Вы здесь

Для своевременного и качественного рассмотрения обращений

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Осуществляя высший надзор за точным  и единообразным  применением  законов, органы прокуратуры стремятся наиболее полно реализовать свои правозащитные  функции, ставя во главу угла защиту прав и охраняемых  законом интересов граждан  и организаций. В соответствии с решениями  коллегии Генеральной прокуратуры и нормативными правовыми актами Генерального Прокурора работа с обращениями граждан определена  одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.

В частности, особое внимание уделяется своевременному рассмотрению поступающих обращений.

Согласно закону «О порядке рассмотрения обращений  физических и юридических лиц» от 12 января  2007 года, обращение  физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется  получение  информации  от иных субъектов, должностных лиц  либо проверка с выездом  на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение  тридцати календарных дней со дня  поступления  в государственный орган илиорган местного самоуправления.

Согласно   Инструкции  по организации работы  с обращениями  в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстанобращение разрешается в срок не позднее 30 дней со дня поступления  в прокуратуру, а не требующие  дополнительного изучения и проверки - не позднее  15 дней, если иной порядок не установлен законодательными актами.

В основном в органы прокуратуры, как правило, поступают жалобы на действия  и акты государственных органов и должностных лиц. Значительное место среди них занимают ходатайства на судебные акты. В частности, в порядке надзора рассматриваются  ходатайства на судебные акты по уголовным  делам, ходатайства о принесении протеста на судебные  акты по гражданским  делам и делам об административных правонарушениях.

Для решения  вопроса  об обоснованности или необоснованности  таких ходатайств требуется проверка законности  обжалуемых судебных актов, что возможно только путем изучения  уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении.

Особенность указанных обращений заключаетсяв том, что порядок их подачи  и рассмотрения предусмотрен соответственно, Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. В силу чего их нельзя отнести к обычным обращениям, поэтому  на указанные обращения закон «О порядке рассмотрения обращений  физических и юридических лиц» не распространяется.

К примеру, поводы, основания, порядок истребования  прокурором дел и принесения протеста в порядке надзора, а также их рассмотрения по гражданским делам строго регламентирован  ГПК(ст.ст.385-392, 395,395-1, 397-398).

В частности, статья 391 ГПК предусматривает требования  к содержанию ходатайства в суд, аналогичные требованиям к содержанию ходатайства о принесении надзорного протеста в прокуратуру. Единые основания  возвращения ходатайства или протеста (судом), ходатайства (прокурором)  предусмотрены  статьей 392  ГПК.Так, согласно ч.6 ст. 391 ГПК к ходатайству о принесении надзорного протеста должны быть приложены заверенные судом копии судебных актов, вынесенных по делу.

В случае несоблюдения указанных требований,  в соответствии с пп. 1), 3) ч.1 ст. 392 ГПК, обращение подлежит возвращению лицу, его подавшему.

При устранении недостатков, послуживших основанием для возвращения, заявитель вправе повторно обратиться в Генеральную прокуратуру либо непосредственно в Верховный суд с ходатайством о пересмотре решения суда в порядке судебного надзора с соблюдением требований ч.1 ст. 388 ГПК.

Работа прокурора в рассмотрении  ходатайства заключается  в истребовании дела, получении его, изучении, подготовке по нему заключения об обоснованности  состоявшихся судебных актов либо протеста на них и ответа автору ходатайства. Значительное количество времени занимает процесс поступления дел. К  примеру, по   получению запроса Генеральной прокуратуры областная прокуратура дает соответствующее поручение райгорпрокуратуре, которая, в  свою очередь, направляет запрос в суд первой инстанции. После поступления  из суда дело направляется, соответственно, в областную, а затем в Генеральную  прокуратуру.

В соответствии со ст.387  ГПК в случае истребования гражданского дела ходатайство о принесении надзорного протеста подлежит рассмотрению прокурором в течение тридцати календарных дней со дня поступления дела в прокуратуру.

Указанные поправки в ГПК были внесены по инициативе Генеральной прокуратуры в рамках законопроекта  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29.12.2010.

Этим же законом одновременно в ст.387 ГПК внесены нормы, определяющие сроки исполнения судами запроса прокурора об истребовании дела. Такой запрос прокурора должен быть исполнен судом не позднее семи календарных дней со дня поступления его в суд. При этом установлено, что запросы прокурором  могут направляться в адрес суда с использованием каналов связи.     

Вышеуказанные изменения и дополнения, внесенные в ГПК, направлены на обеспечение более оперативногоисполнения судами запросов прокуроров об истребовании дела, поскольку ввиду неурегулированности данного вопроса запросы прокурора судами длительное время не исполнялись. В результате этого истребованные в связи с рассмотрением ходатайства  гражданские дела поступали в Генеральную прокуратуру очень поздно, что являлось одной из причин  продления сроков рассмотрения ходатайств.

Необходимо отметить, что  согласно ст.17 «О порядке рассмотрения обращений  физических и юридических лиц» нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений влечет ответственность  в соответствии с законами Республики Казахстан. Так, в силу закона  «О борьбе с коррупцией»  правонарушением, создающим условия для коррупции, является неоднократное нарушение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненному к нему, установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

С августа 2011 года в структуре Генеральной прокуратуры страны действует новое подразделение - Call-центр с многоканальным бесплатным телефоном  115,  основными  функциями которого являются:

1) прием и регистрация обращений:

 на действия органов уголовного преследования об отказе в приеме заявления о преступлениях, о розыске без вести пропавшего, о фактах, связанных с незаконным доставлением, содержанием и задержанием, а также  иным нарушением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе;

о нарушении прав предпринимателей, в том числе, по фактам, связанным с незаконными проверками;

о нарушении трудовых прав граждан, в том числе, связанных с невыплатой заработной платы;

о противоправных действиях среди и в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования;

о фактах неправомерного взимания платы за медицинские услуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

о действиях сотрудников прокуратуры коррупционного характера;

2) прием откликов и предложений по вопросам деятельности органов, ведомств и учреждений прокуратуры;

3) разъяснение порядка оказания органами прокуратуры государственных услуг.

Кроме того,  сотрудники  данного центра отвечают  также и на  звонки  телефона доверия  71-25-79. При этом сотрудники  центра   внимательно выслушивают заявителей, фиксируют необходимые данные в электронной карточке компьютерной программы Call-центра, и сразу же направляют  обращения заявителей в уполномоченные структурные подразделения Генеральной прокуратуры,   территориальные  органы прокуратуры для разрешения поставленных в обращениях вопросов.

 

Ирина Исмаилова,
помощник Генерального Прокурора РК

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.