Вы здесь

Необходимы комплексные изменения и системные меры

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Начальник Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры, государственный советник юстиции 3 класса Нуржан Исаков

В соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2 июля 2013 года Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым был подписан закон, учредивший в Казахстане Национальный превентивный механизм (далее - НПМ).

В рамках этого правового института впервые представители гражданского общества в целях предупреждения пыток и других видов насилия наделены правом беспрепятственного доступа в учреждения закрытого типа, в том числе - места лишения свободы.

Создание НПМ, представляющего собой один из передовых современных международно-правовых стандартов, в известной степени соотносится с текущим членством нашей страны в Совете по правам человека в ООН и, безусловно, позитивно скажется на результатах предстоящих отчетных процедур в указанном Совете и профильных комитетах ООН в сфере прав человека. Это также способствует укреплению международного имиджа в правозащитной сфере, учитывая то обстоятельство, что на сегодняшний день только 57 государств, в число которых пока не входят такие страны, как США, Япония, Россия, Канада, Китай, Индия, Финляндия, учредили в своих правовых системах НПМ.

Учитывая определенную новизну данного механизма, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан совместно с Уполномоченным по правам человека – Координатором деятельности НПМ проводится соответствующая разъяснительная работа среди руководства и сотрудников государственных учреждений, подлежащих превентивным посещениям.

Совместно с учреждением Омбудсмена в Генеральной прокуратуре с участием представителя Конституционного Совета, депутатов Парламента, руководителей ряда центральных государственных органов, представителей дипломатического корпуса (Великобритании, США, ФРГ, Королевства Нидерландов, Центра ОБСЕ в г. Астане, Европейского Союза) проведено совещание по вопросам взаимодействия с НПМ. Также посредством видео-конференц-связи приняли участие все руководители учреждений,подлежащих мониторингу НПМ, представители областных прокуратур, территориальных ДВД, ДКНБ, финансовой полиции.

Совещание дало официальный старт деятельности НПМ в Казахстане, с  его помощью  были выработаны основные принципы работы правоохранительных и государственных органов по взаимодействию с участниками НПМ.

Представители дипломатического корпуса, а также международных правозащитных организаций высоко оценили инициативы Казахстана  в деле противодействия пыткам, особо отметив системность и последовательность мер, направленных на сокращение «тюремного населения».

Это связано с комплексом мер, принимаемых по поручению Президента Республики Казахстан, которые уже дают положительные результаты.

Если в 2013 году из числа всех осужденных доля лишенных свободы впервые снизилась до 40 процентов, то в первом квартале текущего года этот показатель составил 32 процента. Это самый низкий показатель за всю историю Казахстана, включая и советский период. Он никогда не опускался ниже 40-45 процентов.

Соответственно, с 2012 года доля наказаний, не связанных с лишением свободы, возросла на 10 процентов. Более, чем в 5 раз возросло число осужденных к условной мере наказания, в отношении которых установлен пробационный контроль.

Только за первый отчетный период 2014 года, по сравнению с 2013 годом на 10 процентов больше удовлетворено судами ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении и на 38 процентов – о замене неотбытой части наказания более мягким видом.

После направления Генеральным Прокурором республики указания органам уголовного преследования, в период следствия до суда шире применяется мера пресечения в виде залога. Только за ноябрь-декабрь 2013 года залог применен в 15 раз больше (333), чем за весь 2012 год (20). За истекший период залог избран в отношении 959 лиц. Работа в этом направлении продолжается.

Не секрет, что Казахстан в настоящее время входит в список стран, лидирующих по количеству тюремного населения. Однако заинтересованными структурами принимаются необходимые меры по снижению заключенных в пенитенциарных учреждениях. В частности, активно проводится тюремная реформа.

В нашей республике идет постепенное сокращение числа лиц, осужденных к лишению свободы. Так, в 2010 году численность «тюремного населения» нашей страны составляла 62 997 человек, при этом международный «тюремный индекс», то есть количество заключенных на 100 тысяч насления, составил 395 человек. В 2011 году количество «тюремного населения» снизилось до 55 552 человек, а индекс составил – 344. Затем снижение данного показателя продолжилось и в 2012 году число лиц, находящихся в местах лишения свободы составило уже 48 684, а Казахстан по «тюремному индексу» занял 35-е место.

По итогам же 2013 года по сравнению с годом предыдущим, «тюремный индекс» чуть уменьшился и составил 296 человек на 100 тысяч населения, а наша страна заняла 36-е место по численности «тюремного населения».

С момента обретения независимости в стране проведены семь амнистий, значительно гуманизировано уголовное законодательство, в том числе смягчены санкции ряда статей Уголовного кодекса и уменьшены сроки наступления условно-досрочного освобождения. Наряду с этим, расширено применение альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, облегчены правила по применению замены наказания более мягким видом.

Глава государства Н.Назарбаев поручил принять необходимые меры для системного решения этой проблемы. Как известно, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, Министерство юстиции и правовой Совет при партии «Нур Отан» реализует ряд инициатив. В их числе проекты – «Вместо тюрем – пробация и электронные браслеты» и «10 мер по снижению тюремного населения». В рамках каждого из них разработан комплекс необходимых мер. Что касается законодательных мер, то большая их часть нашла отражение в проектах новых УК, УПК, УИК и КоАП. Они дадут свой эффект после того, как реально начнут работать. Не всем известно, что почти все проекты, изменения, дополнения в законодательных документах внесены руками многих людей. Этот колоссальный труд, не сравнить ни с чем. Это многодневные споры, дискуссии, поиски, дополнения, изучения передовых опытов  других стран и многое другое.

Сегодня можно уже сказать насколько важным был шаг к тому, чтобы модернизировать и реформировать отечественную тюремную систему. В пользу совершенствования системы правосудия и «тюремной реформы» говорят следующие обстоятельства. Во-первых, имеется потенциал дальнейшего снижения численности «тюремного населения». Согласно международным стандартам, только при соотношении 150 заключенных на 100 тысяч населения уголовное правосудие и тюремный менеджмент можно считать организованным должным образом. При более высоких показателях качественное исполнение уголовного наказания становится труднореализуемым. И, напротив, низкий «тюремный индекс» говорит не только о меньших бюджетных расходах, но и об эффективности системы правосудия и безопасности общества. Во-вторых, весомым аргументом в пользу «тюремной реформы» являются экономические вопросы. Наблюдается стойкая динамика увеличения расходов на пенитенциарную систему. За последние 4 года бюджет УИС вырос на 54 процента. Если содержание одного заключенного в 2012 году обошлось государству в 580 тысяч тенге, то в 2013 году эта сумма увеличилась до 613 тысяч тенге.

На развитие службы пробации у нас в Казахстане возлагаются большие надежды,  поскольку ожидается, что это позволит изменить ситуацию в обсуждаемой нами сфере. Работа с лицами, освобожденными из мест заключения, и потенциально рискующими повторно оказаться в тюрьме,  является весьма и весьма важной. В этой связи могу пояснить,что теперь, согласно новому УИК, уголовно-исполнительных инспекций не будет. Они преобразуются в так называемые службы пробации. И должен сказать, что это не просто смена вывески. Это смещение акцента работы целой структуры в сторону социально-правовой помощи.

Журнал «Жазаларды орындау – Исполнение наказаний»

Записала: М.МАГЗУМОВА, корреспондент.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.