Вы здесь

Выступление председателя КПСиСУ Айтпаевой С.М. на брифинге в СЦК при Президенте

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Благодарю Вас за предоставленную возможность информирования представителей средств массовой информации о приоритетных направлениях деятельности органов правовой статистики и специальных учетов.

Если кратко о Комитете, то он с 2003 года является ведомством Генеральной прокуратуры. Наши сотрудники Комитета имеют статус уполномоченных прокуроров в сфере надзора за законностью в сфере правовой статистики и специальных учетов.

В традиционном понимании многие граждане имеют представление о Комитете с точки зрения получения сведений о судимости, СМИ и госорганы знают, что у нас можно получить самую полную статистику о преступности, предприниматели знают, что основное большинство проверок контролирующих органов обязаны регистрироваться в Комитете. Но это лишь малая толика того, что мы делаем и что можно у нас получить. 

Поэтому сегодня постараемся еще более расширить информированность наших сограждан о возможностях не только Комитета, но и в целом органов прокуратуры.

Для начала о состоянии преступности за 6 месяцев этого года.

Подробные данные представлены в пресс-релизах, поэтому остановлюсь на самом важном.

За этот период в стране зарегистрировано 168 тысяч преступлений, что в принципе незначительно ниже прошлогоднего показателя (снижение на 5,5% - с 177 896 до 168 132).

Для интереса, посмотрите на слайде видно, что с 1997 года по 2010 годовой показатель преступности не поднимался выше 162 тысяч, искусственно удерживался на уровне 135-140 тысяч.

Существенный прирост - не результат глубокой криминализации нашего общества, а совместный труд всех правоохранительных органов, которые под эгидой Администрации Главы государства и Генеральной прокуратуры пришли к единому решению не гнаться за раскрываемостью и мнимыми показателями, а отражать полную и объективную картину преступности.

К примеру, укрытие преступлений в основном происходило по преступлениям небольшой и средней тяжести, как правило, это кражи, по которым и уговорить потерпевшего удобнее всего, и спрятать заявление подальше пока о нем забудут.

При этом доминирующую часть всех совершаемых преступлений составляют преступления средней тяжести.

Поэтому с 2011 года, когда в процесс подачи заявлений в полицию мы стали внедрять электронные технологии - КУЗИ с выдачей заявителям электронного талона контроля за ходом рассмотрения, резкий скачок преступности произошел именно по таким преступлениям, как, например, кражи, грабежи и хулиганства, которые составляют 70% всей совершаемой преступности в стране.

Просто их перестали прятать и укрывать.

Но даже по этим видам, благодаря координации действий государственных органов по профилактике преступности сейчас идет снижение: кражи - на 3,1%,хулиганства - на 16,3%,грабежи - на 27,9%,

Увеличение преступности произошло только по мошенничествам на 3,3% (с 17 697 до 18 282).

На этом фоне всегда сложнее было укрыть тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, разбои).

Вот поэтому именно по ним нет явного роста, а напротив, постепенное снижение, и видно, что никакой криминализации общества нет.

В этом году уровень совершаемых убийств продолжил снижение на 22,6% (с 584 до 452), разбой- на49%(с 913 до 466) и грабежей- на27,9%(с 9846 до 7101).

На 14,1% снизилась преступность среди несовершеннолетних и на 2,5% совершаемая в состоянии опьянения и наркотического возбуждения.

Территориально снижение преступности наблюдается во всех регионах страны, за исключением г.Алматы, Алматинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.

Как я уже отметила, на эффективность работы органов уголовного преследования повлияли внедренные Генеральной прокуратурой электронные технологии.

Вот, к примеру, чтобы подать заявление в полицию, уже не надо ехать в РОВД, достаточно иметь доступ к интернету, электронную подпись и зайти на наш сайт.

Здесь зайти в раздел «Информационный сервис», выбрать нужное окно – подача заявлений о преступлениях. Дальше расписаны пошаговые действия, заявление автоматически попадает в нашу базу КУЗИ, его тут же получают полицейские.

Здесь же на сайте или через СМС-сообщение можно узнать ход рассмотрения поданного заявления через номер отрывного талона.

То же самое можно быстро выяснить из любой точки Казахстана в Сall-центре Генеральной прокуратуры по единому номеру 115.

Здесь же гражданин может дать оценку работе органов уголовного преследования.

Все данные о преступности вплоть до улиц и домов, времени суток и сезонности для удобства пользователей отображаются на Карте.

Эта карта также доступна на сайте в разделе «Информационный сервис».

Можно, нажав на интересующее здание, увидеть список совершенных здесь преступлений.

Эта карта полезна для принятия профилактических мер всеми службами органов внутренних дел.

К примеру, в 2012 году, когда мы только внедряли эту карту и продемонстрировали руководству города, уполномоченным органам, внимание было обращено на концентрацию преступлений в спальных районах.

После этого, вы, наверное, сами заметили, что эти районы сейчас стали чаще патрулироваться и увеличилось количество камер видеонаблюдения и фонарей освещения.

Как результат, преступлений стало меньше.

Или вот другой пример, связанный большим уровнем краж на «левобережье» Астаны в крупных торговых центрах в 2012 году.

Воров-карманников привлекало большое количество людей.

Руководители торговых центров для улучшения репутации центра стали усилять меры безопасности, увеличили количество видеокамер. Сейчас, как видите, кражи и другие преступления на левом берегу существенно снизились.

Для того, чтобы гражданин был осведомлен о происходящих вокруг него преступлениях, к примеру, возле детского сада, школы, где учатся его дети, места работы и прочее, можно через сайт подключиться к системе оповещения, после чего на электронный адрес или сотовый телефон к вам будут приходить данные о преступлениях в заданном месте.

В основу была принята мировая практика, что в развитых странах до 50% преступлений раскрывается с помощью общественности.

Точно такой же механизм заложен в Карту аварийности, на которой автоматически отражаются данные нашего учета ДТП и лиц, в них пострадавших.

Если желаете, можно посмотреть аварийность в любом городе или дороге.

Вот, к примеру, аварийность на дорогах Алматы. Наводим курсор на любой значок и видим подробности совершенного в этом месте ДТП, состояние дороги и освещенность улицы, состояние участников ДТП, наличие водительских прав и прочее. 

***

Еще один пласт интересной информации заложен в нашем банке данных об административных правонарушениях.

В нем содержаться сведения обо всех выявленных в нашей стране административных правонарушениях и лицах, их совершивших, состоянии оплаты штрафов и другая интересная информация.

Опять же не вдаваясь в подробный отчет по цифрам, они есть в пресс-релизе, остановлюсь на главном.

За 1 полугодие 2014 года в Казахстане зарегистрировано более 1 млн. 307 тысяч  административных  правонарушений, что немного меньше прошлогодних данных (на 2,2% меньше - 1 млн. 337 тыс.).

Существенно на 42% уменьшилось количество административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения, на 35% - посягающих на личность и в сфере семейно-бытовых отношений, на 30% - в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и на 28% - посягающих на права личности.

Наибольшая динамика роста на 80% наблюдается по  правонарушениям, совершенным в области торговли и финансов (с 10 545 до 19 283).  

В основном нарушители отделывались административными штрафами (968 975)и предупреждениями (261 596).

По-прежнему, одними из многочисленных являются нарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность (231 815).

Здесь рост связан в первую очередь с проводимой политикой по выявлению мелких правонарушений.

К примеру, на треть выросло количество нарушений запрета на курение в общественных местах (с 36 тыс. до 48 тыс.).

А вот за распитие спиртных напитков привлечено меньше граждан, таких фактов на весь Казахстан всего 92 тысячи. За мелкое хулиганство наложено 35 тысяч взысканий и  22 тысячи за нарушение тишины.

Эти нарушители в основном штрафовались либо подвергались административному аресту.

Как видите, проводимая политика по нулевой терпимости в обществе дает свои плоды и мы видим постепенную дисциплинированность наших граждан.

Сейчас прежде, чем выбросить мусор, окурок, человек сто раз подумает и лучше дойдет до ближайшей урны.

В этом году при общем снижении выявленных административных правонарушений впервые взыскиваемость административных штрафов достигла 56,7%, тогда как в прошлые годы она колебалась на уровне 40-45%.

Всего из наложенных 47 млрд. тенге штрафов взыскано более 26,5 млрд. тенге.

Чтобы повысить сознание правонарушителей по оплате штрафов в этом году прокурорами совместно с сотрудниками административной полиции и судоисполнителями проведены рейды по местам работы должников и акции на дорогах.

К примеру, в столице такая группа побывала на 17 предприятиях города, где правонарушителям вручены уведомления об уплате административных штрафов на сумму более 11 млн. тенге.

Конечно же, после этого все штрафы были оплачены в считанные дни.

По итогам всех таких совместных мероприятий бюджет страны пополнился на сумму свыше 278 млн. тенге, что соразмерно средствам, выделенным на строительство одного из зданий для органов прокуратуры областного уровня или любого детского сада.

***

Как известно, с точки зрения простых граждан любой госорган характеризуется, в первую очередь, своей доступностью и открытостью для человека, это так называемый механизм обратной связи.

Особенно ощущается такая связь по рассмотрению обращений граждан.

Все, наверное, в недавнем прошлом сталкивались с ситуацией, когда подашь обращение, а потом «ни ответа, ни привета».

Уполномоченные прокуроры надзирают и за этим направлением работы госорганов, у нас ведется учет всех поданных по стране обращений.

За 6 месяцев  2014 года в государственные органы республики поступило более 1 млн. 862 тысячи обращений физических и юридических лиц.

Из них большая часть – это заявления (1 177 024). 

Радует то, что наблюдается снижение на 14% количества жалоб (с 63 348 до 54 239), значит, у населения становится меньше поводов жаловаться в государственные органы.

Наблюдается незначительный на 9% рост обращений, рассмотренных повторно (с 7 085 до 7 760).

Наибольшее количество более 4 тысяч повторных обращений приходится на центральные аппараты государственных органов, далее расположились регионы - г. Алматы -1087, ЗКО-508, ЮКО-328 и г.Астана-284.

Как положительный аспект значительно на 44 % уменьшился показатель отказанных в удовлетворении обращений(с54 622 до 30 561).

Как известно, если заявитель несогласен и неудовлетворен рассмотрением своего обращения, он, как правило, старается попасть на личный прием к руководителям этого органа.

Поэтому снижение на 39%количества обращений, принятых на личном приеме у должностных лиц, мы можем расценивать как повышение качества рассмотрения первичных обращений.

Всего на личном приеме за 6 мес. 2013 года принято 185 625 обращений, а в 2014 году – 113 111.

В целом, чтобы переломить ситуацию с нарушением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, мы поэтапно внедряем электронную систему контроля «Айқын».

Схема проста - на поданное лично обращение госорган или акимат выдает отрывной талон с номером.

Заявитель этот номер вводит в специальное окно на нашем сайте, и получает полную информацию о том, кто рассматривает, на какой стадии, дан ли ответ, куда направлено.

При такой прозрачности уже исполнитель сам  заинтересован побыстрее дать ответ на обращение. 

Только в текущем году выдано более 265 тысяч талонов, из них более 263 тысяч государственными органами областного уровня, по которым на сайт обратилось более 56 тысяч лиц.

Сего внедрением у нас появилась возможность ежедневного проведения мониторинга поступающих обращений в нашей базе и соответственно своевременно выявлять нарушения сроков рассмотрения обращений.

К примеру, несмотря на усиление ведомственного и общественного контроля, уполномоченными прокурорами выявлено 4 601 обращение, по которым исполнителями нарушены сроки.

За это понесли дисциплинарное наказание 416 должностных лиц госорганов  и  еще шестеро привлечены к административной ответственности.

К примеру, в акимате города Караганды выявлено 649таких фактов, в акимате города Уральска  111 обращений.

Учитывая, что большое количество граждан направляют свои обращения по почте, мы прорабатываем с АО «Казпочта» о выдаче таких талонов гражданам, отправляющих обращения заказным письмом.

То есть, сотрудник почты будет выдавать ему талон с номером, корешок которого будет прикрепляться к письму.

Со следующего года такие талоны контроля будут выдаваться всеми акиматами и госорганами вплоть до сельских районов.

***

Как я уже говорила в начале своего выступления, многие, особенно трудоспособные граждане нашей страны хоть раз в жизни сталкивались с необходимостью получения у нас справки о судимости.

Это одна из основных наших государственных услуг, над совершенствованием которой мы работаем постоянно.

Эта услуга предоставляется в автоматизированном режиме через портал электронного правительства с использованием электронной цифровой подписи и при обращении в ЦОН.

При отсутствии сведений сведения выдаются в ЦОНах в течение 10 минут. Если есть полные однофамильцы, на которых есть какая-либо информация, мы проводим  дополнительную проверку в течение3 рабочих дня.

Если раньше мы выдавали сведения о наличии либо отсутствии судимости с учетом ее погашения или снятия, то изменения трудового законодательства и законодательства о государственной службе обязывают нас выдавать всю имеющуюся у нас информацию о совершении лицом преступления.

Одной из причин таких изменений стали прошлогодние факты, когда прокуроры выявили в учреждениях образования ранее судимых учителей и работников, которые в прошлом были осуждены за убийства, изнасилования, за преступления против несовершеннолетних. Все это широко тиражировалось в СМИ.

Это заставило прокуратуру и госорганы задуматься об ограничениях таким лицам, судимость которых по Уголовному кодексу была, по сути, погашенной.

Поэтому в мае постановлением Правительства на смену справки о наличии либо отсутствии судимости введена новая госуслуга «Выдача информации о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам о совершении лицом преступления».

Но это не означает, что теперь должна начаться «охота на ведьм». Любой работодатель должен адекватно воспринимать представленную нами информацию и не использовать ее для ухудшения правового положения работника.

Любое необоснованное увольнение за снятую давно судимость можно опротестовать в суде и суд примет позицию работника.

Наши сведения подлежат использованию организациями и учреждениями, куда представляется справка в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии со ст. 66 КоАП РК и ст.ст. 77, 86 УК РК.

На сегодня справок нового формата выдано более 80 тысяч.

***

Еще один серьезный пласт правовой информации и надзорной работы составляет наш учет проверок, осуществляемых государственными органами.

Как известно, вопрос более четкого упорядочения всех проверок, проводимых государственными контролирующими органами, а особенно, в отношении предпринимательства, находится на особом контроле у Главы государства.

Для снижения административных барьеров и обеспечения прозрачности контрольно-надзорной работы государственного аппарата органами прокуратуры постоянно совершенствуются надзорные механизмы с использованием инновационных технологий.

В целом, динамика последних лет свидетельствует о положительной тенденции снижения  количества проводимых проверок.

Так, только в текущем году на более чем 85 тысяч или на 60% снизилось число регистрируемых проверок в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (с 141 840 до 56 172).

Снижение количества регистрируемых проверок стало возможным, в первую очередь, с внедрением со 2-го апреля т.г. моратория на проверки малого и среднего бизнеса, реализация которого находится на особом контроле.

На начало действия моратория нами обеспечено прекращение свыше 10 тысяч проверок субъектов малого и среднего бизнеса, на которые распространялись требования Указа.

С момента введения моратория по республике зарегистрировано 1 561 проверка субъектов малого и среднего бизнеса, инициированных по обращениям самих предпринимателей и проверок финансовых организаций, в том числе 4 проверки, согласованные с Генеральным Прокурором.

За нарушения требований Указа, повлекшее необоснованное назначение проверок, отказано в регистрации 16 актов о назначении проверок.

По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования, наказано 15 сотрудников органов контроля и надзора.

Мерами прокурорского надзора в текущем году защищены права свыше 8 тысяч предпринимателей.

Выявлено и пресечено 623 незаконных, а также необоснованно назначенных проверок в отношении предпринимателей, по которым привлечено к различным видам ответственности 500 должностных лиц, в том числе 35 к административной.

Широкую популярность среди предпринимателей получил действующий специальный электронный портал «Бизнес тірегі» на нашем сайте, через который они могут отследить все проводимые и запланированные в отношении них проверки, и при необходимости сообщить о незаконных действиях госорганов.

Этой возможностью воспользовались порядка 26 тысяч предпринимателей.

В частности, на портал Комитета поступило благодарственное письмо ТОО «Унистрой ПВ».

Так, органами экологии Павлодарской области по результатам внеплановой проверки внесено незаконное предписание об устранении нарушений (складирование отходов) с возмещением ущерба на сумму свыше 21 млн.тенге. Тогда как, согласно результатов проверки нарушений не выявлено.

По результатам принятых мер, отменено незаконное предписание о возмещении ущерба на сумму 21 млн. 786 тыс. 628 тенге.

С этого года мы ввели электронную регистрацию проверок.

***

И наконец, одно из самых важных сообщений, по которому очень серьезная роль отводится СМИ.

Как Вам известно, 3 июля 2014 года Главой государства подписаны новые Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях и уже с 1 января 2015 года начнется их правоприменение.

Основной и важный вопрос предстоящего полугодия – это максимальная адаптация все правовой системы и нормативной базы на работу в условиях нового уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

С 1 января 2015 года вводится новая система регистрации заявлений, сообщений об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований – ЕРДР.

Как руководитель ведомства, уполномоченного на формирование достоверной и полной правовой статистики, хочу довести до Вашего сведения, что регистрация уголовных правонарушений возрастет в несколько раз, что связано с переводом ряда административных правонарушений в разряд уголовных проступков.

Если сейчас мы говорим о 360 тысячах преступлений в год, то со следующего года их будет фиксироваться не менее миллиона в год, а то и больше.

Однако, новые данные не будут говорить об ухудшении криминогенной обстановки в стране и криминализацию общества. Нет.

Это связано с изменением процедур, предшествующих началу уголовного процесса.

Если сейчас, к их числу относится регистрация заявления и доследственная проверка, после чего, собрав необходимые сведения и материалы, подтверждающие факт совершения преступления, правоохранительные органы принимают решение о возбуждении уголовного дела, то с нового года, получив заявление о преступлении, следователь в течение суток обязан внести данные в Единый реестр досудебных расследований и начать следственные действия.                                                                 

В 2015 году некорректно будет сравнивать текущие и прошлогодние статистические данные о преступности.

То есть нельзя будет сравнивать количество возбужденных уголовных дел за прошлые периоды и количество внесенных уголовных производств в ЕРДР.

Уважаемые журналисты, нам потребуется  Ваша помощь в правильном донесении до общественности и населения информации о нововведениях и истинных причинах будущего роста зарегистрированных уголовных правонарушений.

Надеюсь на продолжение дальнейшего сотрудничества на основе взаимного уважения и взаимопонимания.

Благодарю за внимание.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.