Вы здесь

Выступление Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Астана, 21 февраля 2014г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Актуальность рассматриваемого сегодня вопроса обусловлена новым глобальным вызовом - демографическим дисбалансом и снижением рождаемости во многих странах мира. Эта проблема побуждает нас более бережно относиться к своему человеческому потенциалу,  особенно к подрастающему поколению.

Поэтому Президентом Республики, в стратегии «Казахстан - 2050» уделено особое внимание защите детства, проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Первостепенной задачей определено воспитание таких детей в семьях, через институт усыновления.

Как показала проверка, работа уполномоченных органов в этом направлении ведется не на должном уровне и неэффективна. Об этом свидетельствует статистика.

Ежегодно из 34 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление в приемные семьи передается только одна десятая часть, или 3,5 тысячи детей. Еще 2 тысячи находятся на патронатном воспитании в домах семейного типа.

По этой причине 10 тысяч таких детей (32%) продолжают воспитываться в детских домах, и еще 22 тысячи или 62% находятся под опекой и попечительством.

В этой статистике также отражается неэффективность существующей системы усыновления и в первую очередь недостаточность мер материального стимулирования.

Простым примером является пособие, назначаемое опекунам и попечителям, которое в случае усыновления ими ребенка уже не выплачивается.

Несмотря на наличие необходимой законодательной базы, положение дел к лучшему не меняется, напротив, на протяжении последних двух лет имеет тенденцию к ухудшению.

Так, на фоне уменьшения количества усыновлений на 17% (с 3,5 тыс. до 2,9 тыс.), значительно с 2 до 25 увеличилось количество зарегистрированных фактов торговли несовершеннолетними. Шесть из них были связаны с покупкой новорожденных потенциальными усыновителями. На такой шаг их побудили сложность и бюрократизм процедуры законного усыновления, отсутствие единой базы данных детей, предлагаемых к усыновлению и открытого доступа к ней. В результате усыновители лишены возможности подобрать на усыновление ребенка по своему усмотрению (пол, национальность, возраст, состояние здоровья и т.д.).

В то же время, нарушения со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства при ведении централизованного учета привели к тому, что 1858 таких детей вообще были вычеркнуты из списка. Тем самым, они были лишены возможности быть усыновленными и обрести свою семью.

В результате, это приводит к тому, что усыновители сознательно идут на нарушения закона и преступления, предпочитая «купить» ребенка, нежели пройти официальную процедуру усыновления.

Нельзя не сказать и о социальной неустроенности матерей, идущих на продажу своих детей. В сложной жизненной ситуации, будучи в подавленном психологическом состоянии, они не находят адекватной реакции и поддержки со стороны работников медицинских учреждений, органов опеки и попечительства.

Более того, нередко последние сами выступают посредниками и соучастниками в продаже или легализации ребенка.  

Несмотря на всю сложность процедуры усыновления, она не гарантирует обеспечение прав усыновлённого ребенка. Об этом свидетельствуют факты насилия и иная дискриминация детей в приемных семьях.

Всем известен пример осуждения двух граждан США, которые на протяжении длительного времени насиловали детей, усыновленных в Казахстане. Причем на стадии усыновления эта семейная пара соответствовала всем формальным критериям: была материально благополучной, не имела судимостей и психических отклонений.

Ввиду этого, актуальным является обеспечение контроля за условиями жизни, обучения, воспитания и состояния здоровья усыновленных в новых семьях.

За последние 15 лет в Казахстане усыновлено порядка 50 тыс. детей. При этом каждый пятый ребенок был усыновлен и вывезен за рубеж иностранцами. А это почти 9 тысяч наших детей. Между тем работа по контролю за условиями их жизни в приемных семьях практически провалена.

Ввиду несвоевременного предоставления усыновителями отчетов, отсутствует информация об условиях жизни и воспитания 3,5 тысяч усыновленных детей.

Причиной этого является недостаточная координация и межведомственное взаимодействие органов опеки и попечительства, Министерств образования, иностранных и внутренних дел, ведущих учет этих детей.

Аналогичным образом обстоят дела и с внутриведомственным контролем за состоянием этой работы в Министерстве иностранных дел.

В результате, на сегодняшний день мы не располагаем сведениями о местонахождении 673 казахстанских детей, переданных гражданам иностранных государств.   

И это далеко не полный перечень выявленных  нарушений законности, не позволяющих в полной мере обеспечить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По всем по ним прокурорами приняты меры реагирования, защищены права более 800 несовершеннолетних детей, к различным видам ответственности привлечено более 150 должностных лиц, возбужденно 6 уголовных дел (находятся на стадии следствия).

 С учетом высказанных сегодня предложений в качестве первоочередных мер предлагается выделить следующее:

 

Первое. Несмотря на то, что законом четко определены критерии, при которых ребенок подлежит усыновлению, на вынесение решения об этом местному исполнительному органу может понадобиться не один месяц или даже год.

Сам ребенок в этот период будет находиться в приюте, лишенный возможности стать усыновленным и обрести другую семью.

Поэтому необходимо разработать конкретный и исчерпывающий перечень критериев и установить кратчайшие сроки, в течение которых должен быть определен правовой статус ребенка и возможность его усыновления.

Это позволит в максимально быстро принять меры к его устройству в семью. Дисциплинирует недобросовестных родителей, считающих возможным оставить своего ребенка на попечение государства, рассчитывая забрать его через несколько лет, не приложив никаких усилий к его обеспечению и воспитанию.

Второе. Нужно пересмотреть положения законодательства по вопросам учета детей, подлежащих усыновлению.

Действующая система непрозрачна и создает предпосылки для различного рода преступных проявлений, связанных с коммерциализацией процесса усыновления и торговлей детьми.

Предлагается образовать рабочую группу по разработке нормативной базы, регламентирующей создание и ведение единого реестра (банка данных) детей, подлежащих усыновлению, упразднив их трехуровневый учет.

Третье: Необходимо обеспечить открытый доступ к этому банку в режиме он-лайн всех потенциальных усыновителей, разместив его на портале электронного правительства.

При этом не следует спекулировать на тему тайны усыновления, укрывая сведения о детях- сиротах от желающих их усыновить.

Ни для кого не является секретом отсутствие у ребенка родителей либо факт его проживания в доме-интернате, воспитания опекунами или патронатными родителями.

Тогда почему нельзя сделать так, чтобы об этом знало как можно больше людей, которые хотят взять в семью приемного ребенка?!

Четвёртое: Неотъемлемым и эффективным механизмом государственной политики в области реализации прав детей на воспитание в семье должна стать широкая пропаганда усыновления, в том числе посредством телевидения и других популярных средств массовой информации.

Положительный опыт есть в России, где в программе «Пока все дома» показывают детей, находящихся в домах малютки и ребенка.

Для этих целей создан специальный сайт «видеопаспорт.ру», где размещены данные о детях, нуждающихся в усыновлении.

Благодаря только этим двум информационным ресурсам по состоянию на ноябрь 2013 года в семьи устроено почти 2 тыс. детей, а это две трети от всех показанных.

Пятое: Требуется максимальное упрощение процесса усыновления, со смещением акцентов на установление целей и психического состояния кандидатов, исключив формализм при сборе документов.

Для этого следует проводить объективные психологические тесты и собеседования профессиональных терапевтов с усыновителями на предмет наличия различных отклонений.

Шестое. В рамках реализации Послания Президента нужно довести до конца работу по формированию стимулирующих мер к усыновлению.

На первом этапе для этого не понадобится дополнительных затрат из бюджета, достаточно лишь продолжать выплачивать пособия по опеке и попечительству тем, кто усыновляет подопечных детей.

Седьмое. С учетом национальных традиций, целесообразно ввести упрощенный режим усыновления детей близкими родственниками (родителями, братом, сестрой, и т.д.).

Это снимет массу проблем, особенно актуальных для тех регионов страны, где сильны традиционные устои.

Восьмое. Упрощение процедуры усыновления потребует одновременного усиления контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях.

В этой связи, предлагается рассмотреть возможность введения ответственности усыновителей за неисполнение требований закона о предоставлении отчетов, вплоть до лишения родительских прав в отношении усыновленных.

Одновременно с этим надлежит установить единую форму отчетов, которые в настоящее время составляются в произвольной форме и зачастую формально.

Они должны быть проверяемыми и обеспечивать соблюдение тайны усыновления.

Девятое. Особую сложность вызывает контроль условий проживания усыновленных  детей за рубежом.

В связи с этим, нужно наладить действенное взаимодействие между уполномоченными органами по обмену информацией о детях, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Министерствам иностранных, внутренних дел, образования и науки необходимо проводить периодические сверки по усыновлённым и вывезенным детям.

По результатам сверок должен составляться единый реестр, на основании которого будет осуществляться контроль за жизнью и воспитанием детей за рубежом.

Как было отмечено Президентом в Стратегии «Казахстан - 2050», любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем.

Поэтому уполномоченным органам нужно приложить максимум усилий, использовать все доступные средства на всех уровнях, чтобы обеспечить права наших детей. Своевременно реагировать на все подозрения в насилии и других проявлениях дискриминации. Сила государства в возможности защитить каждого своего гражданина, где бы он ни был, особенно, когда это касается прав несовершеннолетних за пределами страны.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.