Вы здесь

Тезисы выступления заместителя Генерального Прокурора РК Н.Исаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры (г.Астана, 3 июня 2013г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Рассматриваемый сегодня вопрос требует от всех нас не остроты ума и языка, а элементарного чувства сопереживания и особой ответственности. Вещи о которых я буду говорить настолько избиты  и просты, что они могут показаться элементарными и банальными.

Но я вынужден говорить о них потому что  этоготребует, сложившееся положение дел. И это вовсе не сгущение красок, как считают некоторые наши коллеги.

Проблема наркомании актуальна и известна всем нам давно. Я знаю о ней не понаслышке, так как еще в советские времена работал прокурором Меркенского района и города Шу Жамбылской области, где расположена печально знаменитая Шуйская долина с её обширными зарослями конопли.

Проблемы тревожившие меня   тогда, оказались по   сравнению с нынешними лишь цветочками. Сегодня это зло приняло огромные масштабы, угрожая будущему нашего общества и в, первую очередь, молодежи.

По подсчетам международных экспертов через так называемый «Северный маршрут»:  Афганистан - центрально-азиатские страны – Казахстан – Россия, проходит около 100  тонн героина в год, вырабатываемых четырьмястами нарколабораториями на севере Афганистана близ границ стран Центральной Азии.

Мировая практика показывает, что любая страна, являвшаяся в схеме международного наркобизнеса транзитной, со временем становится ее потребителем.

Если в 1991 году по статистике у нас на учете состояло 10697 наркоманов, то в 2000 году их количество возросло до 38 тыс., а в 2010 году до 50 тыс. человек.

Но еще в 1989 году в своей публикации в газете «Казахстанская правда»на примере одного района я отмечал, что цифры о наркотизации недостоверны: если не второй, то точно каждый третий наркоман избегал учета.

Такая же ситуация и сейчас. В 2001 году Министерство здравоохранения опубликовало сведения о том, что фактическое количество наркоманов в стране составляет свыше 250 тысяч человек. Некоторые научные источники приводят ещё большие цифры - в 400-500 тысяч человек.

По-моему, те сведения Минздрава и ученых выглядят более правдоподобнее, чем существующая официальная статистика.

Сегодня другая страна, другая система, если хотите другая эпоха. Руководство страны проводит наступательную политику по противодействию наркобизнесу – совершенствуются законы, выделяются огромные средства, закупается оборудование, разрабатываются и реализовываются государственные программы.

Однако все эти меры не дают должного эффекта из-за человеческого фактора.

(постатистике в 2012 году выявлено 3886 (в 2011г - 4360) наркопреступлений,  из них 2266 (2414), связанных со сбытом наркотиков, в 1 квартале т.г. – 1113 (1246), связанных со сбытом – 654 (814). В прошлом году привлечены 72, а в этом – 5 организованных преступных групп).

Картина выглядит совершенно иначе чем показывает статистика. Для этого достаточно смыть пелену из цифр, скрывающую от нас истинное положение дел.

*            *          *

Как известно, наркобизнес – это, прежде всего, поставка наркотиков. Недопущение этого – наиважнейшая задача всех правоохранительных органов.

(В прошлом году показатель выявляемости контрабанды вырос на 12% (с 198 до 221), в этом году – на 27% (с 45 до 57). Более половины преступлений, связанных с контрабандой героина выявлено в Жамбылской области (17 из 24). Основная часть изъятого контрабандного героина также приходится на правоохранительные органы этой области (75, 219 кг. из 80,7 кг.).

В 1 квартале т.г. пятая часть фактов контрабанды наркотических средств выявлена в Костанайской (11) и Жамбылской областях (10).

Как в прошлом году, так и в этом, не выявлено ни одного факта контрабанды наркотиков в Акмолинской, Атырауской и Кызылординской областях).

За последние пять лет,по статистике количество контрабанды наркотиков неуклонно снижается.Но я уверен что  это не связано с уменьшением наркотранзита. Это результат нашей слабой работы.

Например,с 2008 по 2011 годы их число снизилось вдвое с 364до198 и только в прошлом году оночуть возросло -221.

Не помогла даже сильнейшая встряска в августе прошлого года на совещании у бывшего помощника Президента – Секретаря Совета Безопасности РК (ныне Государственного секретаря РК) М. Тажина .

А незначительный рост связан с некоторой активизацией работы органов пограничной службы КНБ (всего КНБ –111, в том числе ПС - 97).Но хочу заметить, что ими в основном выявляются лишь мелкие дозы, предназначенные для личного потребления.

Основное количество фактов контрабандного ввоза наркотиков выявлено ими на казахстанско-кыргызской границе (Жамбылская область) –50, а (на казахстанско-узбекской части границы (ЮКО) - 3 факта).

Аналогичная ситуация в Мангыстауской области на границе с Туркменистаном.

Что касается вывоза наркотиков, то их основное количество зафиксировано на севере.В ВКО зарегистрировано 24 факта контрабанды, однако 20 из них сами были наркопотребителями.

Такая же ситуация в СКО, Костанайской, Павлодарской областях, где контрабанда героина вообще не выявляется, и только по 2 случая изъятия значительного веса наркотиков.

Крайне малоэффективна в этом вопросе работаКомитетатаможенного контроля, хотя это одна из  основных задач таможенных органов (п.5) ст.8 Таможенного кодекса).

С2008 (133) по 2012 год (51) выявляемостьими контрабанды снизилась более чем в два с половиной раза (в 2009 году – 119, в 2010 году – 110, в 2011 году – 66).

Из 51 факта лишь по 12 преступлениям вес изъятого наркотика составил крупный размер, а в 28 случаяхбыли изъяты наркотики с ничтожным весом.

Аналогичную характеристику можно дать и работе МВД.

За этот же период ими выявленов в три с половиной раза  меньше фактов контрабанды с 205 до 59 преступлений(в 2009 году – 119, в 2010 году – 100, в 2011 году – 65).

Более того в основномэто мелкая контрабанда наркотиков, предназначенная для самих потребителей.

Например, в 39 случаяхиз 59 вес изъятого наркотика не достигал веса, с которого наступает уголовная ответственностьза их хранение.

К примеру, в ЗКО возбуждено 2 дела о контрабанде марихуаны и  все они исчисляются граммами, из них ни одно в суд не направлено.

В Жамбылской области выявлено 12 фактов контрабандноговвоза в Казахстан из Кыргызстана марихуаны,по  11 из нихизъято всего 611 грамм.

Спрашивается зачем контрабандистам везти марихуану в Шуйскую долину?! Вероятно так отдельные сотрудники пытаются наверстать недостающие показатели.

На граничащих с Россией областях органами МВД изымается только марихуана и производные.

К примеру, в Павлодарской области сотрудниками Железинского РОВД к уголовной ответственности было привлеченолицо за контрабанду 0,6гр. марихуаны.

В то же времяроссийскими спецслужбами в прошлом году на сопредельных территориях изъято более 2-х тонн героина, против 307кг.у нас, а из изъятых нами в этом году 297 кг. больше половины или 164кг по информации ФСБ России. 

К примеру, 15 мая т.г. в Астраханской области РФ у двух проводников – граждан Таджикистана, в поезде сообщением «Душанбе – Москва», прибывшем из Атырау, обнаружено более 80 килограммов героина.

В январе и апреле на КПП «Аксарайский» российские пограничники в поездах «Куляб – Москва» и «Душанбе – Москва», также следовавших с казахстанской стороны, изъяли из тайников 31 килограмм героина (газета Мегаполис от 16 мая 2013г.).

10 и 11 декабря 2012 года через таможенный пост «Карасу» в Жамбылской области на двух большегрузных автомашинах в Казахстан было ввезено 254 килограмма героина.

О данном факте нам стало известно от российских спецслужб, задержавших одну автомашину в Кемеровской области.

Получив это сообщение, сотрудники ДКНБ Карагандинской области задержали на трассе вторую автомашину со 164 кг героина.

Самым возмутительным здесь является то, что при досмотре автомашин посредством инспекционного комплекса, сотрудники таможни наркотики не обнаружили.

Если дорогостоящий инспекционный досмотровой комплекс не способен выявить замаскированный героин, спрашивается, кто и зачем его приобретал?

На постах «Бейнеу» в Мангистауской области и «Жибек-жолы» в ЮКО эти комплексы не эксплуатируются и фактически простаивают с 2010-2011г.г.

Другие 8 комплексов заработали лишь в 2012 году, из них 2 комплекса были приобретены еще в 2010 году. 

Возникает резонный вопрос, чем занималось руководство Комитета таможенного контроля, которое 2 года не могло обеспечить установку оборудования и куда смотрели прокуроры?!

Пока оборудование пылится в складах, контрабандисты беспрепятственно пересекают всю территорию страны, через массу КПП: пограничного, таможенного, транспортногоконтроля и иных инспекционных служб.

Никто, в том числе и надзирающие прокуроры, не стали разбираться в причинах и условиях, способствовавших свободному перемещению наркотиков.

*            *          *

Говоря о количественных показателях борьбы с наркобизнесом, я вынужден повторить то, о чемговорил 29 марта т.г. на коллегии по вопросам учетно-регистрационной дисциплины - о проблеме, изъевшей правоохранительную систему – погоне за показателями и цифрами.

По статистике в стране по фактамсбытанаркотиковвыявлено 2266 преступлений. Но мы предаем суду, как известно,  не преступления, а конкретных наркосбытчиков. А таковых у нас- 733.

На фоне первых чисел эта цифра  естественно выглядит блекло и поэтому в гонке за показателями полиция своевременно не пресекает преступные действия, дожидаясь пока подозреваемые совершат несколько преступлений.И при этом, напрочь забывают о своей обязанности пресекать и предупреждать преступления (ст.2 Закона «Об органах внутренних дел»).

 

И такие примеры мы имеем по всем регионам.

В Павлодарской области один и тот же агент полиции в течение 1 месяца пять раз покупал наркотики у одной гражданки ради того, чтобы потом возбудить пять уголовных дел по факту сбыта наркотиков.

Никто не задавался вопросом, сколько раз за это время эта гражданка реализовала наркотики другим людям.

Кто за это будет отвечать?И почему с этим мирятся наши прокуроры?

Таким способом оперативники Карагандинской области фактически позволили 85-ти наркоторговцам совершить 293 сбыта наркотиков, в Костанайской эта пропорция составила 101 к 231, ВКО – 51 к 166, Павлодарской – 41 к 136, данные по другим областям вы можете видеть на слайде.

В отношении 126 наркосбытчиков проведено по 3 оперативных закупа, в итоге на учет искусственно поставлено 252 никомуне нужных,кроме как для статистики МВДпреступления!В отношении 148 лиц – по 2 оперативных закупа, больше всех в Костанайской и Карагандинской областях (34 и  18 двойных фактов сбыта).

Дошло до тогочто некоторые областисоревнуются кто больше проведет оперативных закупов у одного источника. В ЮКО, ЗКО, Карагандинской областях оперативники умудрились закупить наркотики у одного и того же лица – 10 раз, в СКО, Акмолинской, Павлодарской, Костанайской – 9 разив Жамбылской, Карагандинской - 8.

К примеру, в СКО 3, 15, 16, 18, и 22 мая 2012 года сотрудниками ДВД проведено 9 оперативных закупов героина угр-ки В., покупая по 2-3 раза в день наркотики.

А 22 мая 2012 года указанными лицами оперзакупы проводились чуть ли неежечасно! (в 18, 19 и 21 часов).

В некоторых случаях оперативники совершенно непонятно для чего, затягивают разработку аж на несколько месяцев.

ДВД Карагандинской областив течение 6 месяцев велись ОРМв отношении некой К., хотя сведения о её преступной деятельности стали известны в первый же месяц в ходе проведения 4 оперзакупов.

Следующие 5 месяцев оперативники чего-то ждали и задержали её лишь в феврале 2012 года.

Почему прокурор, санкционировавший эти мероприятия, вовремя не среагировал и не прекратил специальные ОРМ?

Чтобыпресечь эту порочную практику, 4 октября 2012 года Генпрокуратурой в адрес прокуроров областей и правоохранительных органов направлено указание о разграничении длящегося (продолжаемого) и неоднократного сбыта наркотиков.

Этой мерой нам удалось снизить количество проводимых откровенно незаконных повторных оперативных закупов, но они все еще продолжаются.

В 1 кварталет.г. по 654 (814) наркосбытам к уголовной ответственности привлечены 189 лиц.

Непрекращающиеся манипуляциипроисходят из-запопустительства со стороны Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД.

Свидетельство тому инициированное Комитетом обращение в Генпрокуратуру о том, что названное мной указание якобы препятствует борьбе сОПГ и выявлению каналов поставок наркотиков.

Когда же мы вынесли эти вопросы на межведомственное совещание с участием заместителя Министра, руководителей ряда Комитетов МВД, а также начальников ДВД областей, ни один из них не смог привести хотя бы один конкретный случай, где исполнение требований Указания, повлекло срыв оперативной разработки.

Не повлияла на эту практику и позиция судов, которыми действия оперативных работников по проведению повторных фактов закупов, все чаще признаются провокацией.

Из рассмотренных 326 уголовных дел, судами квалифицирующий признак «неоднократность» исключен по 107 (98) уголовным делам.

К примеру, судамиКостанайскойобластииз 44 дел по фактам сбыта наркотиков признак неоднократности исключен по 42.

*            *          *

Различным манипуляциям оказались подвержены показатели борьбыи с организованной наркопреступностью.

Если это ОПГ, то её деятельность охватывается единым умыслом и целью и образуют в целом одно преступление.

Между тем, все выявленные в прошлом году 72 преступления об ОПГ соединены в 12 уголовных дел, по которым к ответственности привлечено 40 лиц.

Здесь также хотел бы обратить внимание на неоднозначную судебно-следственную практику применения норм материального права.

Если в одних случаях органы искусственно увеличивают количество преступлений, то в других наоборот не возбуждают дела.

К примеру, в Жамбылской, Карагандинской, Мангыстауской, Павлодарской областях и городах Астана, Алматы, в отношении организаторов ОПГ и их участников возбуждаются дела отдельно по ч.1 и 2 статьи 235 УК и обвинение предъявляется в совокупности с п.«а» ч.4 ст.259 УК.

В Акмолинской и Костанайскойобластях возбуждением уголовные дела по части 1 ст.235 УК ограничиваются лишь в отношении организатора ОПГ, а правовая оценка действиямчленов ОПГ, связанным с их участием в организованной группе не дается, обвинение предъявляется лишь по п.«а» ч.4 ст.259 УК.

В ЗКО и Актюбинской областях уголовные дела по ч.1 и 2 статьи 235 УК вовсе не возбуждаются, обвинение, как организатору, так и участникам ОПГ, предъявляется лишь по п.«а» ч.4 ст.259 УК.

В последних двух случаях правовая оценка действиям обвиняемых дана не полностью, тем не менее, по этим делам состоялись приговора.

*            *          *

И снова, как в учетно-регистрационной дисциплине, в одних случаях оперативники раздувают показатели, в других – они наоборот пытаются укрыть не совсем устраивающие их цифры.

Раскрываемость наркопреступлений в 2012 год составила 46,7%, за 1 квартал т.г. – 38,3%.

В целях улучшения показателей раскрываемости уголовные дела в отношении неизвестных наркосбытчиков попросту не возбуждаются.

Прочно устоялась практика, навязываемая органами внутренних дел, когда лица, уличенные в незаконном хранении наркотиков, как один утверждают,что наркотикинашли на улицах, в сквере и других общественных местах.

А оперативники с радостью соглашаются с такой абсурдной версией (а может и сами дают такие советы!), ибо отпадает необходимость искать наркосбытчика.

Складывается такое ощущение, что какой-то благодетель каждую ночь летает по нашим городам, разбрасывая дорогостоящие наркотики так, что общественные места усыпаны ими!

Спрашивается, почему бы полиции тогда не заняться и не отыскать хотя бы одного такого«благодетеля-сеятеля дурманящего зелья».

В противовес этому, когда обвиняемые говорят, что наркотики приобрели у конкретного лица, отдельные сотрудники незаконно отказывают в возбуждении дела либо вовсе не регистрируют эти сообщения в КУЗИ.

А если по выделенным материалам и возбуждаются уголовные дела то, зачастую они просто напичканы копиями процессуальных документов основного дела и несколькими формальными отдельными поручениями.

Такие факты имеют повсеместный характер.

Полиция бездействует даже в тех случаях, когда на нарушения им прямо указывает суд.

В Костанайской области в суде установлено, что изъятый у подсудимой «Ш» героин весом 1,25 грамм она приобрела у гражданина «К» и указала конкретный адрес его проживания.

Несмотря на вынесенное по этому поводу частное постановлениесуда, сотрудники УВД г.Костанай в возбуждении дела незаконно отказализа отсутствием состава преступления, агорпрокуратурас этим согласилась.

Потребовалось прямое указание Генеральной прокуратуры, чтобы незаконное постановление было отменено и возбуждено уголовное дело.

И даже после этого, прокурор г.Костанай Ерекешев А.И. факт сбыта неизвестным лицом героина в особо крупном размере квалифицировал по менее тяжкой статье(ч.2-1 ст.259 УК) вместо ст.259 ч.3 п.«в» УК, относящейся к особо тяжкой категории.

*            *          *

Не отвечает предъявляемым требованиям деятельность органов финансовой полиции по борьбе с отмыванием денег, полученных от наркобизнеса.

Основной целью наркобизнеса является получение прибыли.

Если принять во внимание, что каждый из 733 лиц, задержанных за сбыт наркотиков, занимался этим постоянно, то, где доходы, которые они получали?! А полиция вместо изъятия у них незаконно нажитого, сама получается обеспечивает им гарантированный доход проводя неоднократные оплачиваемые закупы!

Несмотря на колоссальный оборот теневых денежных средств в сфере наркобизнеса в 2012 году выявлено всего 6 таких преступлений!

Если же реально посмотреть, что стоит за этими делами, то можно увидеть следующую картину, по тремиз них( в г.Астане, ВКО и  ЗКО)лица уже оправданы.

Лишь один фактзаслуживают внимание - финансовой полицией города Алматы некоему С. вменена легализация на 10 млн. тенге.

И все!

Оставшиеся двадела, на мой взгляд, сложно отнести к легализации доходов.

В СКО сотрудниками ДБЭКП лицу, выступающему под псевдонимом, вручен ноутбук, который он обменял у некоего гражданинана героин.

Асотрудникифинполиции ВКО учликак легализацию обменмобильного телефона на марихуану, и в результате по статистике оно прошло как преступление с громким названием – «отмываниедохода, полученного от наркобизнеса».

Уважаемые коллеги!

Ну как можно такие факты отнести к борьбе с незаконной легализацией денежных средств?! Просто курам на смех!

Вышеуказанные упреки в полной мере могут быть адресованы  МВД и КНБ, полностью игнорирующих эти опасные преступления.

*            *          *

Причины,из-за которых происходят недостатки и нарушения в деятельности правоохранительных органов, как всегда просты и понятны.

1. Погоня за показателями, тем самым создание видимого благополучия в борьбе с наркобизнесом.

Практика неоднократныхоперзакупову одного и того же наркосбытчикаувеличилаполицейские показатели на 72,2% (с 1081 до 3886).

2. Увеличение процента раскрываемости за счёт квалификации тяжких и особо тяжкихнаркопреступлений как менее тяжких.

За прошлый год процент общей раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, вследствие манипуляции статпоказателями, путем проведения повторных закупов увеличился на 1,6% (с 45,1% до 46,7%), а непосредственно по наркопреступности, этот показатель необоснованно завышен на 10,6% (с 64,4 % до 74,0%).

3. Не использование всего спектра возможностей оперативно-розыскной деятельности:

Меры по противодействию наркопреступности сведены к однообразным методам и приемам оперативно-розыскной работы, отсутствует системная работа в отношении сбытчиков.

В результате выявляются мелкие сбытчики, а изготовители, оптовики и организаторы в основном остаются недосягаемыми.

В большинстве случаев после задержания лиц с наркотиками вся оперативная работа сворачивается. Источники их поступления не устанавливаются.

4. Коррупционная составляющая:

Ситуация усугубляется участием в наркобизнесесамих сотрудников правоохранительных органов.

Только в прошлом году к уголовной ответственности привлечены - 14, в т.ч. КТК – 4, КУИС – 4, МВД – 6.

(Если рассмотреть преступность среди работников силовых структур в разрезе регионов, то практически ежегодно выявляются преступления в г.Астана в 2009 году - 1, 2011 году – 5, в 2012 году – 4; Акмолинской области в 2009 году - 2, 2010 году – 6, 2011 году – 1; ЮКО в 2009 году - 1, 2010 году – 5, в 2012 году – 2.)

Большинство из них вовлекаются в преступную сферу по роду своей деятельности, что в первую очередь, связано с отсутствием надлежащего ведомственного контроля.

О чем можно говорить если начальник отдела УБН ДВД г.Алматыв течение трех лет передавал для сбыта  наркотики гражданке Г..

Аналогично, этим же занимались самостоятельно трое оперуполномоченныхэтого же УБН, привозившиедля сбыта той же наркоторговкегероин.

Интересен тот факт, что изъятый у сотрудников полиции героин, по составу неоднороден, что даёт основания полагать, что они систематически присваивали часть изымаемого у различных источников наркотика, который затем и сбывали.

*            *          *

В завершении хотелось бы отметить, что борьба с наркопреступностью посредством манипуляций и «самоуспокоения» негативно сказывается на реализации государственной политики в сфере наркомании и наркобизнеса.

Подобное отношение к выполнению своих обязанностей, откровенный обман и сокрытие информации о реальном положении дел, формируют в обществе негативное отношение к правоохранительным органам в целом.

Во всем мире даже о готовящихся терактах население получает от силовых органов оперативную информацию, инструкции по мерам безопасности в этих условиях.

Мы же лишаем наших граждан этого.

Наши органы уголовного преследования свою бездеятельность и нерасторопность скрывают, ссылаясь на угрозу расшифровки пресловутойтактики и методов оперативно-розыскной деятельности.

В итоге, правоохранительные органы борются с наркопреступностью в одиночку, без поддержки народа, большинство населения даже не знает о происходящем.

Это крайне ошибочный и неправильный подход: минусов в нем значительно больше, чем плюсов. Если же оценивать с точки зрения доверия людей, то сплошной минус. И продолжать эту линию мы не вправе.

Поэтому я убежден, что о проблемах наркомании и других насущных темах мы должны открытоговорить через средства массовой информации, тем самым формируя общественное мнение, особенно среди молодежи.

Правоохранительным органам, в том числе и прокурорам, пора пробудиться и со всей ответственностью и серьезностью отнестись к проблеме распространения наркотиков, их популяризации среди молодежи, перестать играть со статистикой ибо за всё это может когда-нибудь воздастся.

Только бремя ответственности тогда будут нести уже наши дети и будущие поколения.

Выработанные предложения по совершенствованию антинаркотической деятельности правоохранительных органов включены в проект решения коллегии, которые имеются у вас.

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.