Вы здесь

Выступление заместителя Генерального Прокурора Жакипа Асанова на совещании по вопросам взаимодействия государственных органовс участниками национального превентивного механизма против пыток (НПМ) в Казахстане (16.05.2014г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В 2008 году Казахстан стал участником Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток.

В этот период каждый год по фактам пыток,в среднем, регистрировалось по 2-3 преступления.Но после присоединения к Факультативному протоколу эта картина стала резко меняться.

Число обращений о совершении пыток увеличилось почти в 100 раз. То есть люди, вовлеченные в уголовный процесс, с одной стороны, перестали бояться и начали верить в правосудие. Как итог –существенный рост числа сотрудников правоохранительных органов, осужденных за пытки.

Если в 2008 году было возбуждено всего 3 уголовных дела и осужден 1 сотрудник полиции, то в13 году возбуждено 35 уголовных дел, осужден 31 полицейский.

Понятно, что такой тренд – это не результат лишь одного факта присоединения к Факультативному протоколу. Это последствия корректировки уголовной политики и связанные с ними конкретные шаги государства.

Во-первых, это приказ правоохранительных и специальных органов совместно с Минюстом и Минздравом.Этот документ содержит два важных положения – по каждому факту телесных повреждений лицам, находящимся в ИВС, СИЗО и исправительных учреждениях, в суточный срок извещается территориальный прокурор и назначается судебно-медицинская экспертиза.

Во-вторых, приказ руководителей правоохранительных и специальных органов от 2 февраля10 года. Этот документ обязал немедленно регистрировать любое сообщение о пытках, принимать исчерпывающие меры по их рассмотрению, а также впервые разрешилинститутам гражданского общества принимать непосредственное участие при производстве таких проверок.

В-третьих, Генеральный Прокурор в том же 10 году утвердилспециальную Инструкцию, котораядетально раскрываетпорядок организации проверок по фактам пыток на всех стадиях уголовного процесса и отбывания наказания. Каждый материал доследственной проверки и каждое уголовное дело берется прокурорами на особый контроль, а предварительное следствие по ним поручается специальному прокурору.

В-четвертых, вУголовно-процессуальный кодекс внесены поправки, которымидиспозиция статьи «пытки» в Уголовном кодексе приведена в соответствие с Конвенцией ООН и исключена ведомственная корпоративность при расследовании пыток. То есть если пытки совершены полицейским, то и предварительное следствие ведется другим органом уголовного преследования.

В-пятых, на местах утверждены и реализуются планы мероприятий по реализации закона об НПМ на 13-15 годы. С участием сотрудников правоохранительных и государственных органов проведены тренинги по профилактике преступлений, связанных с применением пыток.

Все эти меры, как уже было сказано,дали положительный эффект. Конечно, уголовные наказания – это не самоцель. Важнее превентивные меры, чтобы исключить всякие условия для совершения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В тоже время мы нередко сталкиваемся с голословными заявлениями о применении пыток. Понятно, что это один из методов защиты обвиняемых и подсудимых.

Другой проблемой является латентный характер этих преступлений и трудности в доказывании, особенно когда нет никаких объективных следов.

Принципы деятельности НПМ для нас известны давно.Мониторинг пенитенциарных учреждений общественными наблюдательными комиссиями проводится с 2006 года.

В тоже время каждый из этих двух институтовимеет своиособенности.

Прежде всего, у них разные процедуры формирования. Если наблюдательные комиссииобразуются по инициативе общественных объединений, то НПМсостоит из граждан на основании их личных заявлений. Состав НПМ обновляется каждый год и поэтому его работа должна стать более эффективной.

Во-вторых, НПМ в отличие от наблюдательных комиссий имеет более широкий мандат полномочий. Если общественные наблюдательные комиссии вправепосещать только исправительные учреждения и СИЗО, то участникиНПМ могут посещать практически все закрытые учреждения.И не только органов внутренних дел, но и учреждений, которые находятся в ведении министерств здравоохранения, обороны, образования.Таких учреждений в стране около 600. Это:

-     исправительные учреждения, СИЗО, гауптвахты;

-    спецучреждения и помещения временной изоляции;

-    специализированные противотуберкулезные, наркологические организации и психиатрические стационары для принудительных мер медицинского характера;

-    центры адаптации несовершеннолетних, спецорганизации образования и спецшколы.

То есть это права сотнитысяч людей.

Уже первые посещения показали, что персонал ИВС Павлодара, Шымкента, Костаная не пускал участников НПМ, поскольку не знает и не слышал, что такое НПМ и какая у них миссия. Потребовалось вмешательство из центра.

Администрация одной из колоний Северо-Казахстанской областипопыталась выдворить представителей НПМ после 9 вечера, мотивируя тем, что время пропускаистекло.А в это время более 20 родственников заключенных дежурили у ворот колонии и ждали результатовработы НПМ.Только после вмешательства прокуратуры участники НПМ смогли продолжить свою работу.

Отчасти это вина вышестоящих инстанций, которые своевременно не довели до них необходимую информацию.

Поэтому цель данного совещания –наладить эффективное взаимодействие между правоохранительными и госорганами и участниками НПМ. И не случайно сегодня в онлайн-режиме присутствуют руководители всех учреждений превентивного посещения. Мы ожидаем, что после сегодняшнего дня отношение к НПМ кардинально изменится.

В рамках подготовки к совещанию мы совместно с офисом Омбудсмена подготовили ряд информационных материалов для госструктур и участников НПМ.

Первое.Мы разработалисправочник. Что в нем содержится?Там указаны служебные адреса, телефоны, имэйлы ответственных сотрудников учреждений превентивных посещенийпо всей республике, контакты Уполномоченного по правам человека, участников НПМ, правоохранительных и государственных органов. По нему легко сориентироваться и в случае возникновения препятствий связаться с ответственными из прокуратуры вплоть до Генпрокуратуры.

Второе.Эторуководство для НПМ.Туда вошла вся нормативная правовая база. Это - Конвенции, законы, постановления Правительства, приказы уполномоченных госорганов. Также в нем содержатсярекомендации Уполномоченного по правам человека, образцы составляемых документов. Эти материалы в раздаткена CD-дисках и размещены наинтернет-ресурсахОмбудсмена и госорганов.

Третье.Подготовлен проект совместного приказа с Агентством финансовой полиции, КНБ, министерствами обороны, здравоохранения, внутренних дел, образования и науки. Онпредварительно согласован с Уполномоченным по правам человека. Этот акт подробно регламентирует порядок взаимодействия правоохранительных и госорганов по обеспечению деятельности участников НПМ и направлен на оказание им содействия. Принятие этого приказа, как мы полагаем,существенно повлияет на текущую ситуацию.

Теперь о задачах, которые могут возникнуть в ходе деятельности НПМ. Их, как минимум, семь.

Первая.Беспрепятственный допуск на объекты.

За любую необоснованную попытку перекрыть доступучастникам НПМкаждый руководитель будет нести не только дисциплинарную, но и административную ответственность за воспрепятствование деятельности участников НПМ. И полномочия по возбуждению дела возложены на прокуроров, а рассмотрение дел  отнесено к подведомственности суда. Если по чьей-то вине создаются искусственные барьеры для работы участников НПМ, то эти сотрудники могут быть оштрафованы судом от 20 до 40 МРП или почти до 70 тысяч тенге.

Но и участники НПМ должны понимать, что это режимные объекты.Там должен соблюдаться установленный законом порядок, в том числе есть четкий перечень предметов, запрещенных проносу на их территорию.

Поэтому участники НПМ,также как иперсонал этих учреждений,будут проходить досмотр. К этому нужно относиться нормально. Это нужно и для того, чтобы исключитьвозможности для разного рода провокацийво время превентивных посещений.

Вторая задача.Участники НПМ должныотнестись с пониманием, что закон запрещает без разрешения администрации фото и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану.Фото-, видео аппаратуранужнатолькодляфиксации телесных повреждений и других доказательств пыток.

А чтобы поговорить с самим заключенным, снять его на фото и видео, конечно, нужно их согласие.

Третья.Есть определенные требованияи к самим участникам НПМ.  Они должны:

- регистрировать все сообщения о пытках и передавать их Уполномоченному по правам человека;

- не допускать вмешательство в деятельность учреждений;

- неразглашать сведения, которые стали им известны во время посещений.

Кроме того, участник НПМ обязан отказаться от участия в превентивном механизме, если есть сомнения в его беспристрастности.Если есть конфликт интересов, если речь идет о знакомых, родственниках участника НПМ, т.е. если есть определенная заинтересованность, то он должен об этом прямо заявить и воздержаться от превентивного посещения, чтобы этим занялись другие коллеги. Здесь можно провести аналогию с самоотводом у судей, как это предусмотрено в наших процессуальных кодексах.

Четвертая задача. Безопасность участников НПМв ходе посещений.

Эта обязанностьвозложена Законом на администрацию учреждений.

Но нужно иметь в виду, что в пенитенциарных учреждениях95% контингента – это осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Среди них убийцы, насильники, религиозные радикалы, которым, говоря откровенно, нечего терять.Нельзя исключать случаев захвата заложников.Поэтому администрации обязаны принять все необходимые меры.

Следует иметь в виду, что во время посещений в ночное время, а такжев выходные и праздники могут возникнуть сложности.В эти дни в сменахдежурят ограниченное число сотрудников. Их задача – сопровождать участников НПМ, хотя они одновременно должныобеспечивать правопорядок среди тысячи заключенных.

На наш взгляд, в такие дни должны проводиться специальные превентивные посещения, т.е.точечно только по конкретным сообщениям и в исключительных случаях.

Пятая.Длительность посещения.

Закон не ограничивает время пребывания участников НПМ на территории объектов мониторинга.Но, конечно, время посещения в пенитенциарных учреждениях должно быть разумным.Мониторинг не может проводиться в ущерб стабильной деятельности учреждения и ни в коем случае не должен ослаблять режим.

Шестая задача.Закрепление доказательств.

Все понимают, что фиксация следов пыток должна быть юридически грамотной. От этого напрямую зависит судебная перспектива уголовного дела.

По каждому факту прокуратурой будет проводиться тщательная проверка с принятием процессуального решения. 

И если НПМ будет выявлять на местах пытки или другие виды насилия, на которые никак не реагируют местные правоохранительные органы, в т.ч. и прокуратура, то, безусловно, адекватную реакцию со стороны Генеральной прокуратуры мы гарантируем.

И седьмая задача. Это порядок взаимодействия с правоохранительными органами.

По Законуучастник НПМ при получении сообщения о пытках обязан егозарегистрировать и передать Омбудсмену, который, в свою очередь, включает их в доклад и может направить материалы в правоохранительные органы.После получения доклада госорганы в течение 3-х месяцев информируют Уполномоченного по правам человека о принятых мерах.

Согласитесь, процедура довольно сложная и не позволяет оперативно реагировать на каждый подобный сигнал.

Между тем за эти 3 месяца доказательства о применении пыток, в т.ч. телесные повреждения, могут попросту исчезнуть.

Эту ситуацию могут усугубить два фактора.

Во-первых, речь идет о пытках в закрытых учреждениях, где потенциальные жертвыне могут свободно обратиться в полицию, суд, медицинские учреждения и др.

Во-вторых, потенциальная угроза исходит не от рядовых граждан, а со стороны сотрудников этих учреждений.

Поэтому очень важно проводить проверки, что называется, по горячим следам. Иначе предпринятые действия ни к чему не приведут.

Возможные решения всех этих вопросов мы попытались заложитьв проект совместного приказа. Данный приказ предварительно согласован с заинтересованными госорганами и в проекте учтены все их предложения и замечания.

Поэтому мы просим руководителей правоохранительных и государственных органов подписатьего.

Мы планируем снова вернуться к вопросу о деятельности НПМ на заседании Общественного Советав конце этого года. К этому времени уже сможем сделать какие-то выводы, насколько налажено взаимодействие НПМ с госорганами и итоги работы национального превентивного механизма.

С другой стороны, обращаюсь к прокурорам областей, что завтра по результатам оценки НПМ может встать вопрос,а насколько эффективен прокурорский надзор на этом участке, насколько адекватны ваши акты реагирования и, в целом, владеет ли та или иная прокуратура реальной ситуацией в поднадзорных объектах.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.