Вы здесь

Государственные закупки через призму законности

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Людмила Горбачева, старший прокурор Отдела Управления по надзору за законностью судебных актов по гражданским делам Департамента по представительству интересов государства в суде Генеральной прокуратуры

11 октября 2013 года на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан Глава государства подверг серьезной критике работу государственных органов в области осуществления государственных закупок.

Данные нарекания вызваны, прежде всего, неэффективным использование бюджетных средств.

Главой государства отмечено, что зачастую причиной удорожания бюджетных проектов являются нарушения закона, допускаемые при разработке и пересмотре проектно-сметной документации, в результате чего одинаковые работы выполняются по разной стоимости, а их качество оставляет желать лучшего.

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан проанализировано состояние прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам, затрагивающим материальные интересы государства в сфере государственных закупок, рассмотренным за 2012 год и 9 месяцев 2013 года.

Анализ статистических данных показал, что количество гражданско-правовых споров  по делам данной категории увеличивается из года в год.

Динамика роста наблюдается практически по всем регионам страны. Наибольшее количество дел рассмотрено судами городов Астаны, Алматы,   Южно-Казахстанской, Карагандинской областей.

В основном это споры о признании недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки.

В связи с принятием 14 декабря 2012 года нормативного постановления Верховного Суда «О применении судами законодательства о государственных закупках» суды отказывают в признании поставщика  недобросовестным участником государственных закупок в случае нарушения  заказчиками пресекательного срока для обращения в суд, установленного пунктом 4 ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон).

Действующее законодательство предусматривает для государственных предприятий четкий порядок заключения договоров и строго регламентирует возникновение гражданских прав и обязанностей, в том числе закуп товаров, работ или услуг. Весь закуп товаров, работ и услуг должен осуществляться в строгом соответствии с Законом, который предусматривает проведение ряда процедур, прежде чем будут закуплены необходимые товары, работы и услуги.

Однако в рамках анализа выявлены случаи вынесения судами Акмолинской, Жамбылской, Мангистауской областей решений о возложении на государство ответственности по оплате более 100 млн. тенге за товары, работы, услуги, не предусмотренные утвержденным годовым планом государственных закупок, что противоречит п.8 ст.5 Закона, п. 5 ст.157 Бюджетного кодекса.

Участились случаи, когда поставщики, не выполнив в срок  предусмотренные договорами обязательства, в обход положений Закона посредством судебных решений возлагают на государство обязанность по увеличению стоимости работ и продлению действия договоров.

Так, судами Западно-Казахстанской,  Павлодарской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областей признаны обоснованными требования подрядчиков о продлении сроков договоров и необходимости корректировки проектно-сметной документации на сумму, превышающую 5 млрд. тенге.

В силу п. 4 ст. 37 Закона договор о государственных закупках должен предусматривать неустойку за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по данному договору о государственных закупках, а также обязанность заказчика по обеспечению взыскания неустойки от полной суммы договора о государственных закупках.

Зачастую при заключении договоров данные требования игнорируются, что в последующем служит основанием для отказа в удовлетворении исков заказчиков о взыскании неустойки с поставщиков и необоснованно освобождает их от гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.

Пунктом 13 ст. 37 Закона предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обязан не позднее десяти рабочих дней по истечении финансового года принять меры по взысканию неустойки в доход соответствующего бюджета.

В некоторых регионах суды относят указанный срок к срокам исковой давности и по аналогии с исками о признании недобросовестным участником государственных закупок отказывают в удовлетворении исковых требований заказчиков о взыскании неустойки с поставщиков даже при явных нарушениях последними условий договоров.

Имеют место случаи, когда суды освобождают подрядчиков, ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства, от дальнейшего исполнения работ, в связи с истечением срока договора.

В большинстве таких случаев работы заказчиком оплачены. Освобождение недобросовестных подрядчиков от исполнения обязательств ведет к дополнительным государственным затратам, необходимым для устранения дефектов либо для завершения работ, что не отвечает критериям  разумности и справедливости и противоречит принципу оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок.

Кроме того, в ходе анализа выявлены другие существенные нарушения законодательства о госзакупках, допускаемые на стадии заключения договоров.

В настоящее время Генеральной прокуратурой принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.