Вы здесь

Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, посвященной деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД по оказанию медицинской помощи заключенным (11 сентября 2014 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Конституция Казахстана гарантирует  гражданам равный доступ к услугам здравоохранения без какой-либо правовой дискриминации.

В этой связи, а также в свете проводимой пенитенциарной реформы, на первый план выходят вопросыобеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья в местах лишения свободы.

В силу изоляции от общества, порядка 43 тысяч осужденных и 6 тысяч следственно-арестованных ограничены в выборе услуг здравоохранения и не имеют широкого доступа ко всем имеющимся методам лечения и профилактики заболеваний.

Поэтому государством последовательно принимаются меры по улучшению условий содержания заключенных, обеспечения их необходимым набором медицинских услуг.

За последние 10 лет финансирование Уголовно-исполнительной системы выросло в 4,5 раза, в 5 раз увеличены расходы на содержание одного осужденного, в 3,5 раза улучшены их нормы питания.

Ежегодно на медицину в УИС выделяется свыше полумиллиарда бюджетных средств.

Кроме того, по Госпрограмме «СаламаттыҚазақстан» в 2011-2013 годах выделено около 3-х млрд. тенге на приобретение медицинского оборудования и ремонт всех шести противотуберкулезныхучрежденийисправительныхколоний.

Вместе с тем, проверка показала, что несмотря на прилагаемыеусилия,качество оказываемых медицинских услуг в исправительной системе ухудшилось.

За последние 10 лет на фоне общего снижения «тюремного населения» на 35%,смертность заключенных возросла в 1,5 раза,тогда как среднереспубликанский показатель снизилсяв 1,3 раза.

Причины этой тенденции отмечались нами еще в марте2012 года – назаседании коллегии Генеральной прокуратуры по результатам аналогичной проверки.

С тех пор ситуация кардинально не изменилась.

Как и прежде сохраняются некомплект персонала и квалифицированных специалистов, низкое качество проводимого лечения.

Более того, спектр допускаемых нарушений расширился фактами халатного отношения медперсонала к служебным обязанностям,простоя дорогостоящего оборудования, нецелевого расходования бюджетных средств.

При проверке обстоятельств смерти заключенных сотрудники МВД ограничиваются лишь констатацией признаков насилия, а вопросы качества и своевременности оказанной медицинской помощи и проведенного лечения не изучаются.

Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности также самоустранился от этой работы.

По результатам проверки прокурорами возбуждено 14 уголовных дел по фактам бездействия медперсонала и руководства ряда колоний, халатного отношения к своим обязанностям.

Вместе с тем, в ходе нашей проверки установлено отсутствие внешнего контроляза соблюдением в учреждениях санитарных норм и правил, что способствует распространению инфекционных заболеваний.

До сих пор не налажено действенное взаимодействие исправительных учреждений с организациями здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний.

Так, в 2013 году в результате ненадлежащей организациив колонии города Атырау  обязательного флюорографического обследования,перераспределение осужденных в другие регионы повлеклораспространение и рост заболеваемости туберкулезом в колониях ВКО, ЗКО, Акмолинской и Мангистауской областей.

Выявлены системные проблемы с обеспечением заключенных необходимыми медикаментами, в том числе больных сахарным диабетом и туберкулезом.

Не решаются проблемы оказания медицинской помощи осужденным иностранцам и лицам без гражданства.

Практически не применяется институт досрочного освобождения от наказания или замены его на более мягкое к тяжело больным лицам.

Сегодня мы обсудили одну из наиболее актуальных проблем пенитенциарной системы, которая не находит своего разрешения на протяжении длительного времени.

Во многом это обусловлено формальным подходом к данной работе.

Необходимо детально проработать и ускорить решение вопросов модернизации медицинской службыуголовной-исполнительной системы.

Не дожидаясь 2015 года, уже сейчас необходимо определиться с моделью медицинского обслуживанияосужденных.

К примеру,в странах СНГ, Азии и некоторых странах Европы (Ирландия, Албания), успешно применяется ведомственная модель, когда медперсонал исправительных учреждений находится в штате и под управлением уголовно-исполнительной системы.

В Норвегии, Англии, Франции, Австралии, Испании и Шотландии медицинская помощьосужденным оказывается сторонними организациями.

В ряде стран, в том числе США, действует смешаннаясистема, когда наряду со штатным персоналом медицинскую помощь заключенным оказывают и коммерческие организации, взявшие обязательства по их медицинскому обеспечению.

При этом, независимо от выбранной модели, уже сейчас необходимо принять комплекс мер по повышению качества медицинской помощи осужденным и следственно-арестованным.

Во-первых, это усилениеконтроля за качеством и объемом оказываемой медицинской помощи.

Для этого Комитету контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Министерства здравоохранения необходимо наладить системную и планомерную работу по проведению контрольных мероприятий на объектах уголовно-исполнительной системы.

Наряду с этим действенным должен стать  контроль со стороны общественных организаций, в том числе Национального превентивного механизма.

Прокурорам областей поручаю обеспечить действенное взаимодействие с представителями Превентивного механизма и всемерную поддержку их работе.

Второе, в целях установления объективной ситуации с заболеваемостью среди заключенных и принятия адекватных мер лечения и профилактики, необходимо разработать и внедрить формы отчетности исправительных учреждений перед органами здравоохранения.

Определить периодичность их формирования, а также четкое разграничение полномочий по их анализу между органами уголовно-исполнительной системы и здравоохранения.

В-третьих, требуется расширение межведомственного взаимодействия Министерств внутренних дел и здравоохранения в вопросах профилактики и лечения заболеваний, в том числе путем прикрепления специалистов гражданских медицинских учреждений к учреждениям уголовно исполнительной системы.

Это позволит повысить качество и охват всех заключенных обязательными профилактическими осмотрами, а также решит отдельные вопросы участия узких специалистов при обследовании и лечении осужденных и следственно-арестованных.

Для этого необходима разработка совместных нормативных актов о порядке и формах такого взаимодействия.

В-четвертых, необходимо решить проблему заполнения вакансий медицинских служб исправительныхучреждений квалифицированными  специалистами.

В ней необходимо предусмотретьстимулирующие меры, в том числе выделение подъемных средств, жилья и так далее.

В-пятых, в целях исключения простоя необходимо более эффективно использовать имеющееся медицинское оборудование, в том числе в учреждениях гражданского сектора.

В-шестых, требуется расширить практикузамены наказания на более мягкие еговиды в связи с болезнью осужденного.

Необходимо разработать четкие критерии, при которых вопрос замены наказания должен рассматриваться незамедлительно после установления соответствующего диагноза.

При этом, в отличие от полного освобождения от наказания, данный институт будет гарантировать не только контроль за осужденным, но и позволит ему получить необходимо лечение в гражданских организациях здравоохранения.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.