Вы здесь

Выступление Генерального Прокурора на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, посвященного вопросам безопасности дорожного движения. (10 июня 2014г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Безопасность дорожного движения сегодня является одной из наиболее острых и обсуждаемых в обществе проблем.

Большое внимание этому вопросу уделяется и Главой государства.

В конце прошлого года им были подвергнуты резкой критике качество строительства дорог и обеспечение безопасности дорожного движения.

В этой связи, Генеральной прокуратурой совместно с Министерством внутренних дел проведен анализ аварийности на дорогах страны.

Согласно статистическим данным в 2013 году произошел резкий рост дорожно-транспортных происшествий, который составил 65% или свыше 23-х тысяч происшествий (23359, в 2012 году – 14168).

На 60% увеличилось количество пострадавших в ДТП лиц, число которых составило почти 33 тысячи человек, в том числе на 70% возросло количество раненных лиц. Среди них более   5-ти тысяч детей и 13-ти тысяч женщин.

Сохраняется высокий уровень погибших.

Каждое 7-е дорожно-транспортное происшествие заканчивается смертельным исходом. Погибло более 3 тысяч человек, в том числе 273 ребенка и 857 женщин.

Анализ показывает, что росту дорожно-транспортных происшествий способствует ряд факторов.

В первую очередь, статистический рост ДТП связан с их ненадлежащим учетом.

До середины 2012 года учет осуществлялся органами административной полиции.

После проверок Генеральной прокуратуры, в ходе которых были вскрыты массовые факты укрытия ДТП, учет был передан в органы правовой статистики.

В результате, в 2013 году мы смогли добиться объективной картины аварийности на дорогах, однако, факты укрытия все еще имеют место.

Только прокурором Акмолинской области в прошлом месяце выявлено 8 погибших в ДТП лиц, не включенных в отчет.

Во-вторых, увеличение фактов ДТП напрямую связано с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог и инфраструктуры.

Участок автотрассы А-15 между Сарыагашским и Мактааральским районами Южно-Казахстанской области, где в 2013 году погибло 49 человек, не подвергался капитальному ремонту с 1982 года.

Неоднократные предписания органов административной полиции об установлении на данном участке скоростного ограничения, дорожной разметки и проведении ремонта, местными исполнительными органами остались не исполненными.

В то же время, необходимо отметить, что более половины всех погибших (61% или 1853 человека) приходится на ДТП, совершенные вне населенных пунктов.

Поэтому мы можем констатировать непосредственную связь этих ДТП с непринятием мер по устранению нарушений дорожной инфраструктуры и улучшению дорожного покрытия.

Акиматами Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской и Мангистауской областей не исполнены мероприятия Отраслевой программы по установке в населенных пунктах, в местах тяготения пешеходных потоков, барьерных и направляющих ограждений.

По причине элементарного отсутствия дорожных знаков гибнут люди.

Так, из-за отсутствия дорожного знака «Главная дорога» в городе Шахтинск Карагандинской области в результате ДТП с участием трех транспортных средств погиб мотоциклист.

Такие нарушения носят повсеместный характер и выявлены практически в каждом регионе.

В-третьих. Ненадлежащее проведение аналитической и профилактической работы уполномоченными органами (административная полиция).

Анализ аварийности на дорогах не проводится, в связи с чем, планы профилактических мероприятий составляются формально. Нередко мероприятия переписываются из одного плана в другой.

К примеру, административной полицией Алматинской области выявление и учет аварийно-опасных участков автодорог не проводился на протяжении всего 2013 года, тогда как область занимает одно из лидирующих мест по количеству ДТП.

Такой же формализм в работе характерен и для других регионов страны.

Улучшению ситуации могло бы способствовать участие общественности в этих вопросах, однако тесного взаимодействия с общественностью еще не налажено.

Вместо того, чтобы привлекать к этой работе негосударственные организации, в Восточно-Казахстанской области административная полиция препятствует работе общественного движения «Стопхам», называя их действия хулиганскими.

В Петропавловске за неправильную установку видеорегистратора, вместо разъяснения порядка его использования, инспектор привлек водителя к ответственности.

Только в связи с широким общественным резонансом, МВД было вынуждено дать специальное разъяснение. Все это не способствует усилению профилактической работы.

В-четвертых, большое влияние на увеличение ДТП оказывает безнаказанность правонарушителей.

Одной из эффективных мер «обуздания» ДТП является обеспечение неотвратимости наказания.

Между тем, установлены многочисленные факты не привлечения правонарушителей к административной ответственности.

В одном только Бурабайском районном отделе дорожной полиции Акмолинской области установлено 25 фактов, когда виновные остались безнаказанными.

Нередко этому способствуют и сами сотрудники полиции, составляя материалы с нарушениями, из-за чего суды вынуждены возвращать их для доработки.

Из-за искусственно созданной волокиты более одной тысячи дел (1048) впоследствии прекращено за истечением сроков давности. В том числе остались 195 водителей, безнаказанно управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

Установлены многочисленные факты управления транспортным средством лицами, лишенными такого права судом.

В апреле этого года сотрудниками прокуратуры в ходе проведения совместных с административной полицией рейдов только за две недели установлено 134 таких водителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности пассажирских перевозок.

Грубейшие нарушения требований техники безопасности, допускаемые в этой сфере, нередко приводят к плачевным последствиям.

В прошлом году в Астане установлен факт управления маршрутным автобусом в состоянии алкогольного опьянения.

В Алматы, гражданин Республики Узбекистан на протяжении 5 месяцев управлял рейсовым автобусом без водительского удостоверения.

Не принимаются надлежащие меры по ликвидации стихийных автоперевозчиков.

Только на автовокзале Астаны установлено двадцать восемь автоперевозчиков, осуществляющих деятельность без необходимых разрешительных документов.

Соответственно, о безопасности пассажиров при такой перевозке не может быть и речи.

С вокзала Астаны можно уехать на легковой машине либо микроавтобусе в любом направлении.

При этом страдают интересы не только пассажиров, но и добросовестных перевозчиков.

Широкий общественный резонанс получило происшествие в аэропорту города Алматы (14 мая 2014 года), когда так называемые «частники», в борьбе за клиента, избили водителя официально зарегистрированного такси.

Вы знаете о проблеме стихийных рынков по оказанию услуг пассажирских перевозок на автовокзалах.

Только в Астане выявлено 28 фактов перевозки пассажиров без соответствующих разрешительных документов. С вокзала можно уехать в любой ближайший город на легковой машине либо микроавтобусе, водители которых не имеют никаких документов для осуществления пассажирских перевозок.

По итогам 2013 года Комитетом административной полиции доложено об исполнении 97% предписаний, внесенных по результатам комплексных обследований автомобильных дорог.

На деле, они исполнены только на бумаге. Как показывают проверки, фактически предписания остаются не исполненными.

Проведение комплексного обследования автодорог и устранение нарушений является одной из важных профилактических мер по предупреждению аварийности на дорогах и прямой обязанностью органов полиции.

Поэтому необходимо проявлять принципиальность в этих вопросах и не допускать формального рассмотрения вносимых предписаний.

Одним из важных аспектов профилактики правонарушений является неотвратимость наказания.

Однако, только чуть более половины уголовных дел (60%) находят свое логическое завершение.

Как показывают прокурорские проверки, качество расследования дел о ДТП не отвечает даже минимальным требованиям.

Экспертизы назначаются несвоевременно, установление подозреваемых проводится только в первые часы после ДТП, следственные и оперативные мероприятия, необходимые для этой категории дел практически не проводятся.

Все это свидетельствует о формализме.

Такая же ситуация сложилась и по административным делам.

Мы уже говорили о том, что в результате некачественного составления материалов суды вынуждены возвращать их для доработки.

Из-за искусственно созданной волокиты такие дела впоследствии прекращаются за истечением сроков давности (1048 дел), в том числе и дела об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (195 дел).

Также вне поля зрения МВД остался вопрос об усилении ответственности за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права.

По Закону, за такое нарушение предусмотрен штраф в размере всего 10 МРП!

В свете выявленных нами многочисленных нарушений (134 факта) полагаю это недостаточным и мягким.

Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в данную норму КоАП и усилить ответственность водителей.

Также необходимо повысить требования к составлению материалов и расследованию уголовных дел, усилив спрос за такие нарушения.

Анализ надзорной деятельности свидетельствует о недостаточном количестве экспертов, способных провести судебную экспертизу обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств.  

Быстрое и качественное проведение экспертизы ДТП является залогом своевременного принятия необходимых мер реагирования.

Поэтому прошу принять меры по увеличению штатной численности экспертов.

Сегодня состоялся конструктивный разговор, который, послужит дополнительным импульсом для активизации работы уполномоченных органов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как мы убедились, в этой сфере остается много нерешенных проблем, требующих принятия комплекса мер.

Вкратце остановлюсь на основных из них.

Первое. Одним из главных условий повышения безопасности дорожного движения является неотвратимость наказания.

Необходимо добиваться, чтобы каждый нарушитель был привлечен к строгой ответственности.

Новый Закон о дорожном движении усилил ответственность по основным нарушениям ПДД.

Наша задача обеспечить его четкое исполнение.

О необходимости повышения качества расследования и составления административных материалов мы сегодня достаточно говорили.

Также необходимо внедрять новые методы фиксации правонарушений.

Заслуживает поддержки предложение о внедрении зарубежного опыта фиксирования средней скорости движения.

Прошу МВД совместно с Генеральной прокуратурой изучить этот опыт и внедрить его в Казахстане.

Наряду с этим, необходимо усилить предупредительно-профилактическая работу с населением.

Спектр ее проведения очень широкий.

Начиная с образовательных учреждений, заканчивая трудовыми коллективами, вовлечением СМИ, изданием агитационных материалов и билбордов.

Необходимо активно сотрудничать с общественными организациями и гражданами.

Мы уже убедились, насколько эффективно используются видеорегистраторы.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о поощрении таких граждан.

Это будет стимулировать их на освещение зарегистрированных нарушений.

Второе. Необходимо усилить аналитическую работу органов административной полиции по выявлению наиболее аварийных участков автодорог и во взаимодействии с местными исполнительными органами в короткие сроки принимать меры по обеспечению их необходимой дорожной инфраструктурой, обеспечивающей усиление безопасности.

По зарегистрированным фактам уже функционирует Карта аварийности Комитета по правовой статистике и специальным учетам. Необходимо шире использовать ее возможности.

Принципиально добиваться исполнения вносимых предписаний.

Третье. Несомненно, одним из главных критериев безопасности является качество дорог.

К сожалению, не все это понимают.

Предписания органов административной полиции зачастую остаются не исполненными.

Сегодня было приведено много примеров, когда качество дороги напрямую влияло на уровень аварийности.

В этой связи, необходимо усилить работу по обеспечению качества дорожного покрытия и соответствие установленным стандартам. Внедрять новые технологии в строительстве дорог.

Наряду с этим, необходимо усилить контроль за обучением и выдачей водительских удостоверений.

КПСиСУ является администратором Системы информационного обмена специальных и правоохранительных органов (СИОПСО), в которую интегрирована 61 база данных государственных органов.

Все правоохранительные органы имеют к ней доступ и проверить, лишен ли человек права управлять транспортным средством дело нескольких минут. Необходимо наладить эту работу.

КПССУ поручаю проработать вопрос о включении в «СИОПСО» базы данных Министерства здравоохранения.

Также прошу Министерство юстиции проработать вопрос об увеличении штатной численности авто-технических экспертов и повышении их квалификации.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.