Актуальные вопросы правоприменительной практики по спорам о госсзакупках

29 апреля 2019 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда в 2018 году пересмотрено 36 дел по гражданско-правовым спорам о государственных закупках товаров, работ и услуг, в том числе 13 - по протестам Генеральной прокуратуры.

Наибольшее количество дел связано с признанием поставщика недобросовестным участником госзакупок (20).

Пересматривались также акты местных судов, которыми вопреки Закону продлевались сроки выполнения работ, корректировалась их сметная стоимость, взыскивались с бюджета суммы за товары (работы, услуги), приобретённые без договора о госзакупках.

По общему правилу госорганизации могут вступать в договорные отношения только с соблюдением требований Закона о госзакупках.

Данный процесс включает в себя:

  • утверждение годового плана госзакупок;
  • выбор поставщика;
  • заключение договора о госзакупках и его исполнение.

Договор заключается посредством веб-портала и удостоверяется электронными цифровыми подписями заказчика и поставщика.

Поставка товаров (работ, услуг) госорганизациям в отсутствие договора о госзакупках не порождает у поставщика право требовать оплаты.

Однако на практике имеют место случаи поставки государству товаров (работ, услуг) при отсутствии договора.

Так, Товарищество оказало госучреждению услуги по организации питания без заключения письменного договора.

Ссылаясь на то, что госучреждение не оплатило оказанные услуги, ТОО обратилось в суд с иском о взыскании их стоимости.

Судами в иске отказано в связи с несоблюдением процедуры госзакупок.

В дальнейшем с целью легализовать фактически сложившиеся правоотношения ТОО предъявило к ГУ иск о признании сделки действительной.

Суд иск удовлетворил, с чем Верховный Суд не согласился.

Статьей 154 Гражданского кодекса предусмотрено, что для признания сделки действительной необходима совокупность следующих обстоятельств:

  • соответствие содержания сделки закону;
  • исполнение сделки сторонами или хотя бы одной из сторон;
  • чтобы сделка не нарушала законных интересов третьих лиц.

Однако местные суды указали лишь на фактическое оказание услуг, что недостаточно для признания сделки действительной.

В соответствии с Законом госорганизации могут вступать в договорные отношения только посредством заключения договора о госзакупках.

Несоблюдение данного требования исключает возможность признания сделки действительной.

Система госзакупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и выявление оптимальных условий приобретения государством товаров (работ, услуг).

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством стать поставщиком.

Привлечение поставщика без соблюдения процедур госзакупок приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует эффективному использованию бюджетных средств.

Оказывая услуги без договора, ТОО не могло не знать, что услуги оказываются им при отсутствии обязательства.

Следовательно, в силу пункта 4 статьи 960 Гражданского кодекса  плата за фактически оказанные услуги в отсутствие договора не подлежит взысканию.

Иной подход предоставлял бы возможность недобросовестным исполнителям и госзаказчикам приобретать имущественные выгоды в обход Закона.

Аналогичная правовая позиция выработана по спорам об оплате дополнительных работ, не предусмотренных договором о госзакупках.

Так, одной Компанией в соответствии с договором госзакупок на строительство объекта выполнены работы, а госучреждением  произведена оплата.

Впоследствии Компания, ссылаясь на выполнение работ, не учтённых проектно-сметной документацией, потребовала дополнительной выплаты бюджетных средств.

Суд удовлетворил иск Компании.

Верховный Суд отменил судебные акты и отказал в иске по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 60 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», статьи 654 Гражданского кодекса строительно-монтажные работы осуществляются в рамках проектно-сметной документации (ПСД).

Закон о госзакупках запрещает увеличивать цену работ без корректировки ПСД и положительного заключения бюджетной комиссии.

Договор не предусматривал выполнение указанных работ и оплату их стоимости, то есть подрядчику было известно об отсутствии таких обязательств.

Поэтому фактическое выполнение дополнительных работ при отсутствии скорректированной ПСД не влечёт неосновательного обогащения, что лишает подрядчика права требовать их оплаты.

         Другим не менее важным обстоятельством является срок поставки товара (работ, услуг).

Пункт 2 статьи 45 Закона о госзакупках содержит исчерпывающий перечень случаев продления срока договора о госзакупках.

Сохранение условий договора направлено на обеспечение равенства участников указанного процесса, создание условий для добросовестной конкуренции и предотвращение коррупции.

Так, госучреждение заключило со строительной фирмой договор о госзакупках на строительство объекта.

Со ссылкой на невозможность завершения строительства в установленный договором срок, фирма предъявила иск о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию.

Суды поддержали подрядчика.

Верховный Суд отменил судебные акты и в иске отказал, так как законодательство запрещает вносить в договор о госзакупках изменения, которые могут изменить содержание условий проводимых госзакупок, и предложения, явившегося основой для выбора поставщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Закона.

Временная невозможность исполнения обязательств подрядчиком к таким случаям не относится.

Фактически подрядчик преследовал цель избежать ответственности за несвоевременное исполнение обязательства в виде оплаты неустойки.

Таким образом, договор является важнейшим средством обеспечения законных интересов как гос.заказчиков, так и поставщиков.

Знание вышеизложенных  подходов к разрешению споров о госзакупках позволит поставщикам избежать негативных последствий, вызванных неправильным пониманием требований закона. 

 

________________________

 

 

Комментарии

Добавить комментарий