Вы здесь

Тезисы выступления Генерального Прокурора Республики Казахстан Асхата Даулбаева на 25-ом заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ (Астана, 27 августа 2015 г.)

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В современных условиях преступность приобрела интернациональный и мобильный характер.

Международный опыт показывает, что нашими коллегами внедряются новые превентивные приёмы воздействия на преступность и расследования правонарушений, которые основаны на инновационных технологиях.

В Казахстане органам прокуратуры, помимо высшей надзорной функции, отведена роль «ядра правоохранительной системы» и координации деятельности правоохранительных органов.

В силу такого статуса и функционала мы внедрили ряд систем информационного взаимообмена между правоохранительными и иными заинтересованными государственными органами.

Оператором этих систем выступает Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре, в котором в автоматизированном режиме аккумулируются сведения о преступности, результатах судебных процессов, прокурорских проверках, рассмотрении обращений граждан и другая правовая информация.

Весь этот массив содержится в восьми информационных системах, к которым представлен удаленный доступ всем заинтересованным государственным и правоохранительным органам.

*******

Самым обширным ресурсом является Система информационного обмена правоохранительных и специальных органов, разработанная Генеральной прокуратурой.

Доступ к ней обеспечивается через защищенный канал связи посредством использования специального электронного ключа.

Он именной, за счет чего администратор Системы может отслеживать действия каждого сотрудника в ней.

Система объединила 73 базы данных всех государственных органов страны.

К примеру, следователь, используя эту систему, в рамках расследуемого уголовного дела без бумажного запроса может оперативно получить сведения об объектах недвижимости у субъекта, наличии у него земельных участков, всех видов транспорта, обременений на них, оружия, судимости, уплате налогов и штрафов, исполнительных документах о взыскании долга, выдаче паспортов, водительских удостоверений, полученных лицензиях, оказанных ему госуслугах, выплате заработной платы, пенсий, пособий, выездах за пределы страны и многое-многое другое.

В свою очередь, прокурор, не выходя из кабинета, может получать в электронном режиме все необходимые для него данные по расследованию конкретного дела, то есть вести так называемый электронный прокурорский надзор.

Сотрудник дорожной полиции или участковый инспектор может оперативно узнать о наличии у проверяемого лица сведений по прошлым фактам привлечения к ответственности, нахождении его в розыске, неуплате алиментов и иную информацию.

В рамках общенадзорной деятельности для прокурора хорошим помощником выступает сервис «Взаимосвязанные лица».

Работая с сервисом электронных государственных закупок, можно сопоставить данные по различным тендерам, провести сверку цен на услуги и товары, выявить взаимосвязи участников закупок.

С подключением базы данных миграционной полиции, судов и пограничной службы стал прозрачным контроль за выдворением незаконных мигрантов.

К примеру, в ходе выборочного мониторинга выявлены 600 лиц, подлежащих по решениям судов депортации, но не выдворенных из страны.

Другой мониторинг выявил 635 государственных служащих, привлеченных к уголовной ответственности.

В необходимых случаях этот сервис позволяет выявить всех владельцев движимого и недвижимого имущества, начиная с самого первого.

Необходимо отметить, что Система оправдала себя и при розыске преступников.

Теперь информация обо всех операциях, произведенных разыскиваемыми лицами, собирается в один объем и система автоматически сигнализирует правоохранительному органу о них.

К примеру, Система показала, что гражданин Али Д., разыскиваемый за совершение группового грабежа, обратился в ЦОН за справкой об отсутствии судимости. Это позволило задержать его уже на следующий день.

Применяя подобную схему поиска, а также и по другим видам государственных услуг только в этом году мы установили и задержали 23 преступника.

Разработана и мобильная версия портала Системы информационного обмена.

Благодаря этому полицейские уже в пути следования на место происшествия с помощью мобильного устройства смогут получать первичную информацию (анкетные данные о потерпевшем, возможном подозреваемом, наличие оружия, автотранспорта, психических расстройств, судимости и другие данные, имеющие значение).

*******

С 1 января 2015 года в Казахстане введен новый Уголовно-процессуальный кодекс, при разработке которого был использован передовой международный опыт.

Согласно кодексу расследование по делу будет осуществляться уже с момента регистрации заявлений в Едином реестре досудебного расследования.

Данный ресурс разработан в электронном формате. Зарегистрированным сообщениям присваивается соответствующий номер в электронном талоне, который подлежит выдаче заявителю.

Через него граждане могут узнать о судьбе своих заявлений любыми доступными средствами связи –посредством SMS-сообщения, через Call-центр или на сайте Генеральной прокуратуры.

Для удобства граждан предусмотрена возможность подать заявление о преступлении через наш сайт с помощью электронной подписи.

В функционале Реестра предусмотрена опция заполнения шаблонов электронных процессуальных документов. Такой подход позволит видеть не только движение уголовного дела, но и его содержание.

Таким образом, развитие этой системы даёт возможность перевода уголовного процесса в электронный формат и послужит основой к созданию единых стандартов расследования для правоохранительных органов.

Интеграция Реестра с информационными ресурсами государственных и правоохранительных органов позволила оперативно получать в интересах следствия необходимые сведения по конкретным лицам, объектам, юридическим фактам и т.п.

На основе Реестра правовая статистика и отчетность по преступности, её видам, категориям, масштабам, а также по субъектам и другим критериям формируется в автоматическом режиме.

По поручению Президента нами в рамках реализации пяти институциональных шагов разработана географическая карта преступности, по которой наши граждане имеют возможность знать о текущем состоянии общественной безопасности.

Связав интерактивную карту с Реестром досудебных расследований, мы получили данные о совершаемых преступлениях вплоть до улиц и домов, по времени суток и сезонности.

Эта карта, в первую очередь, полезна для органов полиции, которые оперативно реагируют на очаги преступности и принимают профилактические меры.

Также и граждане могут подключить свои мобильные аппараты, задать интересуемый радиус, после чего им будут приходить данные о преступлениях в конкретном месте.

Такой же принцип мы использовали при разработке карты дорожно-транспортных происшествий, которая доступна на сайте Генеральной прокуратуры.

Данные о дорожно-транспортных происшествиях, а также пострадавших в них, теперь отражаются на карте с детализацией по трассам, населенным пунктам, перекресткам и улицам.

Все эти меры направлены на улучшение уровня доверия граждан, который определен в качестве основного критерия правоохранительной деятельности.

Согласно Государственной программе дальнейшей модернизации к 2020 году перед правоохранительными органами поставлена задача достичь уровня доверия граждан не менее 60%.

*******

Помимо сферы уголовного процесса с 2012 года мы внедрили электронный проект под названием «Айкын» (прозрачность).

Уникальность этого проекта состоит в том, что сами граждане могут узнать о ходе рассмотрения обращений в государственных органах через Интернет, отслеживая не только их продвижение по инстанции, но и принятие решения, а также контролировать сроки рассмотрения.

Для этого заявителям выдается талон с индивидуальным номером, предназначенным для входа в автоматизированную систему.

*******

В нашей стране уделяется особое внимание защите бизнеса.

Сегодня в Казахстане принимаются беспрецедентные меры поддержки предпринимательства, поскольку частный бизнес является основой экономики страны и обеспечивает большую часть поступлений в бюджет.

И его стимулирование – это рост экономического потенциала нашего государства.

На это нацелен прокурорский информационный сервис «Бизнес тірегі – Опора бизнеса», который призван обеспечить защиту прав предпринимателей.

К примеру, он позволяет в режиме «он-лайн» получать субъекту подтверждающую информацию о проверке через интернет или СМС-сервис.

В ней будут указаны основания и сроки проверки, её регистрация в органах прокуратуры, сведения о проверяющих и другая справочная информация.

Таким образом, если через информационный сервис эти данные не подтвердятся, то предприниматель вправе отказать в проведении проверки.

Здесь же субъект может получить информацию о проведенных или запланированных проверках.

Недавно внедренный проект «Электронная регистрация проверок» позволяет исключить дублирование проверок, а также соблюдение требований по их кратности.

*******

Важно отметить, что и свою деятельность мы постарались оснастить информационными ресурсами.

Документооборот в органах прокуратуры осуществляется через локальную систему «Қадағалау», что в переводе с казахского языка означает «надзор».

Эта система позволяет автоматизировать процесс сбора, обработки, хранения и представления данных и формирования на их основе аналитических отчетов.

Данным ресурсом создано единое информационное пространство органов прокуратуры, которое позволяет эффективно использовать рабочее время, значительно снизить расходы на бумажные носители.

Доля электронных документов составила 77%. Внедрение этой системы позволило сэкономить 32% бюджетных средств.

Автоматизация документооборота обеспечила контроль и оперативный доступ к информации подчиненных прокуратур.

За счет ускоренного поиска информации увеличен объем времени для принятия решений. Мы сократили и время на доставку электронных документов, необходимых для работы.

Также, в Генеральной прокуратуре применяются средства виртуализации инфраструктуры рабочих мест и развития «облачных технологий», позволяющие иметь доступ к рабочему месту в системе с любого терминала в здании.

Отказ от персональных компьютеров и внедрение «облачного ресурса» позволило осуществлять работу с объемным массивом данных, без наличия больших вычислительных мощностей у самого пользователя.

*******

Современное развитие общества характеризуется внедрением во все сферы жизни информационно-компьютерных технологий.

В нашей стране для удобства граждан внедрено и успешно развивается оказание государственных услуг через ресурсы «электронного правительства».

Нами изучается передовой международный опыт для дальнейшего развития информационных технологий. К примеру, сейчас прорабатывается опыт корейской информационной системы в уголовно-правовой службе.

Для формирования информационного общества в республике приняты государственные программы «Информационный Казахстан» и модернизации правоохранительной системы.

В рамках их реализации сформированы основные направления дальнейшей информатизации деятельности правоохранительных органов.

Полагаем, что это послужит прочной основой к построению современного формата правоохранительной системы, повышению уровня доверия населения к ней и обеспечению прав граждан.

Теги: 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.