Вы здесь

Изменение законодательства в свете реализации институциональных реформ

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Арман Аяганова, заместитель начальника департамента по надзору за законностью судебных актов и представительству интересов государства по уголовным делам Генеральной прокуратуры РК

Статьей 1 нашей Конституции провозглашено, что Республика Казахстан является правовым государством. Правовое государство характеризуется тем, что все физические и юридические лица, независимо от статуса и порядка образования, обязаны подчиняться действующим в нем законам, иным нормативным правовым актам, а государство строит свою деятельность исключительно  на правовых основаниях. Это говорит о том, что главнейшим признаком правового государства является верховенство закона.Сам термин «верховенство закона»уже свидетельствует о приоритете закона, перед которым  все равны, никто не может быть выше его.

Обеспечение верховенства законане случайно обозначеноодной из пяти институциональных реформ, инициированных Главой государства.Наш Президент четко определил, что только постоянное совершенствование и развитие государства, экономики и общества позволит Казахстану войти в число 30 развитых государств.

Мы уже входим в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. А вступление нашего государства во Всемирную торговую организацию (ВТО) подтверждает признание международным сообществом Казахстана как экономически развитой страны, имеющей высокий потенциал дальнейшего развития.

Неотъемлемой частью развитиягосударства можно назвать модернизацию судебной системы, ее состоятельность и устойчивость.Проведенные этапы судебного реформирования, на мой взгляд, в достаточной степени обеспечили реализацию конституционного права каждого на судебную защиту. 

Сегодня Главой государства поставлены новые задачи перед судебной системой. Из Плана нации «100 конкретных шагов» 19 шагов нацелены на обеспечение верховенства закона, и 12 из них относятся к отправлению правосудия, разрешению споров, исполнению судебных актов.

К примеру, 16-ый шаг ставит задачу упростить доступ граждан к правосудию, для этого - оптимизировать судебные инстанции.В частности, осуществить переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Предлагаемая система судоустройства полностью отвечает международным стандартам.

Например, во Франции судебная система состоит из трех уровней судов:

- суд первой инстанции. Имеются специализированные суды (ювенальные, морские торговые, военные, административные, торговые), которые не противоречат общей трехуровневой структуре. Их решения могут быть обжалованы в обычные апелляционные суды и в кассационный суд;

- апелляционный суд – их 35, из них 5 за пределами Франции (на Таити, во Французской Полинезии и т.д.), и 2 высших апелляционных суда;

- кассационный суд. Им является Верховный суд Франции. Этот суд больше рассматривается больше чем  инстанция по проверке решений нижестоящих судов. Его предназначение - обеспечить соблюдение закона этими судами. Кассационный суд рассматривает жалобы на решения апелляционных судов.

Основания для пересмотра в кассации - нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Кассационный суд состоит из шести палат:3 - по гражданским делам, по одной - по торговым и административным делам, социальным спорам и по уголовным делам.

Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера по определениям первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Трехуровневая судебная система сформирована и действует многие десятилетия также в Испании, Италии, Индонезии, Финляндии.

Национальной комиссией по модернизации определены пути реформирования действующей судебной системы.Для этого готовятся поправки в ряд действующих законов.

В части судоустройства отмечается следующее.В качестве судов первой инстанции останутся районные (городские суды).Областные и приравненные к ним суды станут только апелляционной инстанцией.

При этом, в целом, будет коллегиальное рассмотрение дел. Однако по делам, не представляющим особой сложности, апелляционный пересмотр будет осуществляться единолично судьей. В частности, предлагается единоличное рассмотрениесудьей жалоб на приговоры и постановления судов по делам, рассмотренным в сокращенном порядке, об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести.

Верховный Суд будет единственной кассационной инстанцией в стране.

По действующему УПК кассационная инстанция областных судов, по сути, дублирует надзорные функции Верховного Суда, так как в ее полномочия входит пересмотр вступивших в законную силу приговоров и постановлений судов первой и апелляционной инстанций.

Поэтому сосредоточение кассационной и надзорной функций в одной инстанции – в Верховном Суде – считаем оправданным и последовательным.

Передача кассационных полномочий Верховному Суду безусловно требует изменения расстановки судейских кадров, увеличения штата судей высшего судебного органа. Ежегодно кассационной инстанцией областных судов рассматривается в среднем не менее 6 тысяч уголовных дел, все они «перейдут» в Верховный Суд.

Стадиюпредварительного рассмотрения жалоб и ходатайствпо уголовным делам Верховным Судом было предложено оставить. Сегодня обсуждается вопрос об отдельных ограниченияхв подсудности Верховному Суду, например, дел об уголовных проступках, вопросов, связанных с исполнением приговора, решений следственного судьи и т.д.

Рассмотрение ходатайств непосредственно кассационной инстанцией предлагается осуществлять в составе не менее трех судей, как это предусмотрено и действующим УПК для кассации областных судов.

В исключительных случаях предлагается кассационный пересмотр судебных актов осуществлять коллегией в составе не менее семи судей.

К исключительным отнесены случаи, когда судебный акт затрагивает государственные или общественные интересы, может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей, когда приговором лицо осуждено к смертной казни или пожизненному лишению свободы и т.д.

Значительные изменения в части создания трехуровневой системы правосудия предлагается и по гражданским делам. Также, они связаны с формированием новой инвестиционной коллегии Верховного Суда по рассмотрению споров крупных инвесторов, созданием финансового суда в рамках финансового центра Астаны, разграничением подсудности и др.

Предполагается внесение изменений и дополнений в Конституцию, а также в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» в части повышения требований к судьям, их квалификации, отбора, возрастного ценза.

Кроме того, поправки обеспечатсоздание Международного консультативного совета, призванного осуществлять консультационные услуги, чтобы совершенствовать процесс правосудия, обеспечить применение передового мирового опыта и международных стандартов в деятельности судов.

Нельзя не сказать и о коренном реформировании деятельности Судебного жюри, направленном на обеспечение постоянного контроля за уровнем профессионализма судей, рассмотрению жалоб граждан на действия судьи.

Предстоит разработка нового Этического кодекса судей.

Существенные преобразования коснутся и деятельности Высшего Судебного Совета, начиная с формы его организации (как государственное учреждение со своим штатом и бюджетом), так и его состава, численности.Все изменения должны способствовать улучшению процесса отбора и назначения судейских кадров.

Таким образом, реализация Плана нации в части обеспечения верховенства закона будет напрямую связана с внесением законодательных поправок в целый пласт законов и кодексов.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.