Вы здесь

Эффективен ли школьный предмет «Основы религиоведения» как мера профилактики религиозного экстремизма и терроризма?

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Сегодня  государством принимаются меры, направленные на повышение религиозной грамотности населения, ограждения граждан от влияния радикальной религиозной идеологии.

Важность этой работы приобретает особую значимость в современных условиях, когда казахстанское общество столкнулось с насильственными проявлениями религиозного радикализма. Кроме того,  очевиден  факт роста количества верующего населения страны.

Так, по результатам проведенного по заказу Агентства по делам религий общественным фондом «Международный институт региональных исследований «Открытое общество» социологического опроса населения по состоянию на конец 2013 год 80% респондентов от общего числа опрошенных идентифицировали себя как верующие.

Это обстоятельство требует реализации комплексных и системных мер по повышению религиозной грамотности граждан, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, для недопущения вовлечения их в радикальные религиозные структуры. Поэтому вопросам религиозного просвещения молодого поколения Казахстана уделяется самое серьезное внимание. 

Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 10.02.2000 г. «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» в средних школах страны с 2004 года в 10-х классах стал проводиться специальный курс «Основы религиоведения».

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования   разработана и утверждена Типовая учебная программа по курсу «Основы религиоведения» для 9-класса. Целью данного факультативного курса является формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей, непринятия ими радикальных религиозных идей. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа в год, или по одному академическому часу в неделю.

Вместе с тем, результаты изучения нормативной базы, регулирующей вопросы преподавания в организациях образования курса «Основы религиоведения», позволяют сделать вывод, что Министерством образования и науки не принято достаточных и исчерпывающих мер по обеспечению качества обучения данному курсу. В частности, до настоящего времени не определены конкретные требования к квалификации учителей, обучающих этому курсу.

Администрации средних школ при подборе преподавательского состава  руководствуются лишь инструктивно-методическим письмом  Министерства от 2010 года, которое указывает  на обязательность ведения курса  учителями   высшей категории. Кроме того,  раз в пять лет преподаватели  должны проходить соответствующую переподготовку, с получением   соответствующего сертификата.

Однако  в отдельных регионах страны обучение основам религиоведения  ведется учителями, не прошедшими переподготовку. К примеру, не имеют соответствующих сертификатов 291 преподаватель в Актюбинской области, 120 – в Восточно-Казахстанской, 55 – в Павлодарской, 16 -  Западно-Казахстанской областях.

Особую озабоченность вызывает методологическая составляющая обучения этому курсу. Несмотря на то, что учебник «Основы религиоведения» был выпущен   в 2011 году и по некоторым позициям не отвечает складывающейся в стране ситуации в сфере религиозных отношений, использование его в учебном процессе продолжается и по сей день.

Так, в учебнике содержатся ссылки на закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который утратил силу с принятием нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Приводится крайне недостаточная по содержанию и объему информация относительно нетрадиционных религиозных течений,   деятельность которых за последнее время получила весьма широкое распространение.

Содержание учебника не соответствует также положениям   Типовой учебной программы по курсу «Основы религиоведения». Так, в учебнике отсутствует тематический раздел,   раскрывающий учащимся историю и причины распространения религиозного экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.

Многие средние школы не обеспечены книгами. К примеру, преподаватели и учащиеся средних школ Жамбылской области обеспечены учебником лишь на 57,7%, Актюбинской – на 65%.

Совокупность указанных обстоятельств не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии.

Самат Нысанбаев, 

прокурор отдела Департамента

Генеральной прокуратуры

Комментарии

На сайте Генеральной прокуратуры мы прочитали статью «Эффективен ли предмет «Основы религиоведения» как мера профилактики религиозного экстремизма и терроризма?», которая обрадовала нас правильной постановкой вопросов.
Мы, ученые-религиоведы, работающие в сфере просвещения, кандидаты философских наук, много лет своей жизни посвятившие религиоведению и много времени и сил потратившие на разработку методов преподавания этой науки. Мы были в числе тех, кого очень обрадовало введение в школах курса «Основы религиоведения», так как хорошо понимали важность преподавания этой науки в условиях современного Казахстана
Исходя из своего личного опыта, мы утверждаем, что этот шаг был необходимым, но недостаточным. До настоящего времени основной упор в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом делается на силовые методы. Конечно, силовые методы необходимы для пресечения противоправных действий. Но они, в основном, направлены только на борьбу со следствиями, не искореняя причин. А основная причина – наше невежество в религиоведческих знаниях и, как следствие, узость мировоззрения. У молодых людей нет элементарных представлений об истории и сути религий, о культуре и менталитете других народов нашей планеты. А недостаточное знакомство с культурными и религиозными традициями других стран и народов, необразованность и, как следствие, фанатичность делают людей легкой добычей религиозно нечистоплотных деятелей.
Мы также утверждаем, что знаний религиоведения в объеме факультатива для 10 класса недостаточно. Чтобы сформировать толерантную личность, нужно постепенно давать религиоведческие знания с начальной школы, с того возраста, когда эти вопросы уже волнуют человека. Это могут сделать только компетентные учителя. В 10 классе человек уже имеет собственные убеждения на эту тему, сформированные его окружением, семьей или красноречивыми проповедниками различных деструктивных направлений, которые умело заполняют вакуум религиоведческой информации.
Их этому обучали, а вот наших учителей – нет. Школьным учителям жизненно необходимо серьезное религиоведческое «дообразование». Как его осуществить? Частично проблему можно решить организацией по специальной программе курсов лекций ученых-религиоведов для учителей. Учительскую аудиторию, при этом, не ограничивать учителями-историками. Чем больше людей будут слушать эти лекции, тем большую отдачу от них получим. Такую работу можно было бы проводить непосредственно в школах. Конечно, это мера экстренная, решающая проблему частично и зависящая от уровня образования и толерантности самих религиоведов.
Более кардинальной и логичной мерой в нашей сегодняшней ситуации было бы дополнение программ педагогических ВУЗов для всех специальностей дисциплиной «религиоведение», а на факультетах истории введение программы углубленного изучения сравнительного религиоведения и выпуск специалистов с двойной специальностью – историк-религиовед. Кроме того, было бы целесообразным, увеличить количество ВУЗов, готовящих религиоведов по специальности 050206. При правильном подходе к решению существующих проблем они будут востребованы.
К сожалению, автор статьи совершенно прав, утверждая, что сегодняшний курс «Основы религиоведения» «не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии».
Мы утверждаем, что данный курс оторван от реалий нашей сегодняшней жизни и не учитывает психологические особенности людей школьного возраста.
Программа религиоведения не может и не должна строиться в исторической последовательности. Учеников мало интересуют религии древних стран, и их изучение в начале курса может убить всякий интерес к предмету. Сначала необходимо дать понятия о религии и религиозности, о многообразии их проявлений, объяснить различия в этнической и религиозной культурах, а далее давать то, что актуально в настоящий момент. А актуальна информация о существующих сейчас на территории нашего Государства религиях и религиозных направлениях. И не важно, что ислам возник позже остальных мировых религий, изучать его нужно в первую очередь, так как компетентная информация о сути и истории этой прекрасной религии даст ответ на многие вопросы, устранит религиоведческое невежество и тем самым оградит от влияния заграничных проповедников. А далее важно подчеркнуть связь ислама с христианством и иудаизмом и дать понятие о мировых и национальных религиях. И уже после этого познакомить с религиями нетеистическими и политеистическими, которые, в философском плане, коренным образом отличаются от авраамистских, но служат нравственной основой для миллионов людей во всем мире.
Религиоведение должно быть сравнительным и объективным. В этом его сила и польза. А фундаментальное решение проблемы видится в философско-религиоведческом просвещении самых широких масс: школьников, студентов, их родителей, а также государственных чиновников, всех уровней и т.д., то есть, практически, всего населения.
Мы имеем опыт в преподавании этого предмета, много лет последовательно но безрезультатно на конференциях, в докладах и публикациях излагали свою концепцию преподавания религиоведения, но не были услышаны. С предложением помощи в просвещении населения обращались в Акимат, но получили лишь вежливую отписку.
Прошло 10 лет со времени введения «Основ религиоведения» в школьную программу. Результаты анализа не утешительны. Мы рады, что Генеральная прокуратура обратила на это внимание. Может быть теперь положение начнет улучшаться. Мы намерены и готовы всячески содействовать этому улучшению и предлагаем использовать наш опыт в составлении программ и учебников по религиоведению.

Аубакиров Мурат Каиргалиевич, ст. преподаватель ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный институт АТиСО»,
Гуттенлохер Ольга Павловна, доцент ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный институт АТиСО»,

Республика Казахстан, г. Уральск

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.