Вы здесь

Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры (Астана, 28 марта 2013 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Испокон веков земля является главным богатством народа. Наша страна входит в десятку крупнейших стран по размерам территории.

В этой связи, Глава государства не раз отмечал, что от того, насколько бережно, рационально и ответственно мы будем использовать земельные ресурсы, зависит наше будущее.

Мы первыми среди стран СНГ ввели право частной собственности на землю, разрешив приобретать ее у государства и использовать для развития экономики.

Со временем для реализации масштабных государственных проектов по строительству международных автодорог, расширения границ городов Астаны и Алматы, развития других региональных центров, возникла необходимость изъятия земли для государственных нужд.

Как показали прокурорские проверки, в рамках этой процедуры, земля из средства развития экономики отчасти стала объектом спекуляции для недобросовестных собственников и чиновников. В результате, в проигрыше остаётся государство.

Предпринятые меры по усовершенствованию земельного законодательства, а также принятие в 2011 году Закона «О государственном имуществе» ситуацию не изменили. Как и прежде государство выплачивает перекупщикам десятки миллиардов тенге.

По сведениям министерств регионального развития, транспорта и коммуникаций только за последние три года в стране изъято 12,6 тыс. га земли с выплатой собственникам 47 млрд. тенге. Тогда как, изначально планировалось за эти же деньги выкупить на 25% больше земли (17 тыс. га за 46 млрд. тенге).

Главной причиной значительного превышения лимита является искусственное завышение стоимости изымаемого имущества.

Приведу пример, акимат города Шымкента сначала незаконно предоставил гражданину Козбакову  участок (7 соток) из земель общего пользования, а затем по договору выкупил пустырь за 12 млн. тенге для обустройства детской площадки, т.е. по 11,5 тысяч долларов за сотку. Таких цен нет даже в Астане и Алматы. 

Этот же акимат, без соблюдения установленных процедур, незаконно предоставил землю ТОО «Компания «Хазар-Ойл». Земельный участок, пустовавший более 7 лет, в течение 4-х месяцев трижды перепродавался между аффилированными лицами, в результате его стоимость возросла в 8 раз с 27 млн. до 220 млн. тенге. Суд взыскал в пользу собственника 180 млн. тенге. Указанные сделки прокурором оспорены, в настоящее время дело находится в Верховном Суде.

В целом, прокурорами установлены факты необоснованной выплаты местными исполнительными органами  (акиматами областей, департаментами автомобильных дорог) свыше 1 млрд. 300 млн. тенге.

Выявлены факты причинения государству ущерба на сумму свыше 350 млн. тенге в результате выкупа земельных участков, незаконно выделенных в собственность из резерва под госнужды.

Мерами прокурорского реагирования предотвращено необоснованное расходование бюджетных средств в размере 5 млрд. 368 млн. тенге, предъявлено 84 иска на 1 млрд. 800 тыс. тенге, возбуждено 22 уголовных дела, в дисциплинарном порядке наказано 10 должностных лиц,

Кроме того, в настоящее время прокурорами проверяется законность и обоснованность расходования свыше 36 млрд. тенге, выплаченных собственникам изъятого имущества во внесудебном порядке.

Анализ выявленных нарушений показал, что они имеют системный характер и допускаются на всех стадиях процедуры изъятия земли.

Разнообразие преступных схем по завышению размера компенсации, свидетельствует о наличии устойчивой коррупционной составляющей, к которой причастны сотрудники многих структур, начиная от акиматов и заканчивая экспертными оценочными учреждениями.

В ходе проверки также выявлены  многочисленные факты фальсификации постановлений акиматов о выделении земельных участков, решений комиссии о легализации, отчетов об оценке, незаконного выделения земель, подлежащих изъятию и другие нарушения.

Все это обуславливает актуальность рассматриваемого вопроса, а также  необходимость выработки адекватных мер по защите интересов государства с учётом обеспечения прав добросовестных собственников имущества.

 

Отсутствие единого подхода к определению размера компенсации, системные злоупотребления со стороны чиновников, спекуляции с землей и многое другое в конечном итоге причиняют государству многомиллиардный ущерб. 

Более того, это вызывает социальную нестабильность, порождая регулярные акции протеста из-за несправедливых решений, когда одним собственникам выплачиваются баснословные суммы, а другим – при равных условиях явно несоразмерные компенсации.

При этом несовершенство действующего законодательства порождает условия для различных спекулятивных схем злоупотреблений и хищений бюджетных средств.

Также в нём отсутствуют реальные механизмы, стимулирующие собственников земли к её эффективному и целевому использованию.

В итоге, большинство лиц приобретают землю лишь с одной целью – для последующей её перепродажи либо получения компенсации при изъятии.

Любые законодательные вариации на тему установления размеров выкупа имущества исходя из её рыночной стоимости либо по цене приобретения, неизбежно приводят к коррупционным рискам, всевозможным схемам, манипуляциям и злоупотреблениям.

Усугубляет положение безынициативность и формализм в работе контролирующих органов, а также отсутствие действенной координации со стороны профильного Министерства регионального развития.

С учетом изложенного, хочу предложить ряд мер, реализация которых позволила бы навести порядок не только в вопросах изъятия земли для государственных нужд, но и в целом привести рынок земли и недвижимости к реальным ценовым знаменателям.

 

Во-первых, при подготовке генеральных планов и проектов детальной планировки необходимо обеспечить принцип удовлетворения нужд государства за счёт свободных земель, минимизировав либо полностью исключив факты изъятия частной собственности.

Для этого следует обеспечить проведение комиссионной (экспертной) ревизии этих проектов на предмет возможности их реализации без изъятия земель у частных собственников.

Для максимальной объективности выводов комиссии необходимо привлекать для участия в ней самих собственников земли.

Это даст им возможность высказать своё мнение относительно планируемых к постройке объектов и целесообразности изъятия частной собственности для их размещения, а также предложить другие оптимальные решения по удовлетворению госнужд.

 

Во-вторых, нужно ввести запрет на сделки с землей и недвижимостью с момента утверждения необходимости ее изъятия для государственных нужд.

Это исключит спекуляцию землей и другой недвижимостью до завершения процедуры изъятия.

 

В-третьих, с учетом требований закона о равноценном возмещении изымаемого имущества, альтернативной компенсацией должно стать предоставление аналогичной недвижимости взамен обращенной для госнужд.

Особенно это актуально в вопросах изъятия индивидуального жилья с земельными участками, поскольку не все хотят переезжать в многоквартирные дома.

Можно подробно изучить опыт строительства объектов Пекинской и Сочинской олимпиад, где за изъятое жилье собственникам были предложены благоустроенные коттеджи со всеми необходимыми комуникациями, в том числе транспортными.

 

Четвертое, самое ключевое и кардинальное предложение заключается в необходимости изъятия земли для государственных нужд, исключительно по ее кадастровой стоимости на момент приобретения права, с учетом ее индексации (компенсация с привязкой к индексу повышения стоимости жизни, инфляции).

На первый взгляд, это предложение может вызвать множество споров, а его реализация повлечет за собой волну возмущения.

Однако при конктруктивном подходе и детальном рассмотрении эта мера позволит решить практически все проблемные аспекты, связанные не только с изъятием земли, но и с регулированием цен на нее и недвижимость в целом.

В частности, возможность выкупа земли в случае ее изъятия для государственых нужд по кадастровой стоимости с учетом индексации, станет сдерживающим фактором для спекуляции. Для этого просто не будет условий.

Впоследствии это автоматически выровняет цены на землю на вторичном рынке, поскольку она будет регулироваться не спекулятивными  ценами перекупщиков, а реальными коммерческими рисками в случае ее изъятия.

Одновременно это побудит собственников приобретать землю только для ее прямого использования по назначению, а не в целях перепродажи по необоснованно высокой цене.

Предложенные меры практически не затронут интересов добросовестных владельцев земли, которые используют ее по прямому назначению. В случае изъятия по кадастровой стоимости, отдельно будут компенсироваться не только рыночная стоимость всех строений, расположенных на ней, а также упущенная выгода, в случае изъятия коммерческой недвижимости.

 

В-пятых, необходимо ужесточить внутриведомственный контроль за работой всех уполномоченных должностных лиц по изъятию земли для государственных нужд.

Этот контроль должен быть налажен на системной основе, начиная со стадии разработки генеральных планов развития территорий, детальной планировки и заканчивая выплатой компенсации за изъятое имущество.

В этой связи, всем уполномоченным органам необходимо проверить формирование генеральных планов на предмет целесообразности изъятия земли и возможности удовлетворения государственных нужд без этой процедуры.

Прокурорам поручаю провести проверки на предмет объективности произведенных выплат в досудебном порядке на основании заключенных договоров.

Принять исчерпывающие меры по устранению последствий нарушений законности, обеспечить возмещение в бюджет необоснованно выплаченных сумм.

С целью пресечения  попыток спекуляции земельными участками, необоснованного обогащения за счет бюджетных средств, не ограничиваясь рамками гражданских дел, необходимо  своевременно инициировать дополнительные проверки по этим вопросам.

Министерствам регионального развития и юстиции необходимо принять меры по обеспечению надлежащей координации работы уполномоченных органов в вопросах планирования и изъятия земель для госнужд, а также качественного выполнения функций юридических служб по защите интересов государства.

В-шестых, в настоящее время нами совместно с Верховным Судом выработана практика применения законодательства об изъятии земли для государственных нужд, что позволило снизить взысканные нижестоящими судами компенсации на 5 млрд.  тенге.

В частности Верховным Судом поддержана наша позиция о необходимости ориентации  не на дату постановления акимата об изъятии земли, а на дату уведомления об этом собственника.

Если уведомление вручено собственнику после введения в действие закона «О государственном имуществе», то должны применяться положения этого закона, а земля выкупаться по цене ее приобретения либо по кадастровой стоимости.

Такой практики должны придерживаться и уполномоченные госорганы.

В этой связи в ходе проверки прокуроры должны принять меры для обеспечения  единообразного применения вышеуказанных норм закона.

Принимая во внимание, что суд полностью освобожден от сбора доказательств по своей инициативе, многое зависит от активности прокурора в процессе.

В этой связи прокурорам, участвующим в суде, необходимо детально выяснять основания возникновения права на землю и цену приобретения.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.