффективно работающего законодательства.

В этой связи, в  рамках исполнения поставленных в Стратегии задач приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Обновленные правовые акты учитывают особенности современного состояния общества и мировые правовые тенденции, устанавливают оптимальную для нашего общества  модель уголовного судопроизводства.

Новые кодексы переформатировали многие сферы уголовно-правовой системы. Структурные изменения произошли как в досудебном производстве по уголовным делам, так и в судопроизводстве. Национальная уголовно-правовая система была адаптирована к соответствующей общепринятой мировой практике.

Принятие законов было вызвано необходимостью обновления уголовно-правовой системы, внедрения новых институтов, апробированных в судебно-следственной практике многих странах. Кроме того, активная трансформация общественных отношений, возникновение новых угроз  потребовали модернизацию действующих механизмов уголовно-правовой защиты личности, общества и государства.

Новыми кодексами введена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний – преступления и уголовные проступки. Многие правонарушения, считающиеся по новому уголовному законодательству проступками, по степени общественной опасности находятся на «стыке» административного правонарушения и преступления. Это побои, угроза нанести вред здоровью, оскорбление, мелкое хищение и другие. Следует обратить внимание, что проступки не будут считаться преступлениями, не влечет судимость. За эти правонарушения назначаются более мягкие наказания, такие как штрафы, общественные и исправительные работы. Самое строгое – это арест на 90 суток.

Безусловно, это усилит профилактику правонарушений, более четко разграничит степень их общественной опасности и, соответственно, наказания за них. Такая система действует во многих странах с развитой правовой системы, к примеру, в Германии, Испании, Австрии, Голландии, Норвегии, Чехии, Албании, Литве и других странах.

Такой подход отвечает принципу нулевой толерантности к правонарушениям.

Следующим существенным моментом является изменение природы института наказания. Если по действующему уголовному законодательству уголовное наказание носит репрессивный характер, то сейчас оно меняет свой «облик». Вновь принятый Уголовный кодекс больше ориентируется на, т.н. «имущественные наказания», соответственно будут больше назначаться наказания «экономического» характера.

Новый курс экономической политики, обозначенный в Стратегии «Казахстан-2050», – всеобъемлющий экономический прагматизм, обязывает нас принять всех без исключения решений с точки зрения экономической целесообразности.

И потому, в новой редакции Уголовного кодекса главный акцент был сделан в пользу декриминализации экономических правонарушений. В новом Уголовном кодексе исключена уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу и утрату документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг.

Кроме того, некоторые правонарушения, ранее являвшиеся экономическими преступлениями, переведены в разряд уголовных проступков.

Со следующего года при добровольном возмещении ущерба, причиненного вследствие экономического преступления (безусловно, кроме рейдерских захватов) не будет назначаться лишение свободы.

Одним из важных нововведений Уголовного кодекса является освобождение виновного от уголовной ответственности с установлением поручительства. Эти правила распространяются на все экономические проступки и преступления небольшой и средней тяжести.

В части внедрения реабилитационно-восстановительного правосудия, вводятся «стимулы» для добровольного возмещения ущерба и содействия борьбе с организованной преступностью: возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены или сокращения срока назначенного судом наказания при полном возмещении причиненного вреда потерпевшей стороне.

Во исполнение поручения Главы государства о сокращении «тюремного населения», наряду с расширением сферы применения строгих видов наказаний, ограничен круг «безальтернативного лишения свободы».

Следует обратить внимание, что новое уголовное законодательство является классификатором, которое четко разделяет уголовные правонарушения не только по формальным уголовно-правовым признакам (степень, характер общественной опасности и т.д.), но и по другим критериям, которые больше являются опасными для социально-экономического, общественно-политического развития страны.

В этой связи Уголовный кодекс усиливает ответственность за коррупционные преступления. За коррупцию предусмотрен пожизненный запрет на право занимать определенные должности, усилена санкция за взяточничество. Если подозреваемый в коррупции скрылся, выехал за пределы Республики, то, в таких случаях суд может конфисковать имущество до вынесения приговора. Такое новшество введено в рамках реализации статьи 54 Конвенции ООН против коррупции.

Введена специальная глава о медицинских преступлениях, установлена уголовная ответственность за незаконный оборот фальсифицированных лекарственных средств.

Выделена в отдельную главу ответственность за киберпреступления, за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, уничтожение, распространение деструктивных материалов, представляющих общественную опасность.

Усилена уголовная ответственность за проявления экстремизма и терроризма, распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий.

Выполнено также поручение Главы государства о необходимости наказывать провокаторов трудовых конфликтов.

С разработкой и принятием Уголовного кодекса синхронно осуществлялось принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, основной целью которого является создание более действенного и эффективного отправления правосудия, усиление гарантий соблюдения прав человека.

Хотел бы остановиться на наиболее актуальных и значимых нововведениях. Первое – это исключение доследственной проверки. Согласно новому УПК досудебное расследование начинается с моментом регистрации заявления и сообщения о преступлении и возможности проведения с указанного момента любых следственных действий. Предлагаемая модель начала уголовного процесса позволит обеспечить своевременную защиту подозреваемого и значительно сократит сроки расследования дела.

Еще одним важным моментом является то, что теперь следователь не будет выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.

Сейчас на практике по сложным и многоэпизодным уголовным делам составление этих документов занимает довольно много времени. Порой обвинительное заключение состоит из сотен страниц, с подробным изложением обстоятельств дела и собранных доказательств, показаний свидетелей, заключения экспертиз и т.д.

Однако, эти же вопросы исследуются также в суде. Поэтому нет необходимости в подробном изложении следователем всех сведений.

Взамен этих ёмких документов УПК предусматривает краткий обвинительный акт, утверждаемый прокурором.

Усовершенствован также порядок задержания граждан. Порядок исчисления сроков задержания приведены в соответствие с решением Конституционного Совета. Теперь этот срок будет исчисляться с момента фактического задержания, с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица стало реальным. По аналогии с американскими «Правилами Миранды» введена норма, обязывающая разъяснять задержанному его права и обязанности, в том числе право на защиту и право не свидетельствовать против себя.

Согласно новому УПК началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо предшествовавшее регистрации первое неотложное следственное действие.

По опыту Франции и Литвы в уголовный процесс введена новая процессуальная фигура «свидетель, имеющий право на защиту» (ассистированный свидетель). Таковым будет являться лицо, которое еще не признано подозреваемым, но на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние.

В уголовный процесс вводится так называемая «сделка о признании вины», основой задачей которой является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования.

С целью расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится фигура следственного судьи, что наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный  двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства.

В целях оперативного реагирования на факты применения органами уголовного преследования незаконных методов, регламентирована процедура реагирования судьи на обращения о пытках.

Для более широкого применения альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества и снижения индекса тюремного населения, в УПК закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из-под стражи. 

Предусмотрено создание специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счёт обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, а также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путём.

Важно также отметить принятие в текущем году Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия финансовых (инвестиционных) пирамид». Он был разработан Генеральной прокуратурой в целях реализации поручения Главы государства, а также создания правовой базы для защиты прав граждан от противоправных деяний, связанных с деятельностью финансовых пирамид.

Эти законодательные новеллы, на наш взгляд, позволят обеспечить качественно новый уровень степени защищенности прав и свобод человека, интересов общества и государства от общественно опасных угроз, упрощение и повышение  экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами, максимальную реализацию конституционных прав граждан.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.